Святитель Василий, епископ Рязанский 1295 г

 Василий, †1294, епископ Рязанский, почитается как святой. Его память отмечают 12 апреля; 21 мая — вместе с муромскими чудотворцами, благоверным князем Константином и его чадами Михаилом и Феодором; 10 июня — отдельно и в Соборе Рязанских святых; также 3 июля — в Соборах Владимирских и Липецких святых.

Источники и редакции повести: Сведения о жизни Василия сохранены в «Повести о Рязанском епископе Василии», которая дошла до нас в двух вариантах. Краткая, самостоятельная редакция приписывается Ермолаю-Еразму. Есть и переработанная, пространная версия, которая вошла в житие святого князя Константина Муромского и была составлена в связи с прославлением Константина на Соборе 1547 года.

Содержание краткой редакции: Согласно ей, вскоре после княжения в Муроме святого князя Глеба была учреждена епископия, и её в недолгое время занял праведный епископ Василий. Он неустанно трудился: восстанавливал храмы, просвещал невежд и язычников, укреплял слабых. Ему приписывают добродетели — незлобие, смирение, целомудрие, непрерывную молитву, воздержание и стойкую верность Богу в скорбях.

Чудо исхода из Мурома: По повести, недоброжелатели, обманутые дьяволом (который являлся в образе девицы), изгнали Василия из Мурома. Святитель смиренно принял страдание, всю ночь молился в соборном храме Бориса и Глеба, совершил всенощное бдение и утреннюю литургию. Затем он совершил молебен перед образом Богоматери, принесённым из Киева святым Константином, взял икону и, с упованием на Пресвятую Богородицу, отправился к Оке, чтобы оставить город и епископию. На берегу он не стал плыть на корабле, а постелил мантию на воду, встал на неё с иконой — и, по чудесному событию, был водою унесён против течения; менее чем за шесть часов он доплыл до того места, которое ныне зовут Старая Рязань. Там его торжественно встретил рязанский князь Олег Иоаннович, и епископская кафедра была перенесена из Мурома в Рязань; чудотворная икона, бывшая с Василием, стала храниться в новом месте.

О пространной редакции: В более объёмной версии рассказ о святителе соединён с заимствованиями из летописных сведений об «обновлении» Мурома князем Юрием Ярославичем в 1351 году. Такое соединение представлено как не вполне удачное: по сути, к рассказу о чудесном переходе и служении Василия добавлены более поздние хронологические штрихи, которые создают сложности в источниковой и временной реконструкции событий.

В итоге: «Повесть» в двух редакциях даёт картину святителя как подвижника и чудотворца, чья деятельность связана с переносом епископской кафедры из Мурома в Рязань и с почитанием иконы Богоматери; в то же время пространная редакция смешивает повествование со светской летописной хроникой, что осложняет однозначную хронологию событий.
В летописях и актах фиксируются два рязанских епископа по имени Василий — второй и четвёртый в общем списке. Первый из них скончался в 1294 году. Второй, Василий II, был поставлен митрополитом Алексием в 1356 году и упоминается в грамоте святителя Алексия на Червленый Яр; по летописной последовательности он умер до 1360 года. Поскольку князь Юрий Ярославич был свергнут с муромского престола в 1354/55 и вскоре скончался в заточении, он не мог участвовать в поставлении епископа Василия II. Тем не менее поздний, пространный составитель, вероятно, сознательно связал имя Василия с именем муромского князя Юрия: Юрий был современником великого князя Олега Иоанновича (начало 1350;х — 1402), упомянутого в более ранней краткой редакции, а само название «Старая Рязань», встречающееся в этой краткой редакции, появилось как раз после основания «городка Олгова на усть Проне», то есть относится к эпохе Олега. Известно также, что епископ Василий II получал от Олега Иоанновича и его зятя, пронского князя Владимира Димитриевича, многочисленные земельные пожалования и льготы; поэтому предание, оформленное в середине XVI века в краткой редакции «Повести», скорее всего относится к рязанскому епископу XIV века. В то же время полностью исключить соотнесение святителя с епископом конца XIII века нельзя из;за путаности и анахронизмов предания — и нет оснований полагать, что епископская кафедра располагалась в Муроме: с самого основания в конце XII века кафедра была в Рязани.

Что касается почитания Василия Рязанского, точная дата его установления неизвестна. Он не был провозглашён на соборах 1547 и 1553 годов, когда были прославлены муромские святые, но по мнению исследователей, местное почитание могло возникнуть как следствие соборного прославления муромских чудотворцев. 10 июня 1609 года были обретены нетленные мощи Василия и по распоряжению рязанского архиепископа Феодорита перенесены из церкви Бориса и Глеба в Успенский (позднее Рождественский) собор в Переславле Рязанском; этот день установлен как местный праздник. Имя святителя включено в Соборы Владимирских и Рязанских святых (празднования учреждены в 1982 и 1987 годах). В середине XVII века Симон (Азарьин) отмечал память Василия в своём месяцеслове; согласно указу Святейшего Синода 1814 года, память праздновали 21 мая совместно с муромскими чудотворцами. В настоящее время мощи Василия находятся в Рождественском соборе вместе с останками пяти рязанских князей и трёх княгинь.

На месте первоначального погребения святителя 4 октября 1836 года рязанские купцы открыли памятник — четырёхгранную пирамиду под шатром на четырёх колоннах (монумент не сохранился). Стороны пирамиды украшали сцены, связанные с жизнью и почитанием святителя: прибытие из Мурома в Старую Рязань с чудотворной иконой Божией Матери, встреча с великим князем Олегом Иоанновичем, переезд в Переславль Рязанский и кончина, а также перенос мощей из Борисоглебского храма в Успенский собор.
Литература
ПСРЛ. Т. 18. СПб., 1913. С. 23, 83, 99, 120, 121;
Повесть о Петре и Февронии / Подгот. текстов и исслед. Р. П. Дмитриевой. Л., 1979. С. 325-326 [Крат. ред. памятника];
Повесть о водворении христианства в Муроме (по ркп. Румянцевского музеума № 364) // Памятники старинной лит-ры, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1. С. 229-240 [Простр. ред.].
Голос в защиту предания о святом Василии I, еп. Рязанском // ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 147-160;
СИСПРЦ. С. 49-51; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 92;
Голубинский. Канонизация святых. С. 122;
Жития святых. М., 1916. Кн. доп. 2-я. Янв.-апр. С. 571-572;
Вагнер Г. К. Повесть о Рязанском еп. Василии и ее значение для ранней истории Переяславля-Рязанского // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 167-177 [Библиогр.];
Дмитриева Р. П. Две редакции XVI в. Повести о Рязанском еп. Василии // Культурное наследие Древней Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 136-142;
Дмитриева Р. П. Повесть о Рязанском еп. Василии: (История текста первонач. ред.) // ТОДРЛ. 1977. Т. 32. С. 40-55;
Повесть о Петре и Февронии. С. 79-94.
Подобедова О. И. Лицевая рукопись XVII в. «Сказания о граде Муроме и о епископии его...» // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С 374-387;
Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 73-74;
Сиротинская А. А. Иконография св. Василия еп. Рязанского и Муромского по мат-лам муромского круга памятников // Муромский сб. Муром, 1993. Вып. 1. С. 24-33.
Использованные материалы
А. В. Назаренко, Э. П. И., Василий, еп. Рязанский Православная энциклопедия, т. 7, с. 28-30
http://www.pravenc.ru/text/150489.html
Жизнеописание на сайте "Русское Православие"
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2702
http://pravgymn62.ortox.ru/tropar-svtvasiliy - молитвословия

[1]  Память обретения мощей в 1609 году.

[2]  В автографе Ермолая-Еразма (РНБ. Солов. № 287/307, не позднее нач. 60-х гг. XVI в.) "Повесть" имеет заголовок: "О граде Мураме и о епископьи его, како преиде на Рязань".

[3]  Есть предание, что рукоположен во епископа Киевским митрополитом Максимом в 1285 году - ortho-rus.ru

[4]  ПСРЛ. Т. 7. М., 2001. С. 215-216; Т. 10. М., 2000. С. 222; Т. 15. Вып. 1. Стб. 60

[5]  ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1997. Стб. 484; распространенная в литературе датировка 1295 г. не учитывает, что статья 6803 г. в Лаврентьевской летописи - ультрамартовская (Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 121).

[6]  ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. М., 2000. Стб. 64.

[7]  АСЭИ. Т. 3. № 313. С. 343-344.

[8]  Приселков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). СПб., 20022. С. 406; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123; Т. 18. С. 23.

[9]  ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 476

[10]  АСЭИ. Т. 3. № 314-315. С. 345-347; № 319. С. 348; № 322. С. 350-352.

[11]  РГБ. МДА. № 201. Л. 333 об.

[12]  СПб РАН. Собр. Н. П. Лихачева. № 50.

[13]  обоснование датировки и атрибуции миниатюр из собр. Н. П. Лихачева, №50 - см.: Турилов А. А. Об опасности абсолютизации филигранологического метода датировки рукописей // Филигранологические исследования. Теория. Методика. Практика. Л., 1990. С. 125-126.

[14]  БАН. Строг. № 66. Л. 97, кон. XVIII в.

[15]  ИРЛИ. Колл. Перетца. № 524. Л. 147, 1830-е гг.

[16]  Погод. № 1931. Л. 103, 1820-е гг.


Рецензии