Илия в схиме Иоанн 1186 архиепископ Новгородский и

Илия (в схиме Иоанн; †1186) — архиепископ Новгородский и Псковский, память которого празднуют 7 сентября (в день кончины), 1 декабря (в честь обретения мощей в 1439 г.) и в Соборе Новгородских святых. В миру он назывался Иоанн, родился в Новгороде у благочестивых родителей Николая и Христиины и с детства воспитывался в страхе Божием. По достижении совершеннолетия архиепископ Аркадий рукоположил его в священники к церкви священномученика Власия, но склонность к уединённой молитве привела его в новгородский монастырь, где он принял постриг с именем Илии и вел строгую подвижническую жизнь. По просьбе горожан он принял управление Новгородской кафедрой (возможно с 1162 г.), а 28 марта 1165 г. митрополит Киевский Иоанн рукоположил его во епископа; он стал первым новгородским иерархом, возведённым в сан архиепископа. Его деятельность в Новгороде была связана с постройкой храмов и основанием монастырей: в первый год архиерейства были сооружены церкви Святой Троицы и святителя Николая, а также основаны женская Предтеченская и мужская Благовещенская обители (последняя — по желанию его и брата Гавриила). В 1170 г. суздальское войско осадило Новгород; во время трёхдневной осады архиепископ непрестанно молился, и 25 февраля получил указание вынести на городскую стену икону Божией Матери из храма Преображения. После этого враги впали в замешательство и отступили, и в честь чуда был установлен праздник 27 ноября в честь иконы, названной Знамение.
Он первым принялся помогать беспомощным людям — нищим семьям Новгородской земли, разорённым нашествием и голодающим, — щедро раздавая им помощь. Будучи противником междоусобиц, он, после победы новгородцев, убедил князей просить мира у великого князя Андрея Боголюбского и в 1172 году сам поехал во Владимир примирять стороны. Щедрость не мешала ему заботиться об устройстве и украшении церквей: в 1179 году вместе с братом Гавриилом он возвёл великолепный храм Благовещения в основанной им обители, на строительство которого, по преданию, чудесно были посланы средства — конь с двумя мешками золота, присланный Самою Царицей Небесной. В 1182 году он возвёл каменный храм Богоявления над вратами монастыря, затем ещё один над кремлёвскими вратами, в 1184;м — каменный храм на Опоках; им также были построены храмы во имя пророка Илии, трёх отроков Вавилонских, Феодора Студита и Лазаря. Главной заботой святителя было духовное просвещение народа: он часто вел духовные беседы с клиром и мирянами, от него сохранилось около 30 поучений. Сам он вел строгую, молитвенную и постную жизнь, неустанно заботясь о пастве, смутимой гражданскими бранными. За простоту сердца ему была дарована власть над бесами: однажды он изгнал демона из умывальника и, по условию отпустить его, велел тому перенести святителя за одну ночь в Иерусалим и обратно; демон исполнил волю, но затем стал гнать на святого лживые упрёки и подбрасывать женские вещи. Толпа, возбуждённая кознями беса, повела святителя на плот и спустила по Волхову, но плот чудесным образом поплыл против течения к Юрьеву монастырю, где монахи с честью встретили его; новгородцы раскаялись, просили прощения, и святитель, не тая доброты, простил их и вернулся на кафедру.
Незадолго до смерти святитель Илия, ослабленный годами и трудами и ощущая приближение конца, был пострижен в схиму с прежним мирским именем Иоанн — под этим именем он и прославился. Преемником он назначил своего брата, святителя Григория. Иоанн скончался 7 сентября 1186 года и был погребён в Новгородском Софийском соборе.

В 1439 году при ремонте храма с стены упал большой камень и разбил каменную крышку гробницы. Когда при архиепископе Евфимии приподняли доску в образовавшемся отверстии, церковь наполнилась благоуханием; Евфимий увидел в гробу неразложившегося святителя в схиме, но имени на крышке не было. После усердной молитвы в ночь на 4 октября архиепископу явился во сне человек в святительских одеждах, назвавшийся архиепископом Иоанном и повелевший совершать в этот день сугубую панихиду по погребённым в Софийском соборе русским князьям и новгородским архиепископам — так возникло празднование соборной памяти Новгородских святителей.

Мощи Иоанна почивали в Новгородском соборе; общецерковное прославление святителя совершилось на Московском Соборе 1547 года, а в 1629 году митрополит Новгородский Киприан установил празднование 1 декабря в честь обретения его мощей.
Литература
Тихомиров, П. И., прот., Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе, Новгород, 1891, т. 1, 77—102.
Тихомиров, П. И., прот., Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери, Новгород, 1902, 14, 16—19.
Толстой, М. В., Рассказы из истории Русской Церкви, М., 1873, 63, 64, 243.
Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 12 т., СПб., 1864—1886, т. 3, 33—34; т. IV, 260.
Протопопов, Д. И., Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т., М., 1884—1885, т. 9, 110—117.
Поселянин, Е., ред., Полное собрание Житий святых православной греко-российской церкви (приложение к журналу Русский паломник, 1908) СПб., б. г., сентябрь, 55.
Краснянский, Г., свящ., Месяцеслов (святцы) новгородских святых угодников Божиих, открыто и под спудом почивающих, Новгород, 1876, 121, 122.
Сергий (Спасский), архиеп., Полный месяцеслов Востока, 2-е изд, Владимир, 1901-1902, т. 2, 237.
Соловьев, С. М., История России с древнейших времен: в 6 т., 3-е изд., СПб., 1911, т. 1, 1016—1018, 1019—1023, 1270, 1273.
Булгаков, С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей, Киев, 1913, 1406.
Строев, П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви, СПб., 1877, 33.
Эрисов, Д. А., Яковлев, М. Л., сост., Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых, 2-е изд., СПб., 1862, 114—115.
Барсуков, Н. П., Источники русской агиографии, СПб., 1882, 247—249.
Н. Д[урново], Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи, М., 1888, 18.
Филарет (Гумилевский), архиеп., Обзор русской духовной литературы: в 2 кн., 3-е изд., СПб., 1884, № 37, 37, 38.
Леонид (Кавелин), архим., Святая Русь, СПб., 1891, № 185.
Памятники российской словесности XII века, изданные с объяснениями, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем, М., 1821, 168, 200, 212, 223.
Полное собрание русских летописей: в 24 т., СПб., 1841—1921, т. 3, 13—19, 112—113.
Исторический вестник, СПб., 1885, декабрь, 35; 1893, май, с. 465; 1896, январь, 205; 1900, октябрь, 250, 253.
Жиганов, Е., "Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский," Журнал Московской Патриархии, М., 1968, № 9, 72—76.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т., изд. Сойкина, П. П., СПб., б. г., т. 1, 1090.
Лопухин, А. П., Глубоковский, Н. Н., ред., Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т., СПб., 1900—1911, т. 6, 892.
Русский биографический словарь: в 25 т., СПб.; М., 1896—1913, т. 8, 90.
Творогов, О. В., "Иоанн," Словарь книжников и книжности Древней Руси, Л., 1987, вып. 1, 208—210.
Дмитриев, Л. А., "Житие Иоанна Новгородского," Словарь книжников и книжности Древней Руси, Л., 1989, вып. 2, ч. 2, 514—517.
Использованные материалы
Биография на сайте "Русское Православие"
http://ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6356
"Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский" // Православие.Ru
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1471.htm
"Иоанн, архиепископ новгородский," Большая биографическая энциклопедия:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/46701/Иоанн
Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.
Полный Тропарион. - Издательство "Троица". - 2006. - Т. 1. - С. 22-23.

[1]  По некоторым данным - также в Соборе Новгородских святителей.

[2]  По иным данным, приведенным на http://days.pravoslavie.ru/Life/life1471.htm, он принял монашество в основанной им, вместе с братом Благовещенской обители. Это, однако, противоречит сведениям о дате основания этого монастыря.

[3]  В своем первом послании клиру епархии святитель указывает что "вы сами побудили меня на это служение." Цит. по http://days.pravoslavie.ru/Life/life1471.htm

[4]  По http://days.pravoslavie.ru/Life/life1471.htm

[5]  По датировке издания Щапова. По http://ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6356 это произошло 28 марта 1166

[6]  Цит. по http://days.pravoslavie.ru/Life/life1471.htm


Рецензии