Последнее о Тусе
Туся умерла .Ушла на радугу, как говорят. Боль утраты не проходит. Тоскую. Слишком была привязана к своей домашней кошечке. Я была всей её семнадцатилетней жизнью.
В конце весны я услышала вердикт о том, что она умрет. Опухоль челюсти. Может быть можно сделать операцию, но в её возрасте сложно переносить наркоз, реабилитацию. Всё сложно. А я хотела облегчить последнее время своего питомца. Меня предупредили, что умрёт она от голода, когда не сможет есть и пить. Поэтому нужно будет привезти ее на усыпление, сделать укол. Я тогда согласилась, обрадовалась, что нашли проблему. И твёрдо решила скрасить и облегчить последние дни Тусиной старости, чтобы были покой и хороший уход. Заболела. Будем ухаживать.
Радостные дни лета скрашены были заботой о кошке. Заботы были немалые. Кормление животного занимало не менее часа. С утра Тусю кормили маленькими кусочками курочки или же рыбкой путассу. Раскатывали комочки и клали прямо на пол, Туся пастью умудрялась захватить пищу и проглотить. Потом она отходила на какое-то время, возвращалась и так пока не почувствует сытость. Потом шла в ванную . Брали её на ручки, ставили около тазика и включали воду. Пила из струи воды язычком, который показывался из пасти сбоку. Следующей процедурой было причёсывание и обработка пасти. Громко сказано. Но всё делалось очень осторожно, я боялась причинить Тусе неудобство или боль. Она умудрялась мне мурчать.
Таяла Туся с каждым днем. Из рациона оставалось сливочное масло и топлёное молоко. Кошечка становилась хрупкой, пушинкой была на моих руках. До последнего была примерной кошкой: мочилась в лоток, слабо мяукала о просьбе, ела на кухне у своих мисок.
Не стало её утром в середине сентября . Проснулась я от того, что надо было проверить, где Туся. Её на софе не было. Я включила фонарик, чтобы не разбудить спящих, и нашла Тусино тельце в прихожей, на холодном полу. Погладила её, она реагировала на ласки, но я понимала, что Туся умирает.
Гладя её исхудавшее тельце, шерстку лапок в засохшей крови, я думала, что хорошо, что не поддалась желанию сделать смертельный укол. А были такие мысли, когда из Тусиной пасти сочилась кровь, или она отказывалась от пищи. Нет, старость нельзя убивать. Ведь чудо всё равно случилось, она прожила целое лето.
Тусенька умирала в прихожей, тихо стуча когтями о линолеум, когда оставались считанные часы и минуты. Я боялась помешать «уходу в небытие». Держала её холодную лапу, гладила тельце и слушала слабое дыхание любимки. Она не реагировала на ласки. И так хотелось взять её на руки, прижать к груди и называть ласковыми именами «Туся, Тусенька, Тусюшенька, Тусенюсенька, Тусяша».
Под утро она вытянулась, как струна и запрокинула голову. Это было в 6 утра. Потом Туси не стало. Её душа покинула тело. Оно застыло. Я не плакала. Но всё внутри меня было в горе. Это и душа и мысли. Вся жизнь промелькнула перед глазами.
Тусина семнадцатилетняя жизнь увековечена в книгах, в которых можно найти некоторые руководства по уходу за животными в домашних условиях. Я просто писала о том, что люди и домашние животные могут очень мирно существовать, обогащая друг друга чувствами проживания совместной жизни. Это так важно человеку, чтобы сохранить свою человечность и вечность.
Мои знакомые знают, что была у нас такая кошечка, черно-белая Наталья Федоровна, или просто Туся. И легче стало, память она такая, увековечивает земную жизнь уходящих.
Свидетельство о публикации №225100800357
С соболезнованиями,
Алла Валько 10.10.2025 01:34 Заявить о нарушении