Флоренция
После миниатюрной республики Сан-Марино наш путь лежал в сердце эпохи Возрождения — великолепную Флоренцию - столицу Тосканы. Я давно мечтала попасть в этот город , напитаться духом рожденного здесь великого искусства, где каждый камень носит на себе следы гениев, великих художников, поэтов и учёных.
Коротая время в автобусе по дороге в этот великолепный город, я с интересом читала о самой знаменитой итальянской семье - клане Медичи. «Они не были королями и не управляли армиями, но были самыми могущественными людьми в Европе и прославились своим умом и своей необыкновенной любовью к искусству.
Память о них осталась в веках, они создавали гениев, творения которых до сих пор покоряют весь мир своей изысканностью, глубиной и изяществом. Благодаря им флорентийский язык стал основным связующим итальянским языком, а итальянское искусство дало толчок всему мировому искусству, которое стало свободным, а не только религиозным. Они не строили империи. Они строили красоту. И в этом — их величие
Самый знаменитый из них Лоренцо Великолепный.
Он стал покровителем Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело
Открыл Академию Платона — центр философии и поэзии
Превратил Флоренцию в столицу искусства и мысли.
Его двор — это место, где рождались идеи,
где художники могли работать без страха и нужды.
Он говорил:
«Не бойтесь тратить на искусство.
Оно — Душа нации».
А Екатерина Медичи , выйдя замуж за французского короля и
став королевой Франции, привезла с собой итальянскую кухню, моду и искусство в эту страну.
Медичи — это не просто семья.
Это миф,
вдохновение,
доказательство того, что деньги могут быть силой Добра.»
За чтением я не заметила, как мы подъехали к городу. Флоренция встретила нас прозрачным воздухом и мягким струящимся сквозь листву деревьев солнечным светом. Она ,сохраняя свои исторический вид , выглядела сейчас не менее современно и красиво. Куда бы не был брошен взгляд, всё здесь очаровывало и восторгало и даже дышалось как-то по-особенному легко.
Галерея Уффици ещё не открылась, поэтому сначала была обзорная экскурсия по городу. Монументальный дворец-крепость Палаццо Медичи-Риккарди - резиденция в центре Флоренции - поразила нас строгостью своих форм и внушительной монументальностью. В «Саду Сан-Марко», примыкающему к северной стороне дворца, во времена Медичи были размещены классические скульптуры. Под руководством скульптора Бертольдо ди Джованни, ученика Донателло, в саду действовала первая в Европе Академия художеств, в которой будущие художники могли рисовать и копировать античные статуи. Среди них был и гениальный Микеланджело Буонарроти.
Мы ходили по улицам и площадям Флоренции и наслаждались каждым домом, каждым садом и уголком. Всё здесь дышало красотой и изяществом , изумляло и радовало глаз.
Отстояв небольшую очередь для организованных групп , наконец подошло и наше время посетить галерею .Мы проходили зал за залом , осматривая великолепные картины, но я с нетерпением ждала , когда мы подойдем к знаменитым картинам Сандро Боттичелли — моего самого любимого художника. Когда -то в школьные годы влюбленный одноклассник подарил мне репродукцию из журнала - портрет какой-то красавицы и сказал, что я на неё похожа. Я часто смотрела на необыкновенно красивые пастельные краски этого удивительного портрета и уже потом, повзрослев, я узнала, что это фрагмент картины Боттичелли «Рождение Венеры». Столько лет прошло, а я всё ещё бережно храню эту репродукцию. В советское время я даже представить себе не могла, что смогу увидеть это произведение искусства воочию...
Наконец мы подходим к залам художника и ...вот она чудесная, наполненная воздухом огромная картина. Афродита, стоящая на перламутровой раковине во весь рост как живая, будто приближается к зрителю, стесняясь своей наготы и прикрываясь динными пшеничными волосами. Она наивна и чиста. Красота её совершенного тела вне времени и моды.
Написана картина в 15 веке. Прообразом Венеры стала муза Ботичелли Симонетта Виспуччи, возлюбленная Джулиано Медичи, прозванная "Звездой Генуи". Художник вложил в свою картину очень много разных символов, смысл которых нам раскрыл экскурсовод. Оторваться от неё невозможно. Прошло пять веков , а она всё также завораживает и притягивает взгляд. Настоящее искусcтво безвременно.
Галерея Уффици бесконечная сокровищница картин. Именно здесь и в Ватиканских музеях хранятся шедевры эпохи Возрождения. Можно только преклониться перед итальянцами, сохранившими эти удивительной красоты шедевры, среди войн , междуусобиц и оккупации.
После этой великолепной галереи мы посетили ещё одну достопримечательность Флоренции. В самом её сердце , над изгибом реки Арно, стоит мост Понте-Веккьо —
что в переводе с итальянского означает «Старый мост».
Но это — не просто мост.
Это — символ любви, торговли, стойкости и красоты, выдержавший века, войны и даже бомбардировки.
Первый мост на этом месте был построен ещё римлянами, но его несколько раз разрушали наводнения.
Современный трёхарочный Понте-Веккьо был возведён в 14 веке после сильнейшего паводка и с тех пор не разрушался —он стал единственным мостом во Флоренции, который пережил Вторую мировую войну.
Когда немцы отступали в 1944 году, они взорвали все другие мосты Флоренции,
но Понте-Веккьо сохранили — возможно из уважения к его красоте.
По легенде, даже Гитлер не хотел его уничтожать.
Понте-Веккьо — единственный мост в Европе, на котором средневековые дома стоят прямо над водой.
Сначала там жили мясники и кожевенники,но в XVI веке герцог Козимо I Медичи приказал переселить сюда ремесленников, чтобы запахи не мешали ему проходить по Васариеву коридору — секретному переходу,соединявшему Палаццо Веккьо с Палаццо Питти.
С тех пор на мосту поселились ювелиры.
И до настоящего времени здесь — роскошные лавки с золотом, драгоценными камнями и изделиями ручной работы.
Каждая витрина — как мини-музей, а каждое украшение — часть флорентийской души.
Удивительным образом давняя торговля на этом мосту имеет отношение к современной действительности. Торговцам, которые не могли расплатиться с долгами или налогами, стражники города приходили и ломали прилавок, после чего они уже не имели возможности и права торговать на мосту. Так появилось итальянское слово "банко рота", что означало "сломанный прилавок", а в современном языке слово "банкрот".
Это единственный мост в мире, где можно прогуляться между домами и лавками.
С него открывается один из самых красивых видов на Флоренцию: на купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, старинные здания, и их дрожащие отражения в воде.
Он не просто соединяет берега —он соединяет прошлое и настоящее, торговлю и искусство.
После прогулки под лучами заходящего солнца по этому необычному мосту , мы поужинали на берегу реки Арно под звуки итальянской музыки и полные впечатлений возвратились в свой отель.
Завтра нас ждала средневековая Сиена - ещё один уникальный город такой прекрасной Италии.
Фото из интернета
Свидетельство о публикации №225100800413
Да, тут можно позавидовать автору очерка, с трудом подавив грустный вздох, даже просто бросит взгляд на уникальный город-музей - уже стоит немалого. А пройти по всем его достопримечательностям, по которым автор провела виртуальную экскурсию для читателей, это событие, которое запомнится на всю жизнь.
Такое сосредоточение чудес искусства в одном месте - воистину, величие некоторых порой познаешь именно через призму культуры.
С глубочайшим уважением,
Сергей Макаров Юс 08.10.2025 17:44 Заявить о нарушении
Благодарю Вас за отклик.
Поездка была давно, лет пятнадцать назад, но до сих пор свежи воспоминания и ощущения от увиденного. Дивная страна - родоначальница великого искусства. Задумала цикл по городам.
С признательностью и глубокой благодарностью
Светлана Шершнева 08.10.2025 20:09 Заявить о нарушении
