Лестницы, уводящие нас в таинственный мир

У нас есть лифты и пандусы — необходимые как для доступности, так и для того, чтобы подняться на вершину двадцатиэтажной башни, — но лестница всегда необходима.

Мы строили их с тех пор, как начали строить, и будем продолжать строить до конца человеческой цивилизации.

Таким образом, в лестницах есть что-то первобытное — как бы мы их ни украшали, в глубине души они остаются фундаментально необходимой и функциональной особенностью человеческой цивилизации.

Поэтому самое главное, что они работают.

Но они также могут стать чем-то большим, чем просто функциональными...

Мало кто знал это лучше, чем дизайнеры в стиле модерн конца XIX века.

Возможно, все, что вам нужно, — это идеальные перила — возможно, из изящного кованого железа, как в отеле Tassel в Брюсселе (спроектированном отцом модерна Виктором Ортой) или в Доме Майолики в Вене.

Поэтому иногда именно красота материалов, которые мы используем, и форм, которые мы им придаем, могут превратить лестницу в настоящее произведение искусства.

Как в Доме учёных во Львове или в музее Горького в Москве. Роскошно ... это лестница-скульптура.

Внезапно якобы обыденный процесс подъема по лестнице может стать вдохновляющим, интересным, захватывающим или даже пугающим.

Лестницы переносят нас из одного места в другое — но иногда, если они хорошо спроектированы, нам хочется задержаться на самой лестнице.

Даже больше, чем материалы или отделка, сама природа лестницы — ее вертикальность, ее роль места перехода — дает возможность для интересных дизайнерских решений.

Нужно уметь подниматься по лестнице, но помимо этого есть простор для воображения и творчества.

Таким образом, у нас есть винтовые лестницы, которые не просто эстетичны; у них есть практические преимущества, позволяющие экономить место.

Но иногда они носят чисто эстетический характер, как, например, знаменитая двойная винтовая лестница в замке Шамбор, созданная Леонардо да Винчи.

Или, скажем, Новая лестница Браманте в музеях Ватикана в Риме.

Независимо от украшения, сама форма становится сердцем дизайна — извилистая, спиралевидная, почти как оптическая иллюзия, приковывающая наш взгляд к элементарным формам природы.

Дизайн лестницы не обязательно должен быть сногсшибательным по форме, красоте и величию.

Они могут быть игривыми и даже забавными — вдруг каким-то образом подъем по лестнице может стать приятным, даже веселым… или, признаться, иногда ненужным испытанием.

Но нигде форма лестницы не была так радикально реконтекстуализирована, как в легендарных ступенчатых колодцах Индии.

Здесь лестница, обычно являющаяся частью более крупного строения, буквально становится самим сооружением. Волшебная.



А в прошлом веке изобретение современных строительных материалов и методов только увеличило размер места  на лестнице — возможно больше, чем когда-либо прежде.

Действительно, теперь мы можем строить, казалось бы, невозможные лестницы — технические чудеса, которые поражают воображение.

Но вечная истина архитектуры заключается в том, что где мы строим так же, если не более важно, чем то, что или как мы строим.

Самая скромная ступенька в правильном месте может быть вещью более красивой и чудесной, чем самая величественная лестница.

Но, конечно, масштабность имеет мощное воздействие.

С незапамятных времен обширные вестибюли с колоссальными лестницами были визитной карточкой дворцов, как, например, Королевский дворец в Неаполе.

Богатство, мощь, власть, величие, знатность, слава.

А большие звездные лестницы  всегда использовались для создания общественных пространств, почти общественных памятников в городах.

Легендарная Потемктина лестница в Одессе, Каскад в Ереване или Испанская лестница в Риме.

Но они предназначены не только для памятников: лестницы также являются жизненно важной частью городской структуры любого города, построенного не на ровной поверхности.

В таких местах, как Эдинбург, Шотландия, они помогают передвигаться по городу.

Лестницы также могут стать рассказчиками, просто развернувшись  в сторону от нас и скрывшись из поля зрения.

Мы спрашиваем тогда почти по-детски: «Куда ведет эта лестница?»

Хорошо спроектированная лестница может привнести тайну и интригу в повседневную жизнь.

Не случайно лестницы часто проектируются как звезда шоу, когда мы впервые входим в здание.

Их коннотации связи, движения и возвышения, их вертикальность, их форма, творческие и художественные возможности, которые они предоставляют...

Не все лестницы должны быть произведениями искусства, но если они необходимы... почему бы не сделать их интересными?

Лестница может представлять собой союз чистой функциональности с красотой, абсолютной необходимости с характером и очарованием — может ли дизайн претендовать на что-то большее?


Рецензии