Две дороги к одному обрыву

Живо в сетях сейчас обсуждается высказывание одного из деятелей РПЦ, со слов которого выходит, что просвещение ведёт к безбожию, проблемы все, оказывается, из-за образования и, следовательно,…

Стоит заметить, что заявления такого рода не единичны в этой среде, и пока широкие массы просвещённой общественности ринулись попа обличать, попробуем понять – откуда в принципе берутся подобные утверждения? И есть ли в них, как говорится, хоть какое-то зерно?
Повсеместно почему-то принято считать, что существует какое-то отдельное чисто рациональное логическое мышление и совершенно не связанное с ним мифологическое иррациональное. Это одна из мифологем нового времени, на самом деле и логическое, и мифологическое вполне уживаются под одной крышей, вопрос стоит лишь в расстановке акцентов, то есть, образно говоря,  кто в доме хозяин?

Объясняется это тем, что человек – существо иррациональное в той же, если не большей, степени, как и рациональное! – Как же так? – воскликнет воспитанный на мифологемах эпохи Просвещения читатель. Тем не менее, каждый, кто без предвзятости знакомился с научными или философскими взглядами, обращал с неизбежностью внимание, что наряду с достоверными, проверяемыми логикой и разумом построениями, включают они обильно утверждения, проверки, по той или иной причине не подлежащие, но принимаемые, тем не менее, в рамках определённой системы взглядов на - в е р у.

Да, я не оговорился, элемент веры присутствует во всех научных и философских системах. Если бы это было не так, если бы основывались они лишь на достоверных, полностью поверяемых разумом человека постулатах, то, раз и навсегда установленные, оставались бы незыблемы, ведь логические интеллектуальные выкладки неподвластны времени. Пример тому математика, где выведенные столетия назад теоремы остаються актуальными и по сей день. Но, пожалуй, одна лишь математика свободна от мифологических, мистических и даже идеологических вкраплений, в других областях познания они так или иначе присутствуют. И если, к примеру, мы начнём знакомиться с Платоном, то наряду с актуальными и сегодня образцами мышления встретим у него и сохранившие интерес лишь для историков культуры характерные для ушедшей той эпохи представления. Если кто-то думает, что современная наука и философия полностью от таких вкраплений свободна, он ошибается. Почему это так? В первую очередь потому, что нам приходится не только познавать, но и в значительной степени конструировать! Ведь если бы учёные работали только с абсолютно достоверной частью знания, то поле их оказалось бы очень и очень узким, и развёрнутой системы взглядов не вышло бы, а только лишь куцые цепочки отдельных утверждений. Для того чтобы наука могла расширить сферу своего исследования, ей по необходимости приходится заходить туда, где область познаваемого разумом ещё пока (или даже вовсе) недоступна. Именно поэтому большая мировоззренческая система, научная теория, не может, как правило, опираться только на абсолютно достоверные, поверяемые разумом утверждения. Вот этот момент и служит окном, через который в науку проникают эмоциональные, мифологические, идеологические, а порою даже мистические вкрапления.

 
Понятно, что мифологической нагрузкой обременены в первую очередь гуманитарные науки, естествознание и физика же в меньшей степени, хотя, прямо стоит признать, и они тоже от компоненты этой не совсем свободны. Важно подчеркнуть, что изложенное, собственно говоря, не является чем-то совершенно новым и неожиданным, на тему эту ещё в ХХ веке стали появляться работы значимых философов и учёных.

Итак, мы пришли к тому, что наряду с содержательной частью во многих научных или философских системах присутствует и сконструированная из догадок - мифологическая, смонтированная, порой, даже и сознательно в интересах определённых властвующих кругов, нередко и в манипулятивных целях. Вспоминаются тут, конечно, прежде всего марксизм и фрейдизм, являющиеся прежде всего замаскированными в научные покрывала манипулятивными идеологиями, но и другие действительно содержательные научные теории не свободны от мифологическихи даже идеологических компонент.

Но означает ли это. что мы должны отказаться от образования, наложить запрет на интеллектуальную жизнь? Собственно, такой исторический пример существует! Мало кто сейчас вспоминает, что в исламском мире получили широкое распространение тексты Аристотеля и Платона ещё за несколько столетий до того, как мыслители эти сделались востребованными в Европе. Средневековая наука в исламском мире (математика, химия) превосходила европейскую, а уровень арабской средневековой медицины удалось превзойти только в конце ХIХ века. Потрясающая культура, поэзия, архитектура поражали воображение! Период этот, историки именуют - эпоха калама.

Что же случилось дальше? Ни философия, ни наука (как сейчас, так и тогда) не способны ответить на предельные вопросы человеческого существования. Высокая метафизика всё ещё за гранью человеческого разума, который оказывается неспособен исчерпывающе ответить на вопросы: что есть Бог? И в чём смысл человеческого существования? В виде реакции на эту ограниченность разума определённые силы принялись требовать отказа от научного и философского осмысления мира, и точка зрения эта в итоге победила. Но хотя, действительно, ни наука, ни философия не дают ответа на предельные вопросы существования, зато отвечают они на множество других, тоже важных, и через несколько столетий подобного отказа, мы наблюдаем уже, что исламская цивилизация утратила свои лидирующие позиции. Это отдельная большая тема, в иллюстрацию которой приведу лишь одно, личное своё воспоминание. Когда в 2000-м все новостные ленты заполнились тем, что талибы вырубают в Афганистане маковые плантации, мой тогдашний друг, туркмен по национальности, убеждённый мусульманин с университетским образованием историка, глядя на кадры происходящего, сказал:
- Ну всё, талибам конец. Они не могли так поступать.
- Почему? – удивился я.
- Коран, - ответил он, - и подлинный ислам действительно запрещают не только алкоголь, как многие это знают, но и любые, так или иначе, воздействующие радикально на сознание человека вещества. В этом плане талибы поступили точно в согласии с нашей верой. Но они забыли, что вся торговля наркотиками принадлежит британским и американским компаниям!
- Но они же прославленные воины! А в горах очень много укромных мест! - возразил, молодой ещё совсем тогда я.
- Ты не понимаешь, что такое технологии, вертолёты, начинённые ракетами, напалм, отравляющие вещества! Ничего этого мусульмане не производят, и теперь просто станут мишенью для всех этих мерзавцев! - с горечью ответил собеседник.

Продолжение известно, через год Афганистан был раздавлен американской военщиной, а производство и торговля героином восстановлены в прежнем объёме.
Это стало наглядным для меня примером, показывающим, кто на самом деле «пишет сценарии», и что даже самая горячие и искренние требования веры не могут быть выполнены, если не подкреплены ещё чем-то. Кстати, те, кто сетует на засилье мигрантов, представляя их самостоятельной какой-то силой, редко задумываются что заставляет этих людей покидать родину, места, зачастую с гораздо более благодатным климатом, чем те, куда они переезжают. Кто разрушает вековой их уклад? Кто, преследуя свои цели, выталкивает их на чужбину? И кто, в конце концов, пренебрегая интересами своего народа, впускает огромные эти толпы?

Итак, мы выяснили что отказ от философии, от стремления выстроить логическую структуру мира ведёт к трагедии. Но образование – тоже не универсальная панацея. Образование и наука в СССР по справедливости оценивались высоко, но это не удержало страну от погружения в хаос развала и деградации. Более того, мы с вами знаем, что огромное количество образованных людей, интеллектуалов оказались втянутыми в процесс разрушения СССР. Без горячего участия в антисоветских процессах деятелей культуры, науки, без массовой поддержки высокообразованных людей процесс распада СССР не мог быть осуществлён и во всяком случае не был бы столь стремительным. Все ли из них сознательно хотели уничтожения нашей независимости? Превращения пространства бывшего Союза в сырьевые колонии Запада? Все ли они хотели непрекращающейся череды гражданских войн, которые, начиная с Карабаха, полыхают с редкими перерывами на территориях, где проживал единый когда-то советский народ? Думаю, нет, лишь небольшая из них часть стремилась к этому сознательно, остальные же лили воду на мельницу хаоса и уничтожения лишь в меру своего непонимания социальных процессов. Были ли они плохо образованы? Нет, дело не в этом, они были хорошо образованы, но образованы в рамках научных и философских парадигм западного мира, понятийный и идейный аппарат которого выстроен таким образом, что любой интегрированный в это поле индивид становится периферией западного мира, обслуживая именно его интересы. Мифология и идеология запада неразрывно вплетены в область мышления, и мировоззрения неизбывно втягивают в круг своих интересов, и любой попавший в это поле становится придатком хищнической цивилизации, донором, питающим её своим потом, кровью и самое поразительное – своим интеллектом тоже!

Итак, образовательная система, наука и философия в СССР, восприняв некритично западные смыслы, оказалась неспособной полноценно и планомерно учитывать ценности своего собственного мира, отражать свои интересы, а отдельные попытки выйти из этого прокрустова идеологического ложа лишь подчёркивали общее печальное положение дел. Глубинные смыслы, мировоззренческие основы запада и России несовместимы. Именно этим, кстати, объясняется тот феномен, что образованный слой России (за редким исключением) выступает против своего народа. И именно этот феномен вызывает такую кажущаяся, порой, столь странной и преувеличенной реакцию.

Мы увидели, что и отказ от попыток выстроить интеллектуальную картину мира, и погружение в чуждые нам интеллектуальные философские парадигмы – это две дороги к одному обрыву. Есть ли выход из этой ситуации? Как мне представляется, да, безусловно есть. Необходимо формировать философию и науку, вмещающие в себя мировоззренческие основы именно русской цивилизации. Хочется подчеркнуть, что речь в любом случае идёт не об отбрасывании чего бы то ни было, а о переосмыслении через призму собственных наших этических и духовных представлений. И для этого есть уже большой задел, ведь были такие учёные как Ломоносов (он, кстати, первый, наверное, обратил внимание на ту проблему, что вкратце здесь обрисована), были Данилевский и Менделеев. Был потрясающий философ Лосев, учёные Лев Гумилёв, Игорь Шафаревич, удивительный интеллектуал, популяризатор интереснейших идей генерал Петров. Жив и работает учёный Кара-Мурза (не путать с однофамильцем - либеральным мерзавцем, речь здесь идёт не о нём, а об авторе «Манипуляции сознания», «Советской цивилизации» и «Демонтажа народа»).

 Думаю, что таких людей гораздо больше, чем навскидку я сейчас вспомнил, реальная проблема лежит не в их отсутствии, а в нашей неспособности их взгляды систематизировать. Да и вообще, спросим себя, на сколько планомерно изучаются идеи вышеперечисленных авторов даже среди так называемой «патриотической» части наших сограждан? Существуют ли серьёзное стремление создать отдельное философское, научное и интеллектуальное цивилизационное пространство? Или мы и дальше будем проглатывать все эти дрянные «измы», которыми западные пропагандоны бомбардируют наше сознание?

Подведя итоги, хочется вернуться к началу разговора и, отвечая выступающим против просвещения, сказать: понимаете ли вы всю опасность архаизации сознания масс? Способны ли организованно поддержать альтернативный, отражающий глубинные интересы русского мира проект? Сумеете ли отличить его от неизбежно всплывающих при таких процессах симулякров? И самый, пожалуй, неудобный для многих вопрос: не забыли ли вы, что глупость – один из тяжких в православии грехов?


Рецензии