Архитектура, которая говорит с нами через века
Другой пример это Гробница в Хегре, древнем городе в Саудовской Аравии.
Это прекрасный пример скальной архитектуры — когда из камня вырезают целое здание.
И таких мест по всему миру еще много...
Есть что-то инстинктивно внушающее трепет в здании или скульптуре, высеченных в скале. Обычно, это место обладает очень сильным энергетическим полем.
Вырезать здание из «живого» камня Земли кажется элементарным.
Здесь нет ничего искусственного, только твердая скала. Все является частью одного великого целого. Монолитный, древний, загадочный. Это также техническое и технологическое чудо.
Это обратная конструкция: вместо того, чтобы строить постепенно, вы удаляете части, а не добавляете.
Точно так же, как скульптура вырезанная из цельного блока, это архитектура как скульптура... скульптура, внутри которой можно пройти.
За тысячелетия возникли четыре типа скальной архитектуры.
Сначала... могилы.
Подобно этим, построенным во времена древнего Ликийского царства более двух тысяч лет назад, на территории современной Турции, как высеченный в скале некрополь для царей и принцев.
Иногда вырезать гробницы в скале было необходимо из-за нехватки других прочных материалов — главным преимуществом здания, высеченного в скале, является то, что оно долговечно.
Как и в Хегре в Саудовской Аравии, где две тысячи лет назад набатейцы построили так называемый «Одинокий замок».
Какой Царь не хотел бы, чтобы их могила пережила будущие поколения?
Как Дарий Великий, царь Персидской империи, чья колоссальная гробница сохранилась — наряду с несколькими другими — в высеченном в скале некрополя Накш-э-Ростам в Иране.
Ей две с половиной тысячи лет.
Второй тип скальной архитектуры наиболее распространен: храмы и церкви.
Как Лалибела в Эфиопии, где король Гебре Мескель приказал высечь на холмах четырнадцать церквей, соединенных туннелями и переходами, чтобы воссоздать свой собственный Иерусалим в 13 веке.
У христиан, живших в Каппадокии (Турция) — регионе с богатым наследием скальной архитектуры, — не было другого выбора, кроме как вырезать для себя церкви на склонах холмов.
Сначала просто, когда скрывались от римских преследований, но позже это приобрело более масштабный характер.
Странность многих из этих высеченных в скалах церквей заключается в том, что они спроектированы так, как если бы они были построены обычным образом.
Использованы те же колонны и капители, те же своды и аркады, хотя в этом не было необходимости.
Своеобразная форма архитектурного скевоморфизма.
В любом случае, нигде скальная архитектура не была усовершенствована и развита так, как в Индии — здесь больше высеченных в скале зданий, чем где-либо еще на земле.
Самый известный пример — огромный комплекс в Эллоре, место, которое не поддается объяснению и будоражит воображение.
Но Эллора не уникальна.
Индия полна подобных мест, будь то целые многоэтажные храмы, высеченные в склонах гор, или большие валуны, высеченные и выдолбленные.
На протяжении веков было нормой вырезать храмы из земли, а не «строить» их.
Пещеры Аджанты — еще один потрясающий пример — обширная сеть пещерных храмов, монастырей и святынь, богато расписанных и наполненных скульптурами.
Эти художники и архитекторы завещали потомкам прекрасные культурные сокровища.
Одной из старейших скальных архитектурных сооружений Индии являются пещеры Барабар, построенные во времена правления Ашоки Великого в III веке до нашей эры.
Их отличает необычный интерьер, где камень отполирован до такого совершенства, что имеет зеркальную поверхность.
Можно привести тысячи примеров подобных храмов в Индии.
Третий тип скальной архитектуры — городской. Когда люди вырезают в камне место для проживания.
Петра является лучшим примером городской архитектуры, высеченной в скале, и действительно самым известным примером города, высеченного в скале.
Он был создан набатейцами, древним царством, которое торговало и воевало, в частности, с римлянами.
Это была их столица с гробницами, храмами, театром, системой управления водными ресурсами и многим другим.
Недалеко находится еще один набатейский город, обычно называемый «Маленькая Петра».
Хотя оно и не такое большое, оно все же впечатляет и говорит о силе и изысканности набатейцев.
Здесь есть столовая, высеченная в песчанике... со старинными картинами на стенах.
Но не все высеченные в скалах города столь величественны.
Уже упоминавшаяся Каппадокия на протяжении тысячелетий была домами для поселений, высеченных в скалах, отчасти из-за мягкого камня.
Здесь были резные дома всех размеров, замки, церкви и даже туалеты.
Четвертый вид скальной архитектуры – скульптура.
Вместо того, чтобы использовать один кусок камня, художники вырезали целые склоны гор.
Примером может служить гора Рашмор, или Абу-Симбел в Египте, построенная для Рамсеса II в 1200 году до нашей эры, вечный памятник сильным мира сего.
Скальные скульптуры имеют особенно богатое наследие в Китае — например, Будда Лэшань, который был самой большой статуей в мире на протяжении тысячи лет.
Но, даже если они и не такие большие, наскальные скульптуры гротов Лунмэнь, пожалуй, более впечатляющие.
Количество скульптур здесь (и в других местах Китая, например в Дацзу) почти неисчислимо велико, все они разнообразны и изысканно выполнены.
Конечно, грань между высеченной в скале скульптурой и любой другой формой высеченной в скале архитектуры легко стирается... но разве не в этом ее красота?
Это чудеса инженерии, дизайна, архитектуры и воображения. И самое главное уникальной энергией мест, где они построены.
«Архитектура», высеченная в скале, ощущается как уникальная форма здания совершенно не похожая ни на что другое.
Создание таких зданий занимало очень много времени и было чрезвычайно дорогим. Но они простояли тысячелетия и «говорят» с нами через огромную пропасть времени.
Свидетельство о публикации №225100800770
