Прощайте, тюменские дальние дали

       На верхнем снимке панорама участка горизонта от деревни Парфёново до села Ембаево в 2010 году, ещё видимая с городской набережной.
       Внизу - тот же участок через 15 лет бурной бессистемной застройки.
       Пояснения к выноскам – по ходу изложения текста.



Б Е С К Р А Й Н Я Я    С И Б И Р Ь

       1586 год. Плывут с Урала по реке Туре струги с отрядом из трёхсот «служилых и охочих людей» под началом воевод Василия СукИна, Ивана Мясного и писменного головы Данилы Чулкова.
       В низовьях река вдруг резко уходит из своего прежнего русла вправо на юг и крутой излучиной поворачивает практически против своего направления, а затем так же круто, повернув влево, устремляется к основанию возвышенности. Если взглянуть на русло реки сверху, оно имеет сходство с буквой «Z» высотой в три и шириной в полтора километра.
       Подмывая суглинистый склон возвышенности, река образует высокий обрывистый правый берег. Дружинники из-за излучины реки видят это чудо природы – украшенный поверху корабельными соснами обрыв, протянувшийся живописным амфитеатром на версту.
       В одном месте обрывистый берег Туры как ножом прорезает глубокий овраг её притока, реки Тюменки, образуя острый мыс высотой 25 метров.
       С мыса на 180 градусов открывалась захватывающая неоглядная панорама сибирского раздолья за рекой Турой. Низкий болотистый левый берег, постепенно переходил в широкую пойменную луговину, хранящую остатки бывшего русла реки в виде озерков и протоков, поросшую ивняком и травами. А вдали вдоль горизонта (см.на фото позицию 2) на некотором возвышении стеной темнели могучие сосновые боры и смешанные леса. [см.прим.1]
       Но не только эти красоты привлекли внимание предводителей отряда. Разведчики доложили, что на этом мысу в 1580-1581 году зимовала часть дружины Ермака.

       Лучшего места для острога не найти. Лето было в разгаре и казаки дружно взялись за работу. Валили лес, ставили дома, амбары, съезжую и караульную избы, срубили небольшую церковку.
       С южной стороны от крутого оврага Тюменки до обрыва берега Туры выкопали оборонительный ров, поставив вдоль него наклонные заострённые брёвна. Корчевали пни и выжигали лес под пашню. К зиме Тюмень огородилась по периметру крепкой стеной из заострённых брёвен с воротами и восемью башнями.
       29 июля 1586 года Данило Чулков сделал запись об основании Тюмени.


Д А Л Ь Н И Е   Д А Л И

       Моя юность тесно связана с близостью к историческому району на реке Туре. Здесь на высоком мысу за рекой Тюменкой когда-то была заложена Ямская слобода. Мне повезло с местом проживания. От нашего дома на улице Луначарского до обрыва берега Туры-реки в Дунькином саду [2] было не более 300 метров. Всё лето мы проводили на пляже под садом, а сам сад, густо поросший аллеями жёлтой акации, клёнами и берёзами, служил местом детских игр (мы там и покуривали втихаря в секретном месте).
       От отца мне в наследство достался полевой 6-кратный бинокль и мы с друзьями с 25-метровой высоты затюменского мыса с большим увлечением часами изучали недоступные обычному зрению дальние дали за рекой, где порой обнаруживали неожиданные находки на сАмом горизонте. В бинокль были прекрасно видны портальные краны речного порта (позиция 5) и даже  островерхие мечети татарских сёл Ембаево и Тураево (позиция 4), что в 15 километрах от города. Ну а всё Заречье и деревня Парфёнова просматривались до мелочей как на ладони.
       Это место в Дунькином саду настолько слилось с восприятием города, что стало чем-то священным для меня. После переезда в другой район я, конечно же, много раз бывал в этом прибрежном саду, чтобы прогуляться по краю обрыва, полюбоваться привольными видами заречных дАлей, припомнить детские наблюдения. А когда здесь стали возводить нынешнюю современную шикарную набережную из гранита и мрамора, все этапы стройки века попали в объективы фотоаппарата и смартфона.

       Гости Тюмени, прогуливаясь вдоль обрывистого берега, с восхищением осматривали город стоящий амфитеатром на излучине реки Туры, и бескрайние сибирские дали за рекой (позиции 2-6).
       Похожее зрелище в наших краях открывается  разве что с крутояров Тобольского Кремля.


У Т Р А Т А   Г О Р И З О Н Т О В

       В настоящее время практически весь бывший заречный горизонт (позиция 2) с верхнего уровня набережной Затюменки и Исторической площади выглядит монотонной застройкой из многоэтажных «человейников» (позиции 7). Естественного горизонта практически нет.

       Панорама Заречья стала существенно меняться в худшую сторону со второй половины 70-х годов ХХ века. Тогда бывшее старое русло реки Туры вдоль деревни Парфёново намыли песком и приступили к строительству 1-го Заречного микрорайона, прозванного в народе «Пески» (позиция 1).
 
       С высоты 25-метрового городского правобережья панельные многоэтажки Московского института типовых проектов смотрятся маловыразительной разномастной лентой и не украшением панорамы. Но самое печальное, что они перекрыли не только виды на взгорке посёлка Парфёново с часовней, рощу старинного кладбища на крутояре, но заодно и видневшиеся за ними горизонты тарманских лесов, за которыми мысленный взор дорисовывал бескрайние просторы Тюмении до самого Карского моря.
       Сооружение микрорайонов шло в направлении с востока на юго-запад (см.по красной стрелке). Аппетиты градостроителей в освоении бесперспективных для сельского хозяйства заречных земель вскоре привели к возведению 2-го, 3-го, 4-го и 5-го Заречных микрорайонов (позиции 7-8).
       Наиболее интенсивное строительство за рекой велось с начала 2000 годов. В итоге северо-западные тюменские горизонты полностью скрыты за частоколом высоток новых жилищных комплексов «Европейский берег», «Ривьера», «Добро», «Космо», «Дивный квартал», «Окинава» и других. Они окружили плотным полукольцом южную часть старой одноэтажной Зареки (позиция 8).
       В завершение всего на восточном правобережье излучины реки встали жилищные комплексы «DOK» и «Октябрьский на Туре», который свечками своих двадцатиэтажных небоскрёбов полностью, как барьером, перекрыли восточные тюменские боры и приволья за рекой.
       Тюменские дальние дали, колоритно подчёркивавшие безграничность сибирских просторов, теперь съедены по всему горизонту хищными зубьями высотных построек, видимых с верхнего яруса набережной Затюменки и Исторической площади.

 
П О К У Ш Е Н И Е   Н А   П Р О С Т О Р Ы

       Но это ещё не всё. За последние годы на противоположном берегу произошли существенные потери заречной панорамы.
 
       В 2014 году приступили к возведению первой очереди архитектурного ансамбля «Вознесенский». Предварительно снесли все строения бывшей овчино-меховой фабрики (позиция 3).
       Горожане с вниманием и огромным интересом наблюдали с набережной правого берега и с вантового моста за новостройкой. Начало было вполне приличным. Полукругом за Вознесенско-Георгиевским храмом (поз.6) возникли этакие «пряничные» двух- трёхэтажные домики с небольшими арочными окнами (поз.10). Невысокие строения не подавляли высоты храма, а напротив выгодно подчёркивали его доминанту в сформировавшемся архитектурном ансамбле.
       Необычная композиционная находка вокруг храма изначально радовала взгляд.

       Все смотрелось камерно, скромно. Одновременно и дорого-богато, судя по отзывам горожан:
       — Очень удивительная архитектура. Красиво. Дома невысокие, что дает этому месту вздохнуть от громоздких зданий, и вдохнуть свежесть в этом районе от старых и ветхих зданий. Храм прям рядом. Закрытая территория, благоустроенная, фантазия отличная для внутреннего двора. Рядом Набережная. Днем красиво, ночью еще красивее, когда все в огоньках.
       — Трудно оценивать не полную картину. Пока то, что называется "Вознесенский", это небольшой дом, немного странный для этого района. В дальнейшем будет целый квартал, идет активно строительство. Цены на жильё в этих хоромах конечно заоблачные, жить будет "элита" Тюмени! На картинках всё выглядит красиво, как будет на самом деле время покажет! И ещё на территории этого Вознесенского стоит церковь, поэтому логично, что по воскресеньям будить жителей будут не будильники, а колокольный звон.

       Дальнейшее формирование  архитектурного комплекса похоронило надежды горожан, как на отсутствие громоздких зданий, так и на небольшие дома. Сразу за двух- трёхэтажными словно игрушечными домиками, выросли уродливые, похожие на огромные термитники 5-6-10-12– этажные скелеты-этажерки, уничтожившие не только очарование ближних к берегу реки низких домиков комплекса, но и загубившие царственную доминанту Георгиевского храма (особенно при зрелище с Исторической площади и Моста Влюблённых). Храм утонул в путанице странного комплекса, казавшегося таким красивым на макете (поз.6). Одновременно новые «термитники»  перекрыли даже дальние новые жилищные комплексы на песках (поз. 9). С огорчением следует заметить, что созерцание в упор пёстрой кучки этих домишек с высокого правого берега реки лишено всякого эстетического удовольствия.

       Невольно пугает вольница с многоэтажным строительством за рекой, которая, кажется, вышла из-под контроля местных властей за рамки допустимого. Судя по опубликованному макету застройки, вся одноэтажная старая застройка Заречья будет, в конце-концов, снесена и заменена типовыми многоэтажными зданиями-высотками.

       С чем связан столь мощный всплеск деятельности застройщиков? Понять нетрудно, Привлекательность бурной застройки неплодородных болотистых земель южной части Зареки состоит в их дешевизне, а также в соблазнительной доступности жилья от центра города (по пешеходному мосту 10-15 минут) и, как следует ожидать, в баснословной стоимости жилья на берегу реки (объявленная стоимость квартир от 11.316.960 до 231.428.992 руб.).

 
П Р О Щ А Й Т Е ,   Т Ю М Е Н С К И Е   Д А Л И

       При такой стремительной застройке левобережной поймы реки Туры не пройдёт и нескольких десятилетий, как наши потомки вместо бесконечных тюменских далей будут с высокого правого берега созерцать в упор хаотическую мешанину фасадов безликих каркасных многоэтажек на противоположном берегу. Унылые последствия домостроительного неосознанного бума своих пращуров.
       Очарование сибирскими просторами исчезнет из панорамы Тюмени на веки веков.

       Прощайте, тюменские дали…

       P.S. В соседнем Тобольске местные власти пока (!) поступают мудрее наших. Виды нижнего города и иртышских просторов не застроены небоскрёбами. Со смотровой площадки у стен Кремля взгляд пока ещё не упирается в сомнительную красу бетона высотных каркасных сооружений. Только несколько новых двух- трёхэтажных домиков украшают подножие кремлёвских круч, да там и сям сияют вдали золотые маковки храмов нижнего посада среди зелени садов одноэтажной застройки. Будем надеяться, что по мере износа старой жилой застройки её будут заменять под контролем властей современными красивыми малоэтажными благоустроенными домами, а не лесом небоскрёбов, уничтожающим величие просторов как в Тюмени. Ведь тем и красны кремлёвские виды нижнего Тобольска.


И С Х О Д *

       А как быть с коллективной недальнозоркостью тюменских градостроителей в застройке заречной части города?
       Первый русский город Тюмень, ворота Сибири, бытует без главного архитектора. Эту должность упразднили много лет назад. Сейчас в обществе возникла дискуссия о том, не пора ли вернуть Тюмени специалиста, который будет отвечать за гармоничное развитие города и его внешний облик. К глубокому сожалению в Тюмени нет главного архитектора, его обязанности распределены между ведомствами. Власти города объясняют это тем, что должность главного архитектора не закреплена на федеральном уровне, её статус остаётся неопределённым.
       По мнению экспертов, отсутствие главного архитектора мешает формировать городское развитие по логике сценариев и стратегий. Вместо комплексных решений часто доминирует принцип «есть земля — построим что-нибудь». Высотные здания ставят где уместно, а где и нет, как в случае с заречными микрорайонами. И потому мы имеем то, что имеем. [3]
       Городу просто необходим главный архитектор , который бы мог сберегать город от точечных застроек новыми произвольными ЖК московских застройщиков, которые неизбежно приведут к зримому исчезновению редчайших особенностей окружающего тюменского ландшафта.


       P.P.S. В истории Тюмени неоднократно имелись в наличии образцы неудачных крупных зданий и сооружений на улицах Республики, Ленина, Камышинской и в других районах, которые были беспощадно снесены на стадии строительства или реконструкции.
       Эх, нам бы сейчас  вернуть, хотя на какое-то время, нашего Сергея Семёновича Собянина, чтобы разобраться с заречными тюменскими далями! Кое-что там явно просится под снос…


       Александр Соханский
             5 октября 2025 г.


И Н Ф О Р М А Ц И Я
       [1] Города Сибири. Тюмень - ворота Сибири http://proza.ru/2015/07/21/407)
       [2] Мой старый город. Улица Луначарского. Глава Дунькин сад. http://proza.ru/2023/02/08/699
       [3] Обзор публикаций интернет-сети
       * Исход -  в данном случае способ разрешения какого-либо затруднения, выход из сложного обстоятельства


Рецензии
Александр, добрый вечер! То, что вытворяет Собянин у нас в Москве с большим размахом уже ни в какие ворота не лезет, если саму столицу нашу матушку не узнать
ни издали, ни около... Марианна

Марианна 2   09.10.2025 18:42     Заявить о нарушении
Доброй ночи, Марианна!
Но я же (внимание !) не прошу нашего Собянина назад на постоянно, хотя бы на какое-то время. Чтобы эти "термитники" за рекой взорвать к чёртовой матери. Надо же было так испохабить ЖК "Вознесенский" вокруг живописного храма.
А вашей столице остаётся только посочувствовать. Там наверное вообще всё вверх ногами...

Добра!

Александр Соханский   10.10.2025 01:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.