Очаровательный мир красоты и тайны Боттичелли

Большинство считают, что Ренессанс начался со знаменитых живописцев и скульпторов Микеланджело, Рафаэль…

Но Ренессанс – это нечто большее, чем Микеланджело…

Хотел ввести Вас  в восхитительный мир Сандро Боттичелли...

Алессандро Филипепи родился во Флоренции в 1445 году, как раз в то время, когда в жизнь врывался итальянский Ренессанс.

В детстве он проявил огромный природный талант и был отдан в ученики ювелиру по имени Боттичелли.

Отсюда Сандро и получил то имя, которое  мы  знаем.

Но Сандро предпочитал живопись, и отец отправил его работать к фра Филиппо Липпи, одному из выдающихся художников Флоренции.

Великолепно детализированный, красочный, максималистский стиль Липпи оказал огромное влияние на молодого Боттичелли.

Но вскоре Боттичелли начал искать свой собственный стиль и в 1470 году заявил о себе в конкурентном мире флорентийского искусства картиной «Стойкость».

После этого у него никогда не было недостатка в заказах, будь то для церквей или богатых покровителей.

В 1481 году папа Сикст IV поручил Боттичелли вместе с несколькими другими ведущими художниками украсить свою недавно построенную Сикстинскую капеллу в Ватикане.

Это многое говорит о его растущей репутации.

Работы Боттичелли были полны насыщенных красок и обилия деталей.

Но Боттичелли писал не только религиозные сцены.

Как и все художники эпохи Возрождения, он был очарован классическим миром Греции и Рима, историческим и мифологическим.

Он пишет «Суд Париса», прелюдию к Троянской войне из греческих легенд.



Возможно, вершиной классического искусства Боттичелли (кроме его «Рождения Венеры») была «Клевета Апеллеса» 1495 года.

Картина была  основана на легендарной утраченной картине под названием «Клевета», написанной человеком по имени Апеллес, который считался величайшим из всех древнегреческих художников.

Боттичелли также был известен своими картинами Марии и младенца Иисуса.

Эти Мадонны в своих элегантных платьях, полупрозрачных вуалях и тщательно уложенных прядях светлых волос, расположенные на фоне клумб из нежных цветов, демонстрируют его любовь к восхитительному и роскошному.

Портреты Боттичелли рассказывают ту же историю: среди художников эпохи Возрождения он выделяется тем, что больше всего интересовался красотой.

В отличие от интеллектуального рвения своих современников, Боттичелли ценил жемчуг, вьющиеся волосы и такие деликатесы, как цветы и шелк.

Важность природы для искусства Боттичелли невозможно недооценить.

Каждая его картина неизбежно наполнена цветами и растениями, всегда написана с предельной тщательностью и любовью.

Особенно,  в его «Мадонне со святыми».

Но стиль Боттичелли изменился в 1490-х годах, став более мрачным и суровым, поскольку сама Флоренция переживала неспокойные времена.

Он стал меньше рисовать и проводил время, рисуя «Ад» Данте. Ведя разочарованную и затворническую жизнь, возможно, испытывая сомнения в христианской вере.

Частично это произошло из-за Хираломо Савонаролы, радикального проповедника, который провел суровые религиозные реформы во Флоренции и сжег светские книги и произведения искусства.


Возможно, «Человек скорби» Боттичелли отражает эту фазу — он умер в 1510 году, полагая, что  скоро наступит конец света.

За свою жизнь Боттичелли управлял большой мастерской и накопил достаточно известности, чтобы о ней через несколько десятилетий написал историк искусства Джорджо Вазари.

Его произведения оставались в церквях и галереях, но вскоре Боттичелли затерялся в безвестности среди многих художников...

Почему? Из- за трех человек: Леонардо, Микеланджело и Рафаэля.

Этот титанический триумвират навис над эпохой Возрождения и всем западным искусством — их предполагаемое величие затмило всех, кто был раньше.

И как они могли этого не сделать?

Просто сравните картины Боттичелли в Сикстинской капелле с картинами Микеланджело, написанными там же тридцать лет спустя.

Искусство раннего Возрождения по сравнению с ним может выглядеть жестким и безжизненным, неэлегантным и переполненным ненужными деталями.

Из троих Рафаэль считался самым  величайшим, и это положение  длилось веками.

До 1800-х годов, когда художники пытались избавиться от влияния Высокого Возрождения; малоизвестный художник Сандро Боттичелли начал привлекать внимание посетителей Флоренции...

К концу XIX века Боттичелли стал знаменитым и любимым художником, которым он является сегодня.

Его картина  «Рождение Венеры» — полни  выражением  стиля Боттичелли, сочетающую  классику, средневековье и ренессанс в очаровательной  мире красоты и тайны.

Группа английских художников, известных как прерафаэлиты, увидела в Боттичелли то, чего не хватало Рафаэлю, Леонардо или Микеланджело.

Хотя эти трое привнесли в искусство непредвиденный реализм, изящество и силу, за их «более чистый» и «реалистичный» стиль пришлось заплатить определенную цену.

Боттичелли все еще был тронут этим средневековым духом, его не отвлекали математика перспективы, наука об анатомии человека или визуальная ясность.

Он направил свою  готическую любовь к цвету, естественной красоте и фантастическому символизму там, где его смысл никогда не был очевиден.

Возьмите «Примаверу» Боттичелли, наполненную средневековыми украшениями и деталями, цветами и фруктами, элегантными одеждами и полупрозрачными шелками, парящими и совершенно сказочными.

Здесь есть то, чего мы не находим у Рафаэля, Леонардо или Микеланджело — восхитительность и загадка.

Мы можем понять, что имели в виду прерафаэлиты, если посмотрим на картину Рафаэля, изображающую сцену из классической мифологии «Триумф Галатеи».

Ее анатомический реализм почти неприятен и чересчур серьезен по сравнению со свободным и вычурным «Рождением Венеры» Боттичелли.

Такая причудливость была унаследована от готических художников, таких как Джентиле да Фабриано.

Именно этот дух направлял Боттичелли, когда он изображал  сцены из классической мифологии и использовал методы Возрождения.

Самое важное  то, что он объединил эти три разных мира.

Леонардо был точен, а Микеланджело был могуч, но ни один из них не был по-настоящему романтичен.

В отличие от Боттичелли, чьи классические картины изображали форму романтики, происходящую из средневековых представлений о куртуазной любви, аллегорических романтических сказках, о рыцарях и прекрасных девушках.

Рафаэль стремился к визуальной ясности, натурализму и изяществу.

Но эти высокие художественные идеалы и стремление к реализму стали тюрьмой, в которой просто не допускались восхитительные детали, пышные формы, развевающиеся волосы, парящие фигуры, цветы и чарующие тайны Боттичелли.

Он был забыт почти на 400 лет, в тени гигантов Высокого Возрождения.

Но его восхитительные видения романтики и мифов дают нам то, чего они никогда не могли бы дать нам.

А именно, а осознание того, что было потеряно, наконец, принесло Боттичелли заслуженную славу.


Рецензии