Эмоциональность Средневековья

С большим интересом посмотрел французскую историческую драму  « Фаворитка короля». « Звездный» актерский состав фильма очень впечатляет: Гайя Жирас, Жерар Депардье, Оливье Гурме, Жанна Балибар, Джоистарр, Жюли Депардье, Гийом Галиен. В центре сюжета - страстная жизнь Герцогини Дианы де Пуатье, фаворитки короля Генриха II. Которая вместе с ним правила Францией , была на 20 лет моложе и в 60 лет выглядела как в 30 лет. И это благодаря таинственному напитку молодости, который создал знаменитый Нострадамус, которого в фильме играет Депардье. Авторам фильма удалось восстановить картину средневековья. Современные  люди не очень понимают, что сознание людей в те времена было совершенно иным. И знания в некоторых вопросах, особенно, медицины порой даже превосходили современные научные знания. И в подтверждении хотел привести книгу  Элеаноры Херман "Элегантная наука о ядах от средневековья до наших дней". Знаете ли Вы о « любовном зелье»? Или мгновенно действующих ядах, которые даже медицинская экспертиза не сможет обнаружить? А корни эти исследований уходят в средневековье, а возможно, и более ранние века. 

Вы когда нибудь слышали о горгульях? Может быть, видели на современных зданиях? Почему они исчезли?

«Гротеск» — это любая скульптура лица или существа на здании, а «горгулья» — это скульптура, используемая в качестве водостока.

Гротески и горгульи не являются уникальными для готической архитектуры европейского средневековья — схожие традиции существуют в китайской и индийской архитектуре.

От Древнего Египта до Рима и по всему миру на протяжении многих тысячелетий люди вырезали на своих зданиях различные лица: от богов до устрашающих зверей.

Но в готических гротесках есть что-то особенное и самое главное огромное разнообразие.

Не было ни особых правил, ни условных мотивов; каменщики, казалось, вырезали все, что хотели.

Таким образом, каждое готическое здание имеет разные гротески — все они уникальны.

К этому разнообразию внешности можно добавить свою гамму настроений.

Они могли быть смешными, тревожными, фантастическими, вульгарными... или все сразу!

И мы часто видим на этих лицах странную выразительность, почти эмоциональность, будь то ужас, веселье или безумие.

Некоторые из этих гротесков поистине кошмарны.  А иногда низкое и высокое, священное и вульгарное, странное и прекрасное — все сочетается вместе.

Когда видишь этих злобных монстров рядом с пророками и святыми, то сознание современного человека от этого вида впадает в ступор. Как такое может быть в христианском мире? И что это может символизировать?

Результатом таких многочисленных  образов и настроений является то, что крыши и шпили готических соборов переполнены святыми и зверями, ангелами и пьяницами — сказочным множеством монстров и шутников, упырей и пророков.  Как понять это?

Эти гротески были не просто устрашающими существами или стилизованными украшениями... они были чем-то большим — выражением сущности Средневековья.

Прежде всего мы узнаем, что у средневековых людей был гораздо более символический взгляд на мир, чем у нас сейчас.



Вспомните, как четыре евангелиста — автора Евангелий: Матфей, Марк, Лука и Иоанн — обычно изображались в средневековом искусстве не людьми, а крылатыми существами.

Средневековые люди любили аллегорию, где любая вещь всегда представляла какое-то другое понятие или личность.

И эта средневековая любовь к аллегориям достигла своей кульминации в «Божественной комедии» Данте. Эта книга  дает  нам представление о том, как средневековые люди думали о своем мире. Не материально или научно, а символически.

Второе, о чем говорят нам эти гротески, и особенно горгульи, — это то, что средневековые люди любили орнаменты и украшения — не было ничего, что не могло бы стать произведением искусства, будь то высокое искусство или низкое!

В конце концов, горгульи на самом деле всего лишь декоративные водостоки.

Но для средневекового сознания этот функциональный объект, простой водосточный желоб, предлагал возможность для творчества, украшения, повествования и символизма.

Искусство существовало не только в галереях; оно  было повсюду.

В средние века искусством считалось все, что было создано руками человека. В том числе вино и шоколад. Например, ликер « Шартрез», созданный монахами Франции в XVI веке содержал 130 ингредиентов. А эликсир молодости Нострадамуса более 100 ингредиентов, включая золото невероятной чистоты, которое трудно произвести даже сейчас.

Третье, о чем говорят нам эти гротески, это то, что средневековые каменщики обладали творческой свободой.

В отличие от Древнего Рима или XXI века, им не нужно было следовать генеральному плану превосходного дизайнера.

Они могли предаваться своим фантазиям, рассказывать анекдоты и гордиться своей работой.

И это касалось не только соборов — вплоть до самых скромных церквей в сельской местности мы находим такое же богатое разнообразие горгулий, такое же выражение личности и индивидуальности.

Эти средневековые каменщики пользовались большей свободой в своем труде, чем большинство из нас сегодня.

Да, Средневековье было странным временем, почти трудным для понимания.

Если церковь была священным местом, предназначенным для богослужений, то почему масонам разрешалось творить такие пошлости, издеваться над священниками, проще говоря, дурить народ и выдумывать глупости  в таких  серьезных  местах?

Что ж, как бы мы ни старались, весь этот средневековый мир порой необъясним.

Пожалуй, не стоит слишком стараться их понять, а лучше просто греться в чудесном, свободном, тревожном, комическом, благочестивом, грязном и безграничном готическом воображении.

Многие оригинальные средневековые горгульи испортились до неузнаваемости.

Другие, и больше, чем вы можете себе представить, были просто заменены в 19 веке во время «готического возрождения».

Тем не менее, скульпторы XIX века приложили все усилия, чтобы сохранить  это чудесное средневековое воображение.

И великая традиция средневековых гротесков не угасла.

Когда строятся новые церкви или реставрируются старые церкви, культура, позволяющая масонам следовать своим творческим наклонностям, сохраняется. Одним из примеров является этот парень из собора Эли.

Или, говоря о фантастическом и пугающем, об этих двух знаменитых современных гротесках.

Дарт Вейдер в Национальном соборе в Вашингтоне и ксеноморф из фильмов «Чужие» в аббатстве Пейсли в Шотландии.

Средневековые гротески — это окно в социальные системы давно ушедшей эпохи, в мировоззрение людей, живших в то время.

И хотя эти люди, возможно, и ушли, их гротески остались, глядя на нас со своих башен, напоминая нам о мире, который был...

P.S. Вы когда нибудь пили горячий шоколад по рецептам иезуитов средневековья? Уверяю Вас, что по составу и вкусу это совершенно другой шоколад, который Вы едите сейчас. Средневековье это иной мир сознания людей, его вкусов и обоняния. И в целом восприятия мира.


Рецензии