Орнамент времени цветок солнца

Древние мастера изображали ход года через цветы, лепестки и круги, где солнце и время сливались в один живой узор.

В древней чеченской культуре представления о времени нередко выражались не словами, а узорами и каменными знаками. Такой язык символов был понятен каждому: в нём время изображалось как живое движение, где день, месяц и год составляли единый круг.

Этот орнамент, по всей вероятности, отражает древнюю календарную систему, близкую к той, что существовала у шумеров. Мы исходим из предположения, что шумеры были переселенцами из горной Чечни на раннем этапе земледелия, а потому их календарные представления могли восходить к тем же основам, что и у чеченцев.

На чеченских орнаментах и петроглифах эта система времени изображена схожим образом, а само слово шуо обозначает как «год», так и «годовое кольцо дерева», что указывает на древнее понимание года как замкнутого солнечного круга.
У шумеров год представлялся как совершенный круг из 360 дней, разделённый на шесть частей по шестьдесят. Эта система отражала их представление о времени как о замкнутом и упорядоченном движении солнца.
Хотя реальный календарь был лунно-солнечным, число 360 имело священное значение — оно символизировало полноту времени.
Оставшиеся пять дней считались священными: они находились вне круга и были посвящены покою и обновлению.

Подобное деление года существовало и в древней чеченской традиции.
Как отмечает этнограф, кандидат исторических наук З. А. Мадаева, у вайнахов год также делился на две части — тёплое и холодное время, определяемые движением солнца:

«В соответствии с важнейшими фазами сельскохозяйственных работ (началом и их окончанием) вайнахи в прошлом делили год на две части: тёплое время — аьхкенан зама (летнее время) и холодное время — Iаьнан зама (зимнее время).
Такое деление года определялось двумя основными моментами движения солнца — летним и зимним солнцестоянием, именуемым „малх цIа кхаьчна хан“ — временем, когда солнце достигло дома.
В народном представлении солнце имеет два дома — летний и зимний…»
(Мадаева З. А. Народные календарные праздники вайнахов. — Грозный: Книга, 1990. — С. 7.)

Таким образом, и у шумеров, и у чеченцев год рассматривался как двойной солнечный цикл — путь света между зимним и летним домом.
С этим связано и происхождение чеченского слова шуо, означающего как «год», так и «годовое кольцо дерева».
Оба значения выражают древнее понимание времени как замкнутого солнечного круга, в котором движение и жизнь повторяются.

Шумеры пользовались шестидесятиричной системой счёта, где число 60 служило основой всех измерений — времени, пространства и движения.
В их представлении год был идеальным кругом в 360 дней — шесть кругов по шестьдесят, выражающих совершенный цикл.
Число 360 символизировало полноту и завершённость, а само слово шар означало «круг», «всё», «время» и использовалось как обозначение крупной числовой единицы.

В чеченском языке слово шуо имеет то же значение — «год» и «годовое кольцо дерева», что указывает на древнее понимание времени как живого, кругового движения.
В своём Этимологическом словаре чеченского языка, т. 2, А. Д. Вагапов отмечает, что исходная форма слова шуо восходит к древнему корню ша(в) / ша(р), имеющему значения «срез», «годичное кольцо», «круг», «год».
Он приводит также форму шерин (ср. род. п. шеран — «года», «годовой»), производную от шар-ин, что подтверждает древнюю основу шар как обозначение круга и времени.
Это делает связь чеченского шуо со шумерским шар не случайным совпадением, а отражением единого архаического представления о годе как замкнутом круге времени.

Этот орнамент — не просто украшение. Он хранит древнее представление о солнечном ритме и порядке времени, каким его видели предки. Его волнообразная форма передаёт движение солнца и течение дней, а повторяющиеся завитки напоминают смену времён года.

Год тогда делили на две большие половины — зимнюю и летнюю, и каждая включала три периода по 60 дней, всего — шесть частей. Каждый шестидесятидневный цикл делился ещё на два месяца по 30 дней, что показано в орнаменте как два лепестка, раскрывающихся из одного круга.

Так весь узор становится зримым календарём: год словно расцветает, как цветок, разделённый на шесть кругов по 60 дней и двенадцать месяцев по 30 дней. Он соединяет в себе ритм солнца, времени и жизни, сохраняя память о древнем способе видеть мир как единый, повторяющийся круг.

Орнамент состоит из шести цветков, расположенных в непрерывной линии. У каждого цветка — два раскрывающихся лепестка, между которыми виден полукруг, обозначающий одну шестидесятидневную часть года. Таким образом, шесть цветков и шесть полукругов передают деление года на шесть равных частей. По краям узора проходят плавные линии с ветвями или отростками — по две с каждой стороны и по одной вверху и внизу, в центре. Их общее число также равно шести, что, вероятно, подчёркивает ту же идею — шесть частей года, шесть дыханий времени.

Всё вместе передаёт ощущение движения и ритма: время течёт волной, проходит через шесть своих кругов и возвращается к началу — в свой зимний дом, откуда начинается новый годовой цикл.

На петроглифе, изображённом на надмогильной стеле (чурте) кладбища в селении Хой Чеченской Республики, показан тот же орнамент, но заключённый в круг. В этом каменном круге древние мастера передали годовой цикл, состоявший из 360 дней, разделённых на шесть частей по 60. Каждая часть изображена в виде раскрывающегося лепестка, а вместе они образуют цветок времени — знак движения солнца по небесному кругу.

Внешний пояс повторяет тот же ритм — волнообразную линию, где один завиток переходит в другой, а цветки раскрываются, делясь на месяцы по 30 дней. Эти волны символизируют непрерывное течение времени, смену дня и ночи, зимы и лета — годовой круг солнца.

Так орнамент и петроглиф становятся двумя воплощениями одной идеи: на камне — небесный круг с шестью лепестками времени, а в резном узоре — живая лента, где этот круг раскрывается в движение.

Можно сказать, что орнамент отражает древнюю систему счёта времени, где движение солнца, смена сезонов и течение года выражались через образ цветка — живого символа круга жизни.

Возможно, для древних земледельцев этот орнамент был не просто календарём, а цветком жизни — символом света, времени и плодородия.

Иллюстрации:
1. Орнамент времени — резной узор с шестью цветками и двенадцатью лепестками, символизирующий 360-дневный год.
2. Петроглиф из села Хой — круговой рисунок с шестью лепестками, передающий годовой цикл солнца. (Фото: Tamara Taisumova)

Ber’s Erk Neberu


Рецензии