О некоторых пороках. Жадность, Ложь, Клевета
На "Прозе" часто встречаются токсичные люди, которые всегда найдут, к чему придраться. Их критика похожа на горькую редьку — надоедает. От пасквилей русофобов - специфическое "амбре", а их шедевры - вызывают "скрежет зубовный".
Мне кажется, что вечные темы, и темы, связанные с человеческими пороками, гораздо интереснее.
Общеизвестно, что внутренний мир человека — это непрерывная борьба света и тьмы.
Как врач, я всегда интересовался причинами возникновения болезней, пороков и патологий человеческого тела и души. Меня увлекало их изучение, диагностика и поиски решения этих проблем.
О человеческих духовных пороках писали как русские, так и зарубежные писатели. В литературе часто изображались и изображаются негативные явления, которые искажают личность. О человеческих телесных пороках (приобретенных и врожденных) не мало писали известные советские и зарубежные ортопеды.
Длительно существующие телесные пороки, зачастую вызывают моральные терзания пациентов, уродуют их характери являются причиной тяжелых душевных расстройств (пороков), из-за которых некоторые больные доводят себя до "цугундера", в плоть до попыток псевдосуицида и настоящих суицидальных попыток.
Пороки, глубоко укорененные в человеческой природе, являются не просто вредными привычками, а сложными психическим и духовными расстройствами, которые разрушают личность изнутри и отравляют отношения с окружающими. Давайте попытаемся подробно рассмотреть четыре таких порока: жадность, ложь, клевету, изучив их причины, взгляды на них со стороны богословия и психиатрии, а также увидеть пути к исцелению.
Все эти пороки, при длительном существовании, так или иначе имеют отношение к медицине.
Для освещения этого вопроса, я освежил в памяти свой не малый опыт работы в практической медицине. Провел не мало времени в интернете, что бы найти литературу, обобщить полученную информацию и ознакомить читателя с причинами появления патологии, её укоренения в организме и соответствующими выводами.
Я не претендую на открытие чего-то нового в трактовке. Но я не встречал статей, которые бы объединяли усилия по этой теме с учетом разных точек зрения:
- религиозных учений,
- мнений известных психиатров,
- взглядов богословов.
ИТАК.
I. Жадность: Ненасытная пустота.
Что это такое? Жадность (алчность, стяжательство) — это неумеренное желание обладать материальными благами, богатством или властью, значительно превышающее необходимые для жизни потребности. Это не просто бережливость или рациональность, а страсть, заставляющая человека видеть в accumulation смысл существования.
Причины и корни:
Экзистенциальная пустота: Часто жадность маскирует внутреннюю пустоту, отсутствие смысла жизни или глубинных связей с другими людьми. Вещи становятся суррогатом счастья и заполнителем духовного вакуума.
Страх и неуверенность: Жадность питается страхом перед будущим, бедностью, нестабильностью. Чем больше у человека ресурсов, тем иллюзорно безопаснее он себя чувствует.
Социальное сравнение и зависть: В обществе потребления ценность человека часто неосознанно приравнивается к его благосостоянию. Желание "быть не хуже других" или даже превзойти их превращается в гонку без финиша.
Низкая самооценка: Обладание дорогими вещами может быть попыткой компенсировать чувство собственной неполноценности и получить признание извне.
Богословский взгляд:
Во всех авраамических религиях жадность считается тяжким грехом.
- В христианстве: Апостол Павел прямо называет любостяжание (жадность) идолопоклонством (Кол. 3:5), потому что человек поклоняется творению (деньгам, вещам), а не Творцу. "Ибо корень всех зол есть сребролюбие" (1 Тим. 6:10). Христос призывает не собирать себе сокровищ на земле, но на небе (Мф. 6:19-21).
- В исламе: Жадность (алчность) осуждается как качество, губящее душу. Коран призывает к умеренности и щедрости, а накопление богатства без его использования на благие дела (закят) считается грехом. Пророк Мухаммад говорил: "Остерегайтесь скупости, ибо она погубила тех, кто был до вас".
- В буддизме: Жадность (лобха) — одна из трех "ядов ума" (наряду с ненавистью и невежеством), которые являются причиной всех страданий и привязывают человека к колесу сансары.
- В иудаизме жадность, алчность и сребролюбие рассматриваются не просто как дурные черты характера, а как серьезные духовные пороки, нарушающие заветы между человеком и Богом и разрушающие отношения между людьми. Концепция жадности в еврейской традиции многогранна и раскрывается через несколько ключевых понятий.
Рассмотрим более подробно эту точку зрения, так как она имеет некоторые отличия.
1. "Таават hа-Кесэф" — Страсть к деньгам
Это прямое библейское понятие, обозначающее ненасытную жажду обогащения. Книга Экклезиаста (Кохелет) прямо говорит об этом: «Любящий серебро не насытится серебром, и кто любит изобилие, — не будет ему пользы» (Кохелет 5:9). Этот стих подчеркивает бессмысленность и духовную пустоту пути алчности: сколько бы человек ни накапливал, он не обретает желанного удовлетворения.
2. "Цадан" — Скупость, жадность
Корень этого слова несет значение скупости, жадности и удержания того, что по праву должно быть отдано другим. В книге Притч (Мишлей) говорится: "Человек с «лихим глазом" спешит к богатству и не знает, что нужда постигнет его» (Притчи 28:22).
Здесь важно понятие "аин ра ("дурной глаз") — это не просто сглаз, а духовное качество человека, который смотрит на мир и на свое имущество с жадностью, завистью и нежеланием делиться. Такой человек, по мнению мудрецов, в конечном счете теряет свое богатство, так как его поведение противоречит Божественному замыслу.
3. Нарушение запретов Торы
Жадность напрямую ведет к нарушению конкретных заповедей Торы:
- Запрет на воровство и грабеж: Очевидно, что жажда обогащения часто толкает человека на присвоение чужого.
- Запрет на удержание заработной платы наемного работника: "Не задерживай на ночь плату наемника" (Ваикра 19:13). Жадный работодатель, задерживающий зарплату, чтобы дольше пользоваться этими деньгами, совершает тяжкий грех.
- Запрет на ростовщичество (дачу денег в рост еврею): "Не давай в рост (под проценты) брату твоему..." (Дварим 23:20). Этот запрет призван предотвратить эксплуатацию и наживу на беде своего собрата, что является прямым следствием жадности.
Это существенное отличие от других религий, давать в долг под проценты своим соплеменникам запрещено.
4. Отсутствие доверия к Богу (Бит;хон)
Глубинная причина жадности, с точки зрения иудаизма, — это слабость веры. Человек, который неумеренно копит богатство, на самом деле демонстрирует, что он не доверяет Богу как Источнику своего пропитания («Парнаса»). Он полагается не на Творца, а на свои склады и счета, пытаясь самостоятельно обеспечить себе безопасность на годы вперед. Это форма идолопоклонства, когда деньги становятся объектом веры и упования.
5. Противопоставление: Доброе сердце и щедрость (Недивут)
Иудаизм предписывает активную борьбу с жадностью через развитие противоположных качеств — щедрости (недивут) и милосердия (цедака).
Цедака — это не просто «благотворительность», а заповедь справедливости. Богатство дано человеку Богом, и часть его по праву принадлежит нуждающимся. Отдавая цедаку, человек не проявляет сверхдобродетель, а исполняет свой долг, исправляя мир.
Отношение к имуществу должно быть как к "поручению". Человек — не абсолютный владелец, а управляющий, который должен использовать данное ему во благо, в том числе и для помощи другим собратьям.
Мнение мудрецов (Хазаль)
«Кто богат? — Тот, кто доволен своим уделом» (Пиркей Авот 4:1). Эта знаменитая максима прямо направлена против жадности. Истинное богатство — это не количество обладания, а состояние души, способной найти удовлетворение в том, что у нее есть.
Мудрецы говорят, что жадный человек, даже обладая огромным состоянием, психологически живет как бедняк, потому что всегда чувствует недостаток и страх потерять накопленное.
Жадность в иудаизме — это:
- Духовная болезнь, искажающая восприятие мира и приводящая к бессмысленной, ненасытной погоне.
- Признак слабой веры, демонстрация отсутствия доверия к Божественному Провидению.
- Причина нарушения множества заповедей, регулирующих социальную и экономическую справедливость.
Лекарство от нее — в осознании того, что все принадлежит Богу, в развитии довольства своим уделом и в активной практике цедаки и щедрости, которые являются не просто добрыми делами, а исполнением воли Творца и инструментом исправления собственной души.
Взгляд от психиатров:
Психиатрия рассматривает патологическую жадность как симптом более глубоких проблем.
- обсессивно-компульсивное расстройство личности: Может проявляться в виде патологического накопительства, чрезмерной бережливости и озабоченности деталями и порядком в финансах.
- Нарциссическое расстройство личности: Жадность здесь служит для поддержания грандиозного чувства собственной важности и превосходства.
- Травма и депривация: Люди, пережившие в детстве серьезную финансовую или эмоциональную нужду, могут во взрослом возрасте компенсировать это патологическим стремлением к накоплению.
Как не допустить укоренения этого порока у человека?
- Развитие щедрости с детства: Сознательная практика благотворительности, дарения, помощи близким.
- Финансовая осознанность в юности и зрелом возрасте: Четкое разделение "нужд" и "хотелок", ведение бюджета.
- Поиск нематериальных ценностей: Инвестирование времени и энергии в отношения, хобби, саморазвитие, духовные практики.
Терапия: Работа с амбулаторным психотерапевтом или психологом для выявления корней страха и неуверенности.
II. Ложь и Клевета: Искажение реальности и разрушение репутации.
Ложь — это намеренное искажение истины с целью введения в заблуждение.
Клевета — частный, но особенно токсичный случай лжи, заключающийся в распространении заведомо ложных, порочащих сведений о человеке.
Причины и корни:
- Страх и самозащита: Самая частая причина — избегание наказания, стыда, конфликта или неудобств.
- Получение выгоды: Ложь используется для манипуляции с целью получения материальной, статусной или эмоциональной выгоды.
- Заниженная самооценка: Человек лжет, чтобы представить себя в лучшем свете, приукрасить свои достижения и почувствовать себя значимым.
- Зависть и конкуренция: Клевета часто рождается из зависти. Очерняя другого, клеветник пытается «подняться» сам, опуская конкурента.
- Патологическая лживость (мифомания): Редкое, но серьезное расстройство, при котором человек лжет постоянно, без видимой внешней причины, иногда веря в собственную ложь.
Богословский взгляд:
Ложь и клевета рассматриваются как грехи, направленные против истины и против ближнего.
1. В христианстве: Дьявол назван «отцом лжи» (Ин. 8:44). Девятая заповедь "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" прямо запрещает клевету.
Ложь считается осквернением человека, созданного по образу Бога-Истины.
2. В исламе: Ложь (кизб) и клевета (ифк) — одни из самых тяжких грехов. Коран сурово осуждает тех, "которые любят, чтобы разглашали о верующих позорное" (24:19). Верующий призывается быть правдивым даже в ущерб себе.
3. В иудаизме: Запрет на ложь и "злоязычие" (лашон а-ра) является строгим. Считается, что клевета по своему разрушительному эффекту сравнима с убийством, так как она "убивает" репутацию человека, которую невозможно полностью восстановить.
Взгляд от психиатров:
- Патологическая лживость: Рассматривается как симптом, который может сопровождать расстройства личности (антисоциальное, нарциссическое, пограничное), а также некоторые формы органического поражения мозга.
- Проекция: В случае клеветы часто работает механизм психологической защиты "проекция", когда человек приписывает другому свои собственные неприемлемые качества или мысли.
- Социопатия: Для лиц с антисоциальным расстройством ложь является инструментом манипуляции и достижения целей, не отягощенным моральными ограничениями.
Как не допустить укоренения?
- Культивирование честности с самим собой: Начать нужно с малого — не обманывать себя.
- Развитие смелости: Умение брать на себя ответственность за ошибки и говорить правду, даже когда это трудно.
- Следование принципу "Будь, а не кажись": Смещение фокуса с создания имиджа на реальное саморазвитие.
- Контроль речи: Прежде чем что-то сказать о другом, спросить себя: "Это правда? Это необходимо? Это добро?"
IV. Заключение: Путь к целостности.
1. Жадность, ложь, клевета несмотря на свою разную природу, имеют общую черту: все они являются суррогатными попытками заполнить внутреннюю пустоту, обрести безопасность, удовольствие или значимость окольными, разрушительными путями.
2. С богословской точки зрения, исцеление лежит на пути покаяния, аскезы (умерщвления страстей), cultivating добродетелей (щедрости, правдивости, целомудрия) и упования на помощь Божию.
3. С точки зрения психиатрии, ключ — в осознании корневых причин, проработке психологических травм, развитии здоровых копинг-стратегий и построении аутентичных отношений с собой и миром.
Независимо от мировоззрения, общий рецепт противостояния этим порокам включает в себя самопознание, дисциплину, перенаправление энергии в созидательное русло и стремление к подлинным, а не суррогатным ценностям.
Победа над ними — это не одномоментный акт, а ежедневный труд, ведущий к большей внутренней свободе, целостности и гармонии.
Тихон Чикамасов.
Свидетельство о публикации №225100901018
Вячеслав Толстов 10.10.2025 15:57 Заявить о нарушении
Вячеслав Толстов 10.10.2025 16:01 Заявить о нарушении
Надоели вы мне с вашими ребусами Толстов
Тихон Чикамасов 10.10.2025 19:39 Заявить о нарушении