Светило радиолокации - Яков Давидович Ширман

      

       В конце семидесятых годов в радиотехнических войсках ПВО было два высших военных учебных заведения: Киевское высшее радиотехническое училище (сокращенно - КВИРТУ) и Харьковская Военная Инженерная Радиотехническая академия им. Говорова Л.А. (сокращенно - ВИРТА). КВИРТУ готовило военных инженеров - младших офицеров из курсантов после школы, с пятилетним обучением. ВИРТА готовила военных инженеров высокого уровня из младших офицеров - военных инженеров, с четырехлетним обучением.  Обе военно-научные школы были широко известны, в том числе и за рубежом.
         По окончании Красноярского среднего военного радиотехнического училища мне было присвоено воинское звание лейтенант технической службы. В то время звание лейтенант–инженер было привилегией только выпускников КВИРТУ.
При прохождении трехлетней службы в войсках появилось желание продолжить образование.
После тяжелых сражений на вступительных экзаменах мне удалось поступить в ВИРТА. Надо сказать, что в то время был серьезный отбор при поступлении, но мне все-таки посчастливилось попасть в списки слушателей славной Академии. Началась серьезная учеба. Высшая физика, высшая математика, теория электро-радио цепей (ТЭРЦ), теоретические основы радиолокации (ТОРЛ) и другие специальные науки, необходимые радиоинженеру. Забегая наперед, хочу сказать, что по окончании Академии мне было присвоено новое звание капитан-инженер. Но для этого было приложено много усилий и стараний, чтобы это произошло...
Однажды, в перерыве между парами, переходили в общую аудиторию, где   должна быть лекция для всего первого курса. Шли по длинному коридору. Вдруг послышался какой-то шум, и все слушатели и офицеры-преподаватели начали выстраиваться вдоль стены коридора. По переходу шел небольшого роста полковник в старой форме одежды: синие брюки с красным кантом и зеленый китель с черными погонами.
- Ширман, Ширман… - пронеслось по рядам слушателей.
Меня поразило, что на ногах у полковника Ширмана, вместо начищенных ботинок, были клетчатые коричневые домашние тапочки. Позже я узнал, что Начальник Академии маршал артиллерии Бажанов Юрий Павлович, в виде исключения, разрешал полковнику Ширману Якову Давидовичу такие невоенные вольности. Это была моя первая встреча с мэтром.
       В конце первого курса мы прикреплялись, по желанию, к различным кафедрам. Это было что-то вроде школьных кружков и называлось УИР – учебно-изобретательской работой. Я с первого курса, наверное, не случайно попал на кафедру ТОРЛ Ширмана. 
На четвертом курсе начались дипломное проектирование и подготовка к государственным экзаменам. Моя курсовая была продолжением моей учебы на кафедре ТОРЛ. Для меня было сложно написать курсовую дипломную работу.  Каждый раз, когда я приходил на кафедру радиолокации, казалось с законченным трудом, уходил с перечеркнутыми страницами и с рекомендациями по переработке материала. Мои однокурсники в большинстве переписывали и дорабатывали прошлогодние дипломные работы, и у них были уже принятые работы к защите. Они были свободны от занятий, занимались спортом, ходили в бассейн Академии, наслаждались свободным временем до начала защиты дипломной работы и до сдачи государственных экзаменов.
Однажды, когда Яков Давидович Ширман наконец удовлетворился моими научными изысканиями, он предложил своему ученику, полковнику Турсунходжаеву прочитать мою работу.  Он внимательно прочитал и сделал небольшие замечания. Яков Давидович, вызвав меня к себе, прочитал его замечания и спросил:
    - Подождите, а наш соискатель адъюнкт?
    - Нет, старший лейтенант слушатель четвертого курса, это его дипломная работа,
    - ответил Турсунходжаев.
Я замер на месте. И тут, как гром с чистого неба, возглас Ширмана:
    - Хорошая работа!!! 
      Высокая оценка великого ученого, мэтра, вселила в меня гордость за свою работу, за его научную школу, за славную Академию.

      Обратимся к истории возникновения военно-научной школы Ширмана.

      Яков Давидович Ширман родился в 1919 году, окончил 4 курса МЭИ в 1941 году и Ленинградскую военно-воздушную академию в 1944 году. 1947 год стал поворотным в судьбе молодого учёного. После окончания адъюнктуры, Яков Давидович Ширман получил направление в Харьков, где начал свой путь преподавателя в стенах ВИРТА. С первых же дней он погрузился в изучение проблем радиолокации, и его пытливый ум быстро принёс первые плоды.
Начало 50-х годов ознаменовалось формированием новой научной школы под руководством Ширмана Я.Д. Его энтузиазм и преданность науке вдохновляли коллег и учеников. Первые научные работы, посвящённые совершенствованию радиолокационной техники, получили признание в профессиональном сообществе.
1960 год стал годом триумфа — Яков Давидович защитил докторскую диссертацию. К этому времени его ученики уже успешно защищали собственные научные труды. Теоретические разработки Ширмана Я.Д. и его подопечных получили высокую оценку в Институте Радиоэлектроники АН СССР и нашли практическое применение в создании перспективных радиолокационных станций.
Будучи слушателем Академии, я стал свидетелем одного из эпизодов научной жизни Якова Давидовича. Однажды подбирая литературу для работы в библиотеке ДСП – литературы для служебного пользования, наткнулся на небольшую книгу в самодельном переплете. На обложке – «Диссертация Ширмана Я.Д.». Открываю и на первой странице черной ручкой каллиграфическим почерком выведено что решением ВАК СССР от … 1960 года представленная диссертация на соискание степени кандидата технических наук Ширмана Я.Д. засчитывается, как диссертация доктора технических наук за решение важной военно-научной проблемы. История нашей науки знает всего несколько таких случаев оценки научного вклада великих ученых.
Начало 60-х годов принесло новые вызовы. Перед учёными встала задача создания РЛС с дальностью действия в несколько тысяч километров. Ширман Яков Давидович предложил революционный метод обработки длинных зондирующих сигналов, который обеспечивал высочайшую точность определения координат и разрешающую способность.
Под его руководством в Академии были выполнены важнейшие правительственные исследования, направленные на совершенствование РЛС и защиту станций от помех. Эти разработки существенно повлияли на развитие отечественной радиолокации.
Много лет (1949-1980) профессор Ширман возглавлял одну из ведущих кафедр Академии.  Число офицеров, его учеников, получивших знания на кафедре ТОРЛ и в дальнейшем применяющие полученные знания в войсках, можно определить, если учитывать, что ежегодный выпуск специалистов радиолокации составлял около 300 офицеров. Горжусь тем, что и я был его учеником.
Распалась наша страна, Академия была ликвидирована. Но даже после этого он не оставил научной деятельности, продолжая работать над совершенствованием радиолокационных средств.
С развитием цифровой вычислительной техники открылись новые перспективы в области распознавания воздушных и космических целей. Профессор Ширман вместе с молодыми учениками активно включился в эту работу.
Научная школа Я. Д. Ширмана «Теория и техника пространственно-временного разрешения, распознавания и защиты от помех» дала миру 20 докторов технических наук, 60 кандидатов технических наук, 6 лауреатов Государственных премий, 7 обладателей почётных званий.
     Яков Давидович Ширман по праву считается научным знаменем Академии имени Л. А. Говорова, Заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Государственных премий СССР 1979 и 1988 годов, «Почетный радист СССР», ему присуждено звание IEEE Life Fellow, награжден Дипломом Академии Наук СССР, бронзовой медалью и почетным знаком к 60-летию изобретателя радио А.С. Попова, ему вручена премия IEEE AESS за пионерские достижения в радиолокации в 2009 году.
Ширман Я.Д. - автор более 400 научных работ и изобретений в области радиоэлектроники.
      Я лично знал и общался с его учениками: С.И. Красногоровым, Д.А. Цурским, В.В. Федининым, В.Н. Голиковым, И.Н. Бусыгиным, Г.А. Костиным, В.Н. Манжос, Н.Н. Минервиным, Б.В. Найденовым, В.И. Поляковым, А.С. Челпановым, В.В. Литвиновым, Х.А.Турсунходжаевым и многими другими советскими учеными, работавшими на кафедре ТОРЛ.
      Вклад Ширмана в развитие радиолокационной науки невозможно оценить. За рубежом ВИРТА с уважением называли Школой Ширмана. По его учебникам по радиолокации, по-прежнему, учатся не только в России, но и во всем мире. Так, книга «Ширман Я.Д. Теоретические основы радиолокации (1970)» является настольной книгой современных инженеров от радиолокации. Новое переиздание книги «Радиоэлектронные системы: Основы построения и теория. Справочник. Издание второе, переработанное и дополненное. Под редакцией Я.Д. Ширмана. (М.: Радиотехника, 2007)» также является мировым шедевром.

2010 год стал годом завершения земного пути великого учёного. Яков Давидович Ширман ушёл из жизни, оставив после себя богатое научное наследие и благодарную память своих учеников. Похоронен он в Харькове — городе, где прошли лучшие годы его научной деятельности.

Нет той славной Академии, нет той замечательной страны СССР, но ученики Якова Давидовича трудятся и создают свои научные школы и дело великого советского ученого продолжается. Вечная память дорогому учителю!!!


Рецензии