Озеро Камысловское как топонимический реликт
Категория: 12 +
На изображении сверху слева: фрагмент схемы пригородного сообщения Омской области, относящаяся к Исилькульскому району (с сайта ОАО «РЖД». АО «Омск-Пригород» https://omskprigorod.ru)
На фото сверху справа: нежилой дом (бывший магазин) на остановочном пункте «Озеро Камысловское». Раньше на нём в центре и сбоку слева были вывески «Озеро Комысловское» (через букву «о»); следы от этих вывесок заметны и сейчас. Этот домик – самый заметный объект на данном остановочном пункте (данное фото - скриншот видео, сделанного автором в августе 2025 года, вид из окна электропоезда «Омск-Исилькуль»)
На фото снизу слева: дорога от остановочного пункта «Озеро Камысловское» в сторону посёлка опытно-производственного хозяйства (ОПХ) «Боевое» (данное фото - скриншот видео, сделанного автором в августе 2025 года, вид из окна электропоезда «Омск-Исилькуль»)
На изображении снизу справа: карта-схема части Исилькульского района, где отмечено «озеро Камышлово», возможно, первое изображение с этим названием на Омской железной дороге, 1920 год (фрагмент копии из архива) [3, л. 85]
1.
«Озеро Камысловское. Следующая остановка – станция Исилькуль».
Когда я слышу это в электричке, то невольно сжимается сердце. Ещё несколько минут – и я дома! На своей малой родине. В городе детства. Городе, где прошли мои лучшие годы.
Крохотный разъезд «Озеро Камысловское», именуемый официально остановочным пунктом, знает большинство исилькульцев. Это первая остановка, если ехать в областной центр, город Омск из Исилькуля. Сам разъезд ничего особенного из себя не представляет – так, обычная платформа, каких в России сотни. Рядом несколько домиков. Если посмотреть чуть вдаль, то видно другой, более крупный посёлок – опытно-производственное хозяйство (ОПХ) «Боевое».
В непростые годы моего студенчества, когда тоска по дому была невыносима, услышать название знакомой остановки из микрофона машиниста казалось высшим счастьем.
Как-то раз, на втором курсе, я не ездил домой более двух месяцев. И вот, после того, как объявили Озеро Камысловское, я не удержался и вышел с вещами в тамбур, да так и доехал в нём до Исилькуля. Немного, конечно, было ехать. На старых электричках ЭР2 минут пятнадцать. Но так сильно мне тогда хотелось домой, в Исилькуль, так сильно я соскучился, что моё нетерпение было прямо-таки неудержимо.
Вспоминая детство, я припомнил, что ещё в совсем малом возрасте, когда мне было годика четыре, может пять, я уже обратил внимание на этот полустанок. Тогда там был зелёный домик с билетной кассой, а по обочинам дорожки, ведущей от него к платформе, рос густой кустарник. Перед этим кустарником слева (если смотреть из окна электрички) был большой агитационный стенд с изображением В.И. Ленина, матроса и солдата. «Дедушка Ленин, матрос и солдат», - говорил я маме, когда мы вместе ехали в электричке и смотрели в окно. Достопримечательностей тогда для меня на маршруте Исилькуль-Омск было немного: помимо этого плаката, помню ещё горку станции Входная, где вагоны ехали сами собой, да мост через Иртыш, под которым громоздились однорукие исполины – портовые краны. Это сейчас мне на этом маршруте интересна каждая остановка, каждое здание, каждый переезд. А тогда, в детстве, мир виделся по-другому, многое казалось привычным, неинтересным. Куда интереснее было смотреть на разъездного кассира с большим чемоданом, проходящей между дощатых сидений с монотонным возгласом: «Билеты кому надо!». Или за буфетчицей белом фартуке, продающей коржики в розовой глазури или обсыпанные орехами.
Именно с этих воспоминаний и начинается моё знакомство с железной дорогой в качестве пассажира и наблюдателя.
2.
Мало кто из студентов уезжая на учёбу в другой город, не испытывая тоски по родному дому. И каждый справляется с этим по-своему. В моём случает справляться удавалось многими способами. Один из них – размышления об Исилькуле, о железной дороге, связывающей его с Омском, о находящихся на ней станциях и полустанках. Естественно, остановочный пункт «Озеро Камысловское» был самым любимым. Ведь «Озеро Камысловское» - это уже почти дома, «Озеро Камысловское» - это уже почти Исилькуль.
Но интересны мне были и другие околоисилькульские остановки: «2779 км» и станция Кухарево. От своего деда Луценко Николая Марковича я узнал, что где-то между ними была ещё остановка под названием Куян-бар. В переводе с казахского это дословно означает «заяц здесь». Или, если интерпретировать более корректно, «место, богатое зайцами». Для меня было непонятно, какие там могли быть зайцы, ведь вокруг этих остановок практически бескрайняя степь. Однако, по историческим сведениям, когда дорога строилась (на рубеже XIX –XX вв.), леса здесь было гораздо больше. В те времена в том же Исилькуле работали целые лесозаготовительные предприятия, в том числе с целью обеспечения паровозов дровами. Так что дорога здесь в некоторой степени «съела лес». Хотя более заметную роль в отступлении на север лесных массивов сыграла аридизация климата. Она же и превратила левый приток Иртыша реку Камышловку в крохотный ручей, протяжённостью в несколько километров. А на месте её бывшего русла осталось бесчисленное множество пресных и солёных озёр. Это древняя долина стока именуется географами «Камышловский лог» и является самостоятельным геоморфологическим районом. Его без труда можно найти на топографической карте. Извиваясь, этот лог тянется вдоль Транссиба, то пробегая рядом с ним, то подныривая под него и выскакивая с другой стороны. Весной озёра Камышловского лога широко разливаются, образуя обширное водное пространство. А к июлю-августу усыхают прячась в красном ковре солончака или в зарослях тростниковой растительности.
Именно Камышловскому логу и породившей его Камышловке и обязан мой любимый полустанок своим названием. Конечно, название это несколько трансформировалось, сменив букву «ш» на «с», но общего смысла не утратило.
Ещё со студенчества меня терзало любопытство: где же оно, это невидимое озеро Камысловское? Ведь вокруг разъезда лишь леса, поля, ограды! Есть, конечно, крохотный котлованчик, вокруг которого нередко пасётся скот, но полноценным озером его никак не назвать.
3.
Мой краеведческий интерес к названию полустанка подогревался не только фактическим отсутствием озера рядом с ним. Интересно было и то, почему слово «озеро» присутствует в названии. Вон сколько «озёрных» названий на карте. Взять хотя бы Омскую область: Алабота, Салтаим, Ново-Карасук, Эбаргуль… Всё это названия озёр и, одновременно, населённых пунктов. Даже Исилькуль – и тот назван в честь озера. Но нигде перед названием селения нет непосредственно слова «Озеро». Ни на железной дороге, ни в других местах. А тут есть, хотя самого озера в непосредственной близости нет! В этом я убедился чуть позже, когда стал разбираться в топографии района и изучать карты масштаба 1:200000 (т.е в 1 см 2 км).
Конечно, общий смысл данного названия мне был ясен изначально. Ведь Камышловский лог совсем рядом, а в нём – озёра. Но вот с позиций микротопонимики вопросы оставались. Почему «Озеро Камысловское» именно здесь? Ведь лог проходит значительно севернее. К примеру, бывшая станция Кухарево (ныне – тоже остановочный пункт), находится непосредственно на территории лога, и правильнее было бы назвать её.
А может, озеро здесь было раньше, и просто исчезло?
Размышления о микротопонимике этого участка дороги у меня начались во втором семестре первого курса. У нас был такой предмет «Социально-культурный практикум», на котором мы ходили на разные экскурсии и обсуждали общекультурные вопросы. Одной из тем для рассказа на зачёте там как раз и была топонимика Омской области. Вот я и собрал некоторые материалы по ней, в том числе и объяснение названия любимой железнодорожной остановки.
Но детального ответа, объясняющего происхождение этого названия, у меня всё-таки не было.
4.
Увлечение Исилькульским районом вдохновляло меня всю дальнейшую жизнь искать информацию о его топонимике. А железнодорожная топонимика вызывала у меня особый интерес.
Как отмечалось на страницах книги «Исиль-Куль – Исилькуль» [1], в самом начале ХХ века, недалеко от станции Исилькуль существовал разъезд Горький. Точное место его размещения я пока не установил, но, судя по названию, он явно имел прямое отношение к Камышловскому логу. Солёные озёра с «горькой» водой дали название Горькой линии казачьих редутов, а потому разъезд этот должен был обеспечивать возможность подъехать от Камышловского лога к магистрали. Не исключено, что она располагался на месте Кухарево, или даже в нынешнем Москаленском районе, но недалеко от границы Исилькульского.
Современная же железнодорожная топонимика Исилькульского района сложилась в советское время. С запада на восток по дороге от границы с Республикой Казахстан, на территории района мы видим следующие названия: бывшая станция и остановочный пункт «Юнино» (ныне как остановка электрички не используется); бывший остановочный пункт «2757 км» (народное название – «Белая будка») (ныне как остановка электрички не используется); станция Исилькуль; остановочный пункт «Озеро Камысловское»; остановочный пункт Маргенау (ранее – остановочный пункт 2779 км); остановочный пункт (ранее – станция) Кухарево.
Немного, конечно, но про каждый из этих объектов мне есть что рассказать, с каждым из них меня связывает какая-то пусть небольшая, но история.
Взять то же «Озеро Камысловское». Помню, как не раз мы с дедушкой Николаем Марковичем и мамой на электричке ездили по грибы в берёзовые леса вблизи этой остановки. Место хорошее: и грибов было много, и железную дорогу далеко слышно – не заблудишься.
Но вот на свои топонимические вопросы по этому полустанку ответов я не находил.
Но ответ нашёл меня сам в каталоге Омского исторического архива. Я наткнулся на него совершенно случайно, разыскивая информацию по другому вопросу. И ответ этот удивил меня. Оказывается, связан он с весьма крохотным эпизодом в жизни этой территории. Это пример того, как незначительное, забытое всеми событие, способно оставить на карте неизгладимый след.
В принципе, ответ на интересовавший меня долгие годы вопрос находился уже в самом названии найденного мною архивного дела: «Переписка совхоза «Озеро Камышловское» по хозяйственному вопросу» [3].
5.
И вот это дело передо мной. В «шапке» титульного листа указано: «Сибирский округ путей сообщения. Агрономическая служба». Начато: 11 ноября 1920, окончено 20 декабря 1920.
Вот вам и ответ: на месте нынешнего остановочного пункта и рядом с ним в 1920 году был принадлежащий железной дороге совхоз под названием «Озеро Камышловское». В честь него и назвали остановку. Совхоз потом исчез, а название остановки осталось уже само по себе, безотносительно исчезнувшего совхоза.
Из краткого описания совхоза, содержащегося в деле, совхоз этот относился к Омскому узловому железнодорожному потребительскому обществу, которое, в свою очередь подчинялось Всероссийскому Совету Снабжения железнодорожников, именуемое коротко «Продпуть». Штаб этого «Продпути» располагался в Москве на знаменитой улице Ильинка, в доме 21. Видимо, в одном из зданий Северного страхового общества. До Кремля рукой подать. Время было голодное, и эта организация распределяла продовольствие среди работников железных дорог.
Любопытства ради, я прошёлся по главным пунктам краткого описания совхоза, тем более, что составлено оно было в виде типового документа, составленного по принципу анкеты.
«При каком фабр[ично] завод[ском] предприятии состоит? Омское узловое железнодорож[ное] потр[ебительское] об[щест]во.
Точный адрес с указанием ж[елезно]д[орожной] станции и расстояние до хозяйства и характер дороги (шоссе, хороший просёлок, плохой просёлок и т.д.) Разъезд Озеро Камысловское, Омской ж[елезной]д[ороги] 1; версты, дорога просёлочная. Расстояние от уездного города – 110 верст».
Далее мы находим сведения о земельном устройстве хозяйства. Общее число десятин под усадьбой: 86; под огородами – 5; пашней – 2500; лугами – 1300; выгонами – 2500; лесом – 1000; «неудобной» (то есть непригодной для использования) землёй – 450. Всего: 7841 десятина.
Продолжим цитирование анкеты:
«Характер почв – чернозем-песчаный характер, рельеф – равнина.
Направление хозяйства: зерновое и картофелеводство, предполагается молочное и овцеводство.
Кто был организатором и руководителем хозяйства до 1918 года…: Владелец заимки Попов – хозяйство … заимочного типа».
Не забывает анкета и о делах текущих. В ней указано, что в 1920 г. в совхозе посеяли 126 десятин пшеницы и 20 десятин картофеля. Урожайность была 30 пудов на десятину пшеницы и 400 пудов на десятину картофеля. Парники и открытые грядки в совхозе отсутствовали.
Что касается домашних животных, то до гражданской войны на заимке Попова было 8 волов и 20 лошадей, локомобиль и трактор. В текущем 1920 г. здесь содержали одного быка и 13 коров, одного хряка, 50 свиней и 64 поросёнка.
По состоянию жилищного фонда дела обстояли так: жилищных деревянных построек – 6, с поверхностью пола 80 кв.м, но они были частично разрушены. Жилые постройки [вероятно, имеются ввиду землянки, без деревянных стен] – 14 с площадью полов в 180 кв.м. Они были тоже частично разрушены. Итого: 20 строений площадью 120 кв. м.
Из прочего инвентаря в документе указаны: 20 плугов, 15 борон, 4 сеялки, 3 жнееки [так в документе; имеется ввиду жнейка – жатвенная машина – прим. В.Д,], одна косилка, один окучник, одна соломорезка, пять телег и пять саней [3, л. 4].
В дополнении к документу упоминается интересный факт: до гражданской войны на заимке был конный завод на 207 голов со штатом работников в 18 человек [3, л. 4 об.]. В другом месте дела эта информация дополняется. Оказывается, конезаводов было два, причём один из них специализировался на выращивании коней верхового кавалерийского типа арабско-донской породы, предназначенных исключительно для армии [3, л. 157].
Ещё один любопытный документ, приобщённый к этому архивному делу датируется декабрём 1920 г. и адресован Губревкому:
«Правление Омужпо просит разрешения на изготовление в Полиграфич[еском] отделе углового штампа и круглой печати для совхоза Озеро Камышловское Ом[ской] ж[елезной] д[ороги] [3, л. 182].
Получил ли совхоз этот штамп и печать – неизвестно. Скорее всего, нет. Во всяком случае, в данном архивном деле таких документов нет. Есть лишь документы со штампом совхоза №14 (например, на документе от 20 ноября 1920 г.) [3, л. 83]. Любопытно, но, судя по документам, оба названия: «Совхоз №14» и «Озеро Камышловское» сосуществовали одновременно. К примеру, в некоторых документах писали «бывший совхоз №14», а сверху дописывали «Озеро Камышловское».
На самом деле, совхоз №14 (ныне – ОПХ «Боевое») прочно вошёл в историю Исилькульского района (и в книге «Исилькуль на Транссибирской магистрали [2, с. 105], и в «Энциклопедии Омской области» [4, с. 147]). А вот название совхоза «Озеро Камысловское» в краеведческой литературе найти мне так и не удалось.
6.
Железнодорожный совхоз просуществовал недолго; или он так и не был полностью передан железной дороге, и потом от его создания отказались – мне это доподлинно неизвестно. Возможно, это тема отдельного исследования.
Мне же очевидно другое: осенью-зимой 1920 г. для отправки получаемой продукции и прочим надобностям на Транссибе примерно в десяти километрах к востоку от Исилькуля появляется крохотный полустанок, названный Управлением Омской железной дороги так же, как и совхоз: «Озеро Камысловское» (или, возможно, «Озеро Камышловское»). Одновременно с этим вокруг полустанка стали селиться люди, появились дома, и мало-помалу он превратился в маленький населённый пункт.
Как ни странно, но название его прижилось, и уже более века существует на железнодорожных картах и схемах, на самой платформе. А раньше ещё и на вывеске крохотного зелёного домика-магазина, ныне пустующего, но сохранившегося и по сей день.
И думается мне, что это красивое название радует сердце всех, кому дороги бескрайние шири родного Исилькульского района и всей нашей великой, необъятной страны.
Список литературы:
1. Исиль-Куль – Исилькуль: избранные страницы истории города и района. / Гл. ред. Л.К. Полежаев; ред.-сост. Ю.П. Перминов. – Омск: Региональный общественный фонд «Духовное наследие», 2020. – 555 с.
2. Исилькуль. На Транссибирской магистрали: очерки истории города и района / А.Д.Колесников, М.И. Машкарин, В.Д. Полканов и др.; [ред. А.И.Грачев и др.]. – Омск: Редакция газеты «Омский вестник», 1995. – 222 с.
3. Переписка совхоза «Озеро Камысловское» по хозяйственному вопросу. // Государственный исторический архив Омской области, Ф. 981, оп. 1, д. 158, лл. 4, 4 об., 83, 85, 157, 182.
4. Энциклопедия Омской области: в 2 т. Т. 1. А-М / Под общ. ред. В.Н. Русакова. – Омск: Омское книжное издательство, 2010. – С. 592.
Август-октябрь 2025 г.
Эссе автора про промышленную железную дорогу города Исилькуль можно посмотреть по ссылкам:
http://proza.ru/2020/03/30/213
http://proza.ru/2024/12/19/227
Эссе автора про вагончик-памятник в Исилькуле по ссылке: http://proza.ru/2024/06/25/131
Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits
Свидетельство о публикации №225100901562