Беседа 11. Язва, воспаление

                КАЗНИ ЕГИПЕТСКИЕ

Религиозно-философская школа Е.А.Авдеенко               
                А.Е.Иванов

Из потрясений, постигших Египет, первым было превращение воды в кровь, а последним, перед событием Пасхи – осязаемая тьма. Все эти события имели вселенский символический смысл. Между этими казнями происходили иные, имеющие признаки экологических катастроф и сверхъестественные свойства, каждый со своим смыслом, который обращён к ожесточённому сердцу человека. Первые казни не принесли положительных изменений сердца фараона. Наступает четвёртая казнь – язва - «девер». Пророк Иезекииль называет четыре страшные казни: голод, зверь, меч, язва. Все четыре смертельны. В череде казней египетских язва не болезнь, а – смерть. «Девер» - язва, одного корня, что и «давар» - словесное дело. В магической практике слово могло вызывать вполне реальную пагубу. Во 2-й книге Царств описано, что «девер» была моровая язва, из-за которой при царе Давиде умерло 70 тысяч человек, а в 90-м псалме выражается надежда, что Господь избавит от язвы гибельной, что с греческого переведено как - «словесе мятежна».

---«И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь Бог евреев, отпусти народ мой и послужат Мне, ибо если ты отказываешься их отпустить, ещё ты удерживаешь их, то вот, рука Господа будет на скоте твоём, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и на овцах язва тяжкая весьма. И разделит Господь между скотом Израиля и между скотом Египта, и не умрёт из всего скота сынов Израиля ничего».---

Последнее слово на еврейском языке – «ничего», имеет значение – нЕчто, «давар», в смысле – не умрёт от словесного дела, т.е. от язвы.

---«И поставил Господь срок, говоря: завтра сделает Господь слово это в земле этой».---

То, что сделает Господь, названо – «давар», дело, оно же слово. Это возвращает нас к важному смыслу, что казнь идёт от слова Божьего, а не от естественного возбудителя. Здесь также нет участие пророков и их жезла. Господь Сам исполняет слово.

---«И сделал Господь слово (давар) назавтра, и умер весь скот Египта, а из скота сынов Израиля не умер ни один. И послал фараон узнать, и вот, не умер из скота Израиля даже ни один. И отягчил сердце фараон, и не отпустил народ».---

Источником язвы было слово Господа. Этот источник имел именно мистический характер. Следующая казнь затрагивает отношения Неба и земли – воспаление. По-еврейски – «шехин». Суть болезни состоит в чём-то горячем и жгучем на теле. Все случаи употребления этого слова в Писании, говорят о сверхприродном характере этой болезни. Это как раз то воспаление, от которого пророк Исайя излечил царя Езекию, где его источником был Божий гнев. В книге Иова говорится об этой болезни, которую сатана навёл на Иова. Это воспаление проявлялось волдырями и струпами вскипающими.

---«И сказал Господь Моисею и Аарону: возьмите себе полные горсти сажи печи, и пусть бросит её Моисей к Небесам на глазах фараона».---

Необходимо понять смысл того действия, которое должен был произвести Моисей. Небо и земля это отношение верх-низ, где свет и вода идут от небес, а земля растит растения. Это и духовное противопоставление, где Небо это – Божье, а земля – не Божье. Когда Моисей бросает сажу к Небесам, то он как бы затеняет свет Божий, и пресекает источник влаги для питания земли. Это повреждение естества должно обернуться болезнью для живущих на земле. Однако, это не медицинский случай, а мистически-духовный. И далее, в естественной повседневности жизни, этот жест бросания праха к небу будет выражением величайшей скорби, постигающий человека в том, или ином случае. Прах к Небесам бросали друзья Иова, увидев его в том же самом состоянии воспаления и язв, какие пришли в данный момент на египетскую землю. Моисей и Аарон сделали этот жест бросания праха перед лицом фараона в знак предупреждения о приходящих новых великих скорбях. Термин – сажа, «пиах», встречается в Писаниях только один раз. А глагол того же корня имеет смысл  - дышать и, в переносном значении – веять. Сажа легко разносится дуновением ветра.

---«И будет пыль на всей земле Египта, и будет на человеке и на скоте воспаление, расцветающее волдырями по всей земле Египта».---

Брошенная вверх сажа стала пылью, о которой сказано во Второзаконии: «И даст Господь вместо дождя земле твоей пыль, прах от Небес» (Втор.28:24). От неё пошло воспаление на людях, и даже на магах фараона, о которых сказано отдельно.

---«И взяли они сажу печи и стали перед лицом фараона, и бросил её Моисей к Небесам, и было воспаление волдырей, расцветшее на человеке и на скоте. И не могли заклинатели стоять пред лицом Моисея от воспаления, ибо было воспаление на заклинателях и на всём Египте. И ожесточил Господь сердце фараона, и он не послушал их, как сказал господь Моисею».---

Начиная от язвы - «девер», которая имела словесный источник, исходящий от Бога, далее через кару, павшую с Небес как воспаление - «шехин», и заканчивая образованием губительного града – «барад», можно видеть во всём этом проявление гнева Божьего, аналогичного тому, который был при истреблении Содома. Сказано: «И Господь одождил на Содом и Гоморру серу и огонь от Господа с Небес» (Быт.19:24).
 


Рецензии