Патриарх Никон

Семнадцатый век…
Половина проходит,
История личность на сцену выводит.
Как быстрая птица ввысь он взлетает,
Власти вершины уже достигает,
На этом закончиться может везение,
Чем круче был взлет, тяжелей тем падение.
Крестьянином был, стал в Москве Патриарх,
Низложен, и вот он опальный монах.
Прославил владыку семнадцатый век,
Так что представлял собой сей человек?

Он имя мирское Никита носил
И по фамилии Мининым был.
Был выходцем он простого народа,
Из черемисов, крестьянского рода.

Малым ребенком мать потерял,
Из дома двенадцати лет убежал.
Не стал оставаться в родимом селе,
Остался послушником в монастыре.

На теплоходе, когда проплываем,
Макарьев мы монастырь наблюдаем.
Над Волгою белые стены парят,
Лазурные крыши на солнце блестят.
Монах-основатель рядом с крестом,
В скульптуре застыл перед монастырем.

Грамоте здесь обучается он.
Даже в священника сан посвящен.
Семь лет в монастырских стенах он проводит,
Но из обители все же уходит.

В село он вернулся и свадьбу сыграли,
Но дети, один за другим умирали.
Священник Никита детей своих смерть
Примет за божье знамение.

Он в Соловецкий идет монастырь,
Свершает обряд пострижения.
Имя мирское Никита меняет,
Никоном инока здесь нарекают.

Учится Никон, тянется к знанию,
Денно и нощно Святое писание,
Будущий патриарх изучает,
Древних философов книги читает.

Духовником Никона был Елеазар ,
Тот самый, что сына царю предсказал.
За государя усердно молился,
Чтобы наследник царя народился.

На острове издавна церковь стояла,
За долгие годы совсем обветшала.
Никон хотел, чтоб из камня сложили,
Но строить храм божий ему запретили.
В чем суть конфликта, никто не узнает,
Никон-монах Соловки покидает.

По темным лесам инок Никон скитался,
До пустыни Кожеозерской добрался.
Его приютят монастырские стены,
Где станет ученый монах игуменом.
Царю Алексею в Москве поклониться,
Должен он как настоятель, в столице.

Никона внешность запомнил народ,
Был чернобров он, и чернобород.
Ростом высок и фигурой могучий,
Взгляд, словно молнии блещут под тучей.
Проповедь Никон читает с амвона,
Тембром, сказали б сейчас, баритона.

На это внимание царь обращает,
Ученость царя молодого прельщает.
Оставить монаха в Москве царь велит,
Никон становиться архимандрит.

Возглавил в Москве монастырь Новоспасский,
Бояре на это смотрели с опаской.
Ведь Никон мужик, не дворянского рода,
Из вольного, хоть, но простого народа.
Никон по пятницам ездит в столицу,
В царский дверец, к государю явиться.

Вкруг нового архимандрита обители,
Собрались благочестия ревнители,
Из лиц образованных, светских, духовных,
Для исправления обрядов церковных.
На православный, на греческий лад,
Считали, служить должно каждый обряд.

Кружком боголюбцев себя называют,
Церковные древние книги читают.
Писанье покуда они изучали,
Ошибок различных немало сыскали.
Дело теперь оставалось за малым,
Исправить их в схожесть с оригиналом.

Архиепископом избран был Никон,
В Новгород будущий едет владыка.
В городе голод, бунтует народ,
Но Никон порядок в делах наведет.

Пред царской властью добился смирения,
У прихожан же большого почтения,
Царя умолил он смягчить наказание,
Даже для тех, кто готовил восстание.

Случилось, Иосиф, владыка, почил.
Собору царь Алексей предложил
Никона выбрать церкви главой
Что предначертано было судьбой.

Тогда велика была роль патриарха,
Осужденных мог защитить пред монархом,
Царю на неправды его попенять
И к справедливости божьей воззвать.

В сан патриарха он был возведен,
Даже царя контролирует он.
Никон фактически стал соправитель,
Царю Алексею наставник, учитель.

По всей по стране, сколь вокруг посмотри,
Строятся храмы, монастыри.
Боярам, конечно, такое мешает,
Что царь с патриархом вопросы решает.


Рецензии