Волшебная ошибка

Недавно мне заказали портрет по фотографии красивой, влиятельной, знающей себе цену женщины. Я же открыла в ней прямо противоположное — нежность, лёгкость, общительность ренуаровской Жанны Самари, и принялась рисовать.   
   Овал лица вторил ожерелью. Дуга воротника плавно перетекала в спирали светлых, с кратерами завитушек волос. В динамике, подобной круговороту планет, нарисованная женщина улыбалась с полотна, мечтая отдать все свои радостные чувства зрителям. Композиция картины обрела единство. 
  Заказчица посмотрела на портрет и попросила сделать правый глаз поуже. Я, не думая, выпрямила выпяченную линию века и ужаснулась. В проём комнаты, где суетились две женщины — одна чувствующая себя подневольной, другая – желающая угодить своей знакомой, с полотна взглянула холодная красавица. Живость, доброта, общительность персонажа исчезли. А вместе с ними блаженство, вечность, бессмертие, по сути, «волшебная ошибка».  Заказчица осталась довольна.
«Иногда нужно ошибиться…что-то подчеркнуть, что-то выбросить, не договорить…»  — писал художник Серов, стирая начатый рисунок в классической манере, делая портрет более живым, своеобразным. 
   Я расширила определение «волшебной ошибки» Серова.
В моём понимании она несёт выражение энергетики, эмоций всего живого на земле. Да почему только живого?  Однажды увидела «мордочку» очень расстроенной машины, попавшей в аварию. На улочках детства старые домики поверяли мне свои сказки, а кастрюли на кухне играли марш…
В скучной энтропии этого нет.
   Я начала размышлять о «волшебной ошибке» прочитав эссе Григория Померанца «Две модели познания», но на практике, как художник, прочувствовала её гораздо раньше. Входя в настроение, ритмику натуры, перевоплощаясь в неё, танцуя карандашом вместе с ней, становилась участницей общего танца полноты бытия. А натура становилась немного мною.
   Ветер-дух вносит в души свою волю и идею.  Душа же независимая, самостоятельная, необычная создаёт «волшебную ошибку» – танец черт лица, где правят симпатичность, несимметричность, нестандартность. «Волшебная ошибка» придаёт яркую энергетику, приобщает ее обладателя ко всему земному – несовершенному до конца и, в тоже время, делает его совершенным в своей живости. Такие лица часто улыбаются. И художник улыбается им в ответ.
   В дружеский шаржах, применив гротеск, усилив «раскачку» деталей лица персонажа можно усилить энергетический эффект. Лицо-качели – и до небес!
   Персонажи орловского художника Вячеслава Ромашова симпатичны и общительны. Дружелюбные лица и мордашки, величественные кувшины, устраивающие почти человеческие «заседания» — в каждой вещи характер, настроение, тайна. Не случайно художник проиллюстрировал загадочную «Мастера и Маргариту» Булгакова. Не случайно почти на каждой его графической миниатюре — кусочек звёздного неба, создающий второй план, о котором в суете многие часто забывают. Мне близок этот художник в отношении «волшебной ошибки».
    «Волшебная ошибка» скачет солнечным зайчиком по экранам телевизоров, по полотнам картин, оживляя души зрителей.  Кинопленки и фотографии сохраняют эмоциональную энергию давно ушедших актеров. Книги — мысли и чувства авторов. Разве это не бессмертие в некотором роде?  Но достаточно ли этого человеку, грустящему о предстоящем уходе, страшащемуся бездны небытия? А может личность, как уникальная «волшебная ошибка» в каждом существе, как «Самое-само» у философа Лосева, сохраняется в голографических тайниках вселенной и её надо просто научиться извлекать?
   «Волшебная ошибка» – это проявившееся «Самоё-само» в детском безудержном варианте, самость, своеобразие, смелость, скачок из небытия в весёлые брызги талого снега, в связь блестящих под солнцем предметов. Персонаж, несущий в себе «волшебную ошибку» недосягаем для критики, как ребенок-шалун, которого можно только любить. И может даже недосягаем для смерти.
   На моей картине «К обрыву" бегущих людей от последнего шага в пропасть удерживает жизнерадостная, улыбающаяся береза. Изображен момент, когда можно спасти, сохранить, оживить. И в голове вселенной запечатляется шаг к жизни.
    У души два лика. Словно две сестры: одна бесстрастно наблюдающая, близкая к Духу, другая — динамичная, эмоционально живая, как ребенок.
"Волшебная ошибка" — это своеобразие, неповторимость конкретного существа и, в тоже время, энергетическая живость всех существ. Как личное-единичное подвержена текучести и исчезновению. Как множество — сохраняется и воспроизводится на земле. В «волшебной ошибке» торжество жизни над смертью. В её вибрации, не укладывающейся ни в какие рамки, возрождающейся Фениксом — надежда на бессмертие. «Волшебная ошибка» смеётся над смертью и для неё неуловима. Она — сама жизнь.
 
   В шапочке с помпоном, символизирующем обременённость ответственностью и статусом, я выскочила на весенний тротуар, ощущая внутри работающий, вибрирующий «трансформатор». Курносая неунываемость, волновая природа наконец-то возобладала во мне над природой частицы!
  Спирали чуда, закручиваемые изнутри – повсюду, только успевай замечать! Вот галчонок радостно топчется в талой, прозрачной воде, он по-галочьи свободен! Скинуть надоевшие носки, сапоги, ступить в мякоть растаявшего снега, совершить прыжок в энергетический оазис! Мир меня ловил, а я делала вид, что поймана, не замечая вечно бегущего «колобка» — «волшебной ошибки», свободы!
   Как воспитать волновую природу свободы? Как, по аналогии с электроном, ощутить себя одновременно и частицей, и волной, стяжав гармонию и счастье? Воспринять мир, как целое, не страшась текучести?
   
   Произведения орловского писателя Юрия Оноприенко впитали в себя «волшебную ошибку». Читаешь — словно купаешься в ней.
Уютность, образность языка, глубокое чувство любви ко всему миру. В его рассказах и повестях «волшебная ошибка» предстаёт как уникальное своеобразие бытия, не всегда совершенное, но всегда чрезвычайно интересное и как связь происходящего со всей вселенной, с самим автором. И так естественна чистая, непорочная любовь в повести «Сима»! И неизбежно чудо — читатель получает ключик к «волшебной ошибке». По сути, к внутреннему раю — наблюдению, единству со всем миром.
   Так что же такое «волшебная ошибка»? Кусающийся котёнок, не заболевший вирусом, благодаря своей игре? Одноногий кузнечик, «делающий всё не по-писаному» из рассказа «Боковушка» Ю. Оноприенко? Свобода вихров, мимики, балетных взмахов ветвей? Или выплывающая луной из неотделимых друг от друга истины, добра, свободы, красоты любовь, которую уже не назовёшь ошибкой?
2025г.


Рецензии
Прекрасно написано! Очень оригинальное мышление. Мысль, порхающая, точно бабочка, плывущая, как весенняя льдинка. Надо иметь глаз и чувство, что уловить их движение. Глубокий "второй план" мышления, не всегда уловимый со стороны, - это внутренний мир самой Ольги Соковой. Я бы назвал такой способ мышления "погоней за неуловимым".

Валерий Протасов   22.10.2025 23:48     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, большое, Валерий Владимирович! От Вас большая творческая поддержка, Ваши рецензии заставляют задуматься дальше о важных проблемах.

Ольга Сокова   23.10.2025 14:36   Заявить о нарушении