Преподобный Паисий Величковский 1794

Паисий Величковский, родившийся 21 декабря 1722 года в Полтаве, был архимандритом Нямецкого монастыря и преподобным, известным своей монашеской жизнью и духовным наследием. Он был потомком казаков и имел еврейские корни по материнской линии. После гибели близких в 1735 году, его мать обратилась к архиепископу Киевскому с просьбой о назначении сына священником.

С 1735 по 1739 год Паисий учился в Киево-Могилянской академии, но его интерес к монашеству заставил его отказаться от светского образования. В 1740 году он отправился по Днепру в Чернигов и вскоре вступил в Любечский монастырь, который покинул из-за конфликта с новым игуменом.

В поисках идеалов монашеской жизни, он путешествовал по монастырям и в 1741 году поступил в Медведовский Никольский монастырь, где принял рясофор с именем Парфений. Однако из-за гонений он был вынужден покинуть монастырь и в конце 1741 года оказался в Киево-Печерской лавре, где работал в типографии.

В январе 1743 года Парфений покинул лавру с друзьями, следуя своему обету не жить в больших обителях. Он отправился в Молдавию, где посетил различные скиты и познакомился с влиятельными монахами, включая схимника Василия Поляномерульского, который оказал на него значительное влияние. Несмотря на предложение прийти в монастырь и стать священником, Паисий отказался, считая себя недостойным. Его духовные беседы с Василием стали важным этапом в его жизни и служении.

Паисий Величковский стал значимой фигурой в истории православного монашества, и его память почитается в различных соборах святых.
В октябре 1743 года преподобный Паисий, познакомившись с пустынником схим. Онуфрием, отправился в обитель, основанную по уставу скитов на Афоне, где прожил до лета 1745 года, прислушиваясь к рассказам Онуфрия и получая советы от иером. Алексия. Летом 1746 года он вместе с иером. Трифоном отправился на Афон, где поселился в каливе Кипарис и искал духовного отца, однако не нашел достойного наставника. В начале 1750 года к нему пришел схим. Василий, который постриг его в мантию с именем Паисий, а также стал его духовником.

В 1754 году Паисий начал принимать учеников, среди которых были Парфений, Кесарий и другие, создавая небольшую общину. Он приобрел вторую каливу и начал заниматься сбором и переписыванием святоотеческих книг на славянском языке, несмотря на трудности с поиском первоисточников. К концу 1757 года община насчитывала 12 человек и строила новые помещения для проживания. Преподобный ввел общежительный устав, трудился вместе с братьями и даже занимался продажей деревянных ложек, чтобы обеспечить средства для жизни.
Когда число братьев увеличилось, преподобный Паисий попросил помощи в строительстве келлии и был направлен вместе с братией в Нямецкий монастырь, где он основал новую общину, придерживаясь традиций Драгомирны и Секула. Здесь практиковались умная молитва, чтение святоотеческих текстов и регулярное исповедание. К 1790 году число иноков достигло 10 тысяч, что сделало этот монастырь самой многолюдной обителью Православной Церкви.

После занятия Молдавии русскими войсками в 1790 году, архимандрита Паисия возвели в сан архимандрита. В 1792 году ему удалось добиться разрешения на создание типографии, которая открылась лишь в 1807 году.

Преподобный Паисий продолжал учить братие умной молитве, придерживаясь учений святых отцов, таких как Григорий Синайский и Григорий Паламы. Он подчеркивал значения различных уровней молитвы в зависимости от духовного состояния человека.

Преподобный Паисий скончался 15 ноября 1794 года и был похоронен в Нямецком монастыре. Его переводы святоотеческих текстов, такие как «Добротолюбие» и сочинения Исаака Сирина, стали основными для славянской литературы.

Паисий был канонизирован в 1988 году Русской Православной Церковью и в 1992 году Румынской Православной Церковью. Его мощи были обретены 23 сентября 2013 года и после изучения выставлены для поклонения.


Рецензии