Плывущий мир Японии

Я приведу  восемь немного разных версий «Большой волны у Канагавы» из восьми разных музеев.

Так какая  же настоящая ? В том-то и дело — они все настоящие.

Вот краткая история самой известной волны искусства...

«Большая волна у Канагавы» является частью серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи», созданной в 1831 году Кацусикой Хокусаем.

И это лишь один из сотен потрясающих дизайнов, созданных Хокусаем.

Вот еще четыре из этой серии 1831 года.

И «Большая волна» — это не картина, а гравюра на дереве в стиле «укиё-э».

Художник делал рисунок тушью на бумаге, который наклеивал на деревянный брусок, а затем гравировал.

Эта гравюра использовалась для печати нескольких копий оригинального дизайна.

Корни укиё-э важны.

Традиционное японское искусство, находившееся под сильным влиянием Китая, никогда не было чистым «реализмом», как европейское искусство.

Скорее, он стремился уловить суть места, настроение момента, почти как визуальная поэзия.

И оно могло быть поразительно минималистичным, как загадочная и сказочная ширма «Сосны» Хасэгавы Тохаку 1595 года.

Такое искусство обычно было монохромным, нарисовано тушью на шелке — и обратите внимание, как мало на экране здесь нарисовано.

Западные перспективные технологии проникли в Японию через голландских купцов в 17 веке.

Но японские художники не подражали западной живописи — они синтезировали ее методы со своими традициями.

Обратите внимание, как Окё использует точку схода в своей квазиабстрактной завесе из потрескавшегося льда.

Хисикава Моронобу был одним из первых художников, разработавших особый стиль укиё-э.

Он использовал эти разрозненные темы — китайские стили, традиционные японские формы, западные методы — чтобы создать что-то новое и целостное в 17 веке.

Важным моментом в гравюрах укиё-э является то, что они были глубоко коммерческой формой искусства — они были не «высоким искусством», а искусством для людей.

Средний класс Эдо, столицы Японии, жил жизнью растущей роскоши, и гравюры укиё-э были одновременно отражением и частью этого.

Ключевой момент наступил в 1740-х годах, когда Окумура Масанобу ввел полноцветные ранее двух- или трехцветные отпечатки - технику, известную как «нисики-э».

По одному дизайну можно было изготовить и продать тысячи отпечатков.

Так родился новый популярный вид искусства, посвященный изображению жизни людей, покупавших эти гравюры.

И это традиционно стилизованное изображение реальности сохранилось: художники не боялись упрощать или изменять реальный мир, чтобы создать впечатление мгновения.

На многих гравюрах укиё-э были изображены женщины из легализованных кварталов красных фонарей в Эдо — признак гедонизма и процветания той эпохи.

Возьмите многочисленные сериалы Утамаро с такими названиями, как «Прекрасные дамы» или «Физиономия женщин».

Или актеры кабуки — форма японского театра, включающая танцы, роскошные костюмы и стилизованную драму.

Несколько загадочный Шараку создал множество подобных проектов в 1790-х годах.

Театралы могли купить репродукции своих любимых актеров, мало чем отличающиеся от современных плакатов.

Отсюда и название укиё-э, что означает «Образы плывущего мира».

«Плывущий  мир» был метафорой роскоши, удовольствий и простоты нового городского образа жизни.

Таким образом, издания укиё-э стали большим бизнесом, и сотни издателей конкурировали за обслуживание этого рынка.

Но в 1840-х годах распущенность в искусстве была ограничена правительственной реформой, и поэтому укиё-э обратилось к пейзажу.

Именно в этой ситуации, в сочетании с растущей отечественной индустрией путешествий и туризма, Хокусай приобрел известность.

Он даже сделал рыбацкие гравюры.

В 1834 году Хокусай сделал серию под названием «Экскурсия по водопадам провинций».

Он обратился к традиционным японским пейзажам, пропитанным буддийскими идеалами о природе, и представил их своим собственным ярким визуальным языком.

Мир, далекий от европейского искусства того времени.

Другим мастером пейзажного укиё-э был Утагава Хиросигэ.

Вместе с Эйзеном в 1842 году он создал «Шестьдесят девять станций Накасэндо» - серию видов с главной дороги через Японию.

Это были места и сцены, которые были знакомы многим людям.

Помимо пейзажей и сцен городской жизни, гравюры укиё-э также содержали изображения из мифологии и народных сказок.

Этот дизайн был создан Утагавой Куниёси, еще одним великим художником укиё-э XIX века.

Одним из лучших дизайнеров этого вида укиё-э был Цукиока Ёситоси.

Его гравюры с историями о привидениях, легендарными генералами и воинами привнесли беспрецедентную сложность формы и драматизма.


И порой укиё-э были невероятно игривыми.

Вы можете понять, почему они имели такую широкую популярность; было что-то для каждого.

В каком-то смысле эти репродукции напоминают популярное развлечение, существовавшее до появления радио, телевидения, кино или Интернета.

Итак, вы можете видеть, что разница между картиной и гравюрой нетривиальна.

Например, картина маслом существует в одном месте в одно время.

Имитации делать можно, но без качественной фотографии не может быть по-настоящему точных копий — они, по сути, только одни.

В отличие от гравюр, которые по своей природе не имеют единой формы, а существуют в виде тысяч версий.

Поэтому в музеях по всему миру представлены несколько разные версии Большой волны у Канагавы, причем все они являются оригинальными репродукциями рисунка Хокусая.

Другой вид искусства.

После Реставрации Мэйдзи в 1868 году Япония открыла свои границы для международных путешествий и торговли — это последовало за 250-летним периодом строгой изоляции.

Благодаря торговле гравюры укиё-э вскоре наводнили Европу и буквально изменили историю искусства.

С их сильно стилизованным реализмом, яркими цветами, концентрацией на настроении, необычными ракурсами и изображением обычной жизни, гравюры укиё-э были прямым источником вдохновения для импрессионистов и всех, кто за ними следовал.

Ван Гог собирал и даже делал собственные копии гравюр Хиросигэ.

Одним из последних великих мастеров укиё-э был Хасуи Кавасэ, художник 20 века, возглавивший движение «Син-ханга», стремившееся возродить методы традиционного укиё-э.

Его гравюры, по своей форме, представляют собой сказочно атмосферные и визуально поразительные снимки жизни и природы.

Таким образом, «Большая волна в Канагаве» — это не картина, а гравюра укиё-э, предназначенная для массового потребления и массового распространения — отличие, имеющее решающее значение в ее внешнем виде, характере и влиянии.

Ничто из этого не мешает ему стать одним из самых потрясающих произведений искусства, когда-либо созданных.


Рецензии