Первый в мире писатель - Жрица Любви
Приведу изображение Энхедуанны, жившей 4300 лет назад.
Она была первой писательницей в истории нашей цивилизации. И первым автором, который описал действие « любовного зелья». Второй женщиной, которая о нем написала была Царица Египта Клеопатра о чем упомянул Плутарх.
Итак, вот история первой поэтессы человечества — и то, как ее творчество влияет на нас даже в 21 веке...
Примерно, в 2300 году до нашей эры царь Аккада, города в Месопотамии (современный Ирак), возглавил быстрое завоевание окружающих городов и регионов.
Его звали Саргон, и некоторые историки считают его царство первой в мире империей.
В южной Месопотамии он завоевал Шумер, старейшую цивилизацию мира.
И Саргон назначил свою дочь Энхедуанну Верховной жрицей в храме Нанны — бога луны — в городе Ур.
Это был один из величайших и важнейших шумерских городов.
Но ее роль была не просто символической.
Саргон зависел от Энхедуанны как в сохранении власти в Уре, так и в синтезе религиозных традиций и научных знаний Шумера и Аккада, тем самым гарантируя, что его военное завоевание также станет технологическим и культурным. Как всегда в истории цивилизации технология производства оружия определяла главенство в мире.
Руины Ура были раскопаны в 1920-х годах сэром Леонардом Вулли.
Именно тогда был обнаружен алебастровый диск с изображением Энхедуанны, а также ее работы и множество других древних артефактов.
Это археологическое открытие было одно из самых важных в истории.
Энхедуанна — первая писательница в истории человечества, имя которой мы знаем.
Трудно понять, как давно она жила, но литургическая поэзия, сочиненная Энхедуанной как Верховной Жрицей, была создана более чем за 1000 лет до Бытия и за 1500 лет до жизни Гомера.
Большая часть ее работ посвящена Инанне, известной аккадцам, ассирийцам и вавилонянам как Иштар.
Она была богиней любви, плодородия, войны и многого другого.
В «Гимне Инанне» мы видим, как характеризует ее Энхедуанна — грозную и славную. Благодаря этой Богине был создан древними учеными под управлением Энхедуанны « любовное зелье», который давал как женщине и мужчине невероятный сексуальный экстаз и конечно способствовал появлению многочисленного потомство, что было крайне важно для сохранения целостности государства в те времена. Несомненно, что Клеопатра, создавая свое знаменитое « любовное зелье» использовала секреты « любовного зелья» Энхедуанны.
Но больше всего в религиозных произведениях Энхедуанны поражает то, насколько личными они могут быть.
Энхедуанна — персонаж ее собственного произведения, напрямую обращающийся к Инанне и делящийся собственным опытом.
Это не традиционная, механическая поэзия; она полна жизни и индивидуальности.
Помимо этих личных отрывков, Энхедуанна также пытается систематизировать месопотамское богословие.
Это имеет огромный смысл, учитывая ее политическую роль.
В Храмовых гимнах перечислены святыни империи ее отца и их боги, таким образом объединяя аккадский и шумерский пантеоны.
Энхедуанна методично один за другим описывает великие храмы как северной, так и южной Месопотамии, подробно описывая их архитектуру и их богов.
Тем не менее, рассматривая это в чисто политических терминах означает, что это должно было быть огромной и сложной задачей, как теологической, так и литературной.
А оригинальность того, что она сделала, раскрывается в заключительной строке Храмовых гимнов:
«Составитель таблички — Энхедуанна. Мой господин, то, что было создано здесь, никто раньше не создавал».
Никто никогда не пытался сделать что-то подобное; Энхедуанна действительно была первой.
Война также занимает видное место в ее творчестве, особенно в «Инанне и Эбихе», своего рода эпической религиозной поэме, которая по своему творческому размаху соответствует мифологическим сказаниям греков и викингов.
Это также демонстрирует ее литературные способности и талант к ярким образам. Поражает удивительная эрудиция и память на исторические детали.
О чем она пишет? Инанна поражена неприступным горным хребтом Эбих и описывает как Боги разрушают его.
Энхедуанна пыталась систематизировать религиозную мифологию, совершив решающий переход от устной традиции к письменной.
Важнейший этап в литературной истории каждого народа.
В какой-то момент человек по имени Лугал-ан восстал против Саргона и потребовал признания Энхедуанны, учитывая ее статус высшего религиозного авторитета в Уре.
Она отказалась, и он изгнал ее. Во время этого изгнания Энхедуанна написала Инанне гневное и отчаянное послание.
И, призывая Инанну отомстить еретику Лугал-ане, Энхедуанна раскрывает свой собственный опыт восстания.
Опять же, несмотря на пропасть во времени и технологиях, отделяющую нас от Энхедуанны, ее голос говорит с нами ясно — странным образом мы узнаем ее.
Какой была жизнь во времена Энхедуанны? Мы можем только предполагать, но некоторое представление нам дают артефакты и письмена.
На Диске она изображена в головном уборе. Могло ли это быть похоже на головной убор царицы Пуаби?
Он также был раскопан в Уре и датирован примерно 2500 годом до нашей эры.
Этот головной убор был найден на Королевском кладбище в Уре вместе с лирами и настольными играми.
Таким образом, мы можем заключить, что даже за два столетия до жизни Энхедуанны Шумер представлял собой сложное городское общество, в котором было достаточно времени для музыки и развлечений.
Во многом разные, но узнаваемые.
Многоярусное здание на Диске Энхедуанны, скорее всего, представляет собой зиккурат, один из знаменитых храмов-пирамид Месопотамии.
Уже при жизни Энхедуанны в Уре был построен огромный зиккурат, который в 1970-е годы был частично восстановлен до предполагаемого первоначального вида.
Работы Энхедуанны веками существовали в цивилизованном мире Месопотамии, возможно, образуя что-то вроде литературной библиотеки.
Откуда нам знать?
Все ее сохранившиеся стихи взяты с табличек, изготовленных как минимум через пятьсот лет после ее смерти.
Таким образом, ее гимны и стихи стали каноническими и использовались не только для богослужений, но и в качестве обучения религиозных и царских писцов Месопотамии.
Они изучали, учились и подражали ее работам — формальная литературная традиция зарождалась, и Энхедуанна была ее основательницей.
Религия и мифология шумеров, аккадцев и ассирийцев оказали большое влияние на Ветхий Завет.
В качестве примера можно привести историю о Ноевом ковчеге, являющуюся прямым пересказом гораздо более древних мифов о потопе в Месопотамии.
А ведь сам Авраам происходил из Ура.
Даже древние греки осознавали свой огромный культурный долг перед Египтом, обществами Восточного Средиземноморья и Месопотамии.
Именно у финикийцев они научились письменности, а финикийская культура находилась под сильным влиянием ассирийской.
Приведу один яркий пример: греческая богиня любви — Афродита — была потомком финикийской богини Астарты, которая сама была версией ассиро-аккадской Иштар и первоначально шумерской Инанны... которая, как мы знаем, была Любимым божеством Энхедуанны.
Таким образом, литературная традиция, заложенная Энхедуанной, должна была оказать влияние как на Ветхий Завет, так и на греческую литературу, хотя бы в некоторой степени.
Таким образом, учитывая их влияние, длинная цепь, связывающая XXI век с Энхедуанной, остается прочной даже четыре тысячи лет спустя.
Первый в мире писатель - Жрица Любви. Часть II
А оригинальность того, что она сделала, раскрывается в заключительной строке Храмовых гимнов:
«Составитель таблички — Энхедуанна. Мой господин, то, что было создано здесь, никто раньше не создавал».
Никто никогда не пытался сделать что-то подобное; Энхедуанна действительно была первой.
Война также занимает видное место в ее творчестве, особенно в «Инанне и Эбихе», своего рода эпической религиозной поэме, которая по своему творческому размаху соответствует мифологическим сказаниям греков и викингов.
Это также демонстрирует ее литературные способности и талант к ярким образам. Поражает удивительная эрудиция и память на исторические детали.
О чем она пишет? Инанна поражена неприступным горным хребтом Эбих и описывает как Боги разрушают его.
Энхедуанна пыталась систематизировать религиозную мифологию, совершив решающий переход от устной традиции к письменной.
Важнейший этап в литературной истории каждого народа.
В какой-то момент человек по имени Лугал-ан восстал против Саргона и потребовал признания Энхедуанны, учитывая ее статус высшего религиозного авторитета в Уре.
Она отказалась, и он изгнал ее. Во время этого изгнания Энхедуанна написала Инанне гневное и отчаянное послание.
И, призывая Инанну отомстить еретику Лугал-ане, Энхедуанна раскрывает свой собственный опыт восстания.
Опять же, несмотря на пропасть во времени и технологиях, отделяющую нас от Энхедуанны, ее голос говорит с нами ясно — странным образом мы узнаем ее.
Какой была жизнь во времена Энхедуанны? Мы можем только предполагать, но некоторое представление нам дают артефакты и письмена.
На Диске она изображена в головном уборе. Могло ли это быть похоже на головной убор царицы Пуаби?
Он также был раскопан в Уре и датирован примерно 2500 годом до нашей эры.
Этот головной убор был найден на Королевском кладбище в Уре вместе с лирами и настольными играми.
Таким образом, мы можем заключить, что даже за два столетия до жизни Энхедуанны Шумер представлял собой сложное городское общество, в котором было достаточно времени для музыки и развлечений.
Во многом разные, но узнаваемые.
Многоярусное здание на Диске Энхедуанны, скорее всего, представляет собой зиккурат, один из знаменитых храмов-пирамид Месопотамии.
Уже при жизни Энхедуанны в Уре был построен огромный зиккурат, который в 1970-е годы был частично восстановлен до предполагаемого первоначального вида.
Работы Энхедуанны веками существовали в цивилизованном мире Месопотамии, возможно, образуя что-то вроде литературной библиотеки.
Откуда нам знать?
Все ее сохранившиеся стихи взяты с табличек, изготовленных как минимум через пятьсот лет после ее смерти.
Таким образом, ее гимны и стихи стали каноническими и использовались не только для богослужений, но и в качестве обучения религиозных и царских писцов Месопотамии.
Они изучали, учились и подражали ее работам — формальная литературная традиция зарождалась, и Энхедуанна была ее основательницей.
Религия и мифология шумеров, аккадцев и ассирийцев оказали большое влияние на Ветхий Завет.
В качестве примера можно привести историю о Ноевом ковчеге, являющуюся прямым пересказом гораздо более древних мифов о потопе в Месопотамии.
А ведь сам Авраам происходил из Ура.
Даже древние греки осознавали свой огромный культурный долг перед Египтом, обществами Восточного Средиземноморья и Месопотамии.
Именно у финикийцев они научились письменности, а финикийская культура находилась под сильным влиянием ассирийской.
Приведу один яркий пример: греческая богиня любви — Афродита — была потомком финикийской богини Астарты, которая сама была версией ассиро-аккадской Иштар и первоначально шумерской Инанны... которая, как мы знаем, была Любимым божеством Энхедуанны.
Таким образом, литературная традиция, заложенная Энхедуанной, должна была оказать влияние как на Ветхий Завет, так и на греческую литературу, хотя бы в некоторой степени.
Таким образом, учитывая их влияние, длинная цепь, связывающая XXI век с Энхедуанной, остается прочной даже четыре тысячи лет спустя.
Свидетельство о публикации №225100900511