Первый в мире писатель - Жрица Любви

К сожалению,  это исторический факт,  что абсолютное большинство писателей являются мужчины. Гендерная принадлежность доминировала многие тысячелетия. А кто же был первым писателем?

Приведу изображение Энхедуанны, жившей  4300 лет назад.

Она была первой писательницей  в истории нашей цивилизации. И первым автором, который описал действие « любовного зелья». Второй женщиной, которая о нем написала была Царица Египта Клеопатра о чем упомянул Плутарх.

Итак, вот история первой поэтессы человечества — и то, как ее творчество влияет на нас даже в 21 веке...

Примерно,  в 2300 году до нашей эры царь Аккада, города в Месопотамии (современный Ирак), возглавил быстрое завоевание окружающих городов и регионов.

Его звали Саргон, и некоторые историки считают  его царство первой в мире империей.

В южной Месопотамии он завоевал Шумер, старейшую цивилизацию мира.

И Саргон назначил свою дочь Энхедуанну Верховной жрицей в храме Нанны — бога луны — в городе Ур.

Это был один из величайших и важнейших шумерских городов.

Но ее роль была не просто символической.

Саргон зависел от Энхедуанны как в сохранении власти в Уре, так и в синтезе религиозных традиций и научных знаний Шумера и Аккада, тем самым гарантируя, что его военное завоевание также станет технологическим и культурным. Как всегда в истории цивилизации технология производства оружия определяла главенство в мире.

Руины Ура были раскопаны в 1920-х годах сэром Леонардом Вулли.

Именно тогда был обнаружен алебастровый диск с изображением Энхедуанны, а также ее работы и множество других древних артефактов.

Это археологическое открытие было одно из самых важных  в истории.

Энхедуанна — первая  писательница в истории человечества, имя которой мы знаем.

Трудно понять, как давно она жила, но литургическая поэзия, сочиненная Энхедуанной как Верховной Жрицей, была создана более чем за 1000 лет до Бытия и за 1500 лет до жизни Гомера.

Большая часть ее работ посвящена Инанне, известной аккадцам, ассирийцам и вавилонянам как Иштар.

Она была богиней любви, плодородия, войны и многого другого.

В «Гимне Инанне» мы видим, как характеризует ее Энхедуанна — грозную и славную. Благодаря этой Богине был создан древними учеными под управлением Энхедуанны « любовное зелье», который давал как женщине и мужчине невероятный сексуальный экстаз и конечно способствовал появлению многочисленного потомство, что было крайне важно для сохранения целостности государства в те времена. Несомненно, что Клеопатра, создавая свое знаменитое « любовное зелье» использовала  секреты « любовного зелья»  Энхедуанны.

Но больше всего в религиозных произведениях Энхедуанны поражает то, насколько личными они могут быть.

Энхедуанна — персонаж ее собственного произведения, напрямую обращающийся к Инанне и делящийся собственным опытом.

Это не традиционная, механическая поэзия; она полна жизни и индивидуальности.

Помимо этих личных отрывков, Энхедуанна также пытается систематизировать месопотамское богословие.

Это имеет огромный смысл, учитывая ее политическую роль.

В Храмовых гимнах перечислены святыни империи ее отца и их боги, таким образом объединяя аккадский и шумерский пантеоны.

Энхедуанна методично один за другим описывает великие храмы как северной, так и южной Месопотамии, подробно описывая их архитектуру и их богов.

Тем не менее, рассматривая  это в чисто политических терминах означает, что это  должно было быть огромной и сложной задачей, как теологической, так и литературной.

А оригинальность того, что она сделала, раскрывается в заключительной строке Храмовых гимнов:

«Составитель таблички — Энхедуанна. Мой господин, то, что было создано здесь, никто раньше не создавал».

Никто никогда не пытался сделать что-то подобное; Энхедуанна действительно была первой.

Война также занимает видное место в ее творчестве, особенно в «Инанне и Эбихе», своего рода эпической религиозной поэме, которая по своему творческому размаху соответствует мифологическим сказаниям греков и викингов.

Это также демонстрирует ее литературные способности и талант к ярким образам. Поражает удивительная эрудиция и память на исторические детали.

О чем она пишет? Инанна поражена неприступным  горным хребтом Эбих и описывает как Боги разрушают  его.

Энхедуанна пыталась систематизировать религиозную мифологию, совершив решающий переход от устной традиции к письменной.

Важнейший этап в литературной истории каждого народа.

В какой-то момент человек по имени Лугал-ан восстал против Саргона и потребовал признания Энхедуанны, учитывая ее статус высшего религиозного авторитета в Уре.

Она отказалась, и он изгнал ее. Во время этого изгнания Энхедуанна написала Инанне гневное и отчаянное послание.

И, призывая Инанну отомстить еретику Лугал-ане, Энхедуанна раскрывает свой собственный опыт восстания.

Опять же, несмотря на пропасть во времени и технологиях, отделяющую нас от Энхедуанны, ее голос говорит с нами ясно — странным образом мы узнаем ее.

Какой была жизнь во времена Энхедуанны? Мы можем только предполагать, но некоторое представление нам дают артефакты и письмена.

На Диске она изображена в головном уборе. Могло ли это быть похоже на головной убор царицы Пуаби?

Он также был раскопан в Уре и датирован примерно 2500 годом до нашей эры.

Этот головной убор был найден на Королевском кладбище в Уре вместе с лирами и настольными играми.

Таким образом, мы можем заключить, что даже за два столетия до жизни Энхедуанны Шумер представлял собой сложное городское общество, в котором было достаточно времени для музыки и развлечений.

Во многом разные, но узнаваемые.

Многоярусное здание на Диске Энхедуанны, скорее всего, представляет собой зиккурат, один из знаменитых храмов-пирамид Месопотамии.

Уже при жизни Энхедуанны в Уре был построен огромный зиккурат, который в 1970-е годы был частично восстановлен до предполагаемого первоначального вида.

Работы Энхедуанны веками существовали в цивилизованном мире Месопотамии, возможно, образуя что-то вроде литературной библиотеки.

Откуда нам знать?

Все ее сохранившиеся стихи взяты с табличек, изготовленных как минимум через пятьсот лет после ее смерти.

Таким образом, ее гимны и стихи стали каноническими и использовались не только для богослужений, но и в качестве обучения религиозных и царских писцов Месопотамии.

Они изучали, учились и подражали ее работам — формальная литературная традиция зарождалась, и Энхедуанна была ее основательницей.

Религия и мифология шумеров, аккадцев и ассирийцев оказали большое влияние на Ветхий Завет.

В качестве примера можно привести историю о Ноевом ковчеге, являющуюся прямым пересказом гораздо более древних мифов о потопе в Месопотамии.

А ведь сам Авраам происходил из Ура.

Даже древние греки осознавали свой огромный культурный долг перед Египтом, обществами Восточного Средиземноморья и Месопотамии.

Именно у финикийцев они научились письменности, а финикийская культура находилась под сильным влиянием ассирийской.

Приведу один яркий пример: греческая богиня любви — Афродита — была потомком финикийской богини Астарты, которая сама была версией ассиро-аккадской Иштар и первоначально шумерской Инанны... которая, как мы знаем, была Любимым  божеством Энхедуанны.

Таким образом, литературная традиция, заложенная Энхедуанной, должна была оказать влияние как на Ветхий Завет, так и на греческую литературу, хотя бы в некоторой степени.

Таким образом, учитывая их влияние, длинная цепь, связывающая XXI век с Энхедуанной, остается прочной  даже четыре тысячи лет спустя.










Первый в мире писатель - Жрица Любви. Часть II

А оригинальность того, что она сделала, раскрывается в заключительной строке Храмовых гимнов:

«Составитель таблички — Энхедуанна. Мой господин, то, что было создано здесь, никто раньше не создавал».

Никто никогда не пытался сделать что-то подобное; Энхедуанна действительно была первой.

Война также занимает видное место в ее творчестве, особенно в «Инанне и Эбихе», своего рода эпической религиозной поэме, которая по своему творческому размаху соответствует мифологическим сказаниям греков и викингов.

Это также демонстрирует ее литературные способности и талант к ярким образам. Поражает удивительная эрудиция и память на исторические детали.

О чем она пишет? Инанна поражена неприступным  горным хребтом Эбих и описывает как Боги разрушают  его.

Энхедуанна пыталась систематизировать религиозную мифологию, совершив решающий переход от устной традиции к письменной.

Важнейший этап в литературной истории каждого народа.

В какой-то момент человек по имени Лугал-ан восстал против Саргона и потребовал признания Энхедуанны, учитывая ее статус высшего религиозного авторитета в Уре.

Она отказалась, и он изгнал ее. Во время этого изгнания Энхедуанна написала Инанне гневное и отчаянное послание.

И, призывая Инанну отомстить еретику Лугал-ане, Энхедуанна раскрывает свой собственный опыт восстания.

Опять же, несмотря на пропасть во времени и технологиях, отделяющую нас от Энхедуанны, ее голос говорит с нами ясно — странным образом мы узнаем ее.

Какой была жизнь во времена Энхедуанны? Мы можем только предполагать, но некоторое представление нам дают артефакты и письмена.

На Диске она изображена в головном уборе. Могло ли это быть похоже на головной убор царицы Пуаби?

Он также был раскопан в Уре и датирован примерно 2500 годом до нашей эры.

Этот головной убор был найден на Королевском кладбище в Уре вместе с лирами и настольными играми.

Таким образом, мы можем заключить, что даже за два столетия до жизни Энхедуанны Шумер представлял собой сложное городское общество, в котором было достаточно времени для музыки и развлечений.

Во многом разные, но узнаваемые.

Многоярусное здание на Диске Энхедуанны, скорее всего, представляет собой зиккурат, один из знаменитых храмов-пирамид Месопотамии.

Уже при жизни Энхедуанны в Уре был построен огромный зиккурат, который в 1970-е годы был частично восстановлен до предполагаемого первоначального вида.

Работы Энхедуанны веками существовали в цивилизованном мире Месопотамии, возможно, образуя что-то вроде литературной библиотеки.

Откуда нам знать?

Все ее сохранившиеся стихи взяты с табличек, изготовленных как минимум через пятьсот лет после ее смерти.

Таким образом, ее гимны и стихи стали каноническими и использовались не только для богослужений, но и в качестве обучения религиозных и царских писцов Месопотамии.

Они изучали, учились и подражали ее работам — формальная литературная традиция зарождалась, и Энхедуанна была ее основательницей.

Религия и мифология шумеров, аккадцев и ассирийцев оказали большое влияние на Ветхий Завет.

В качестве примера можно привести историю о Ноевом ковчеге, являющуюся прямым пересказом гораздо более древних мифов о потопе в Месопотамии.

А ведь сам Авраам происходил из Ура.

Даже древние греки осознавали свой огромный культурный долг перед Египтом, обществами Восточного Средиземноморья и Месопотамии.

Именно у финикийцев они научились письменности, а финикийская культура находилась под сильным влиянием ассирийской.

Приведу один яркий пример: греческая богиня любви — Афродита — была потомком финикийской богини Астарты, которая сама была версией ассиро-аккадской Иштар и первоначально шумерской Инанны... которая, как мы знаем, была Любимым  божеством Энхедуанны.

Таким образом, литературная традиция, заложенная Энхедуанной, должна была оказать влияние как на Ветхий Завет, так и на греческую литературу, хотя бы в некоторой степени.

Таким образом, учитывая их влияние, длинная цепь, связывающая XXI век с Энхедуанной, остается прочной  даже четыре тысячи лет спустя.


Рецензии