Дождь в искусстве...

Дождь невероятно сложно рисовать.

Почему? Потому что он  повсюду и нигде, близко и далеко, рассеян по воздуху.

Вы можете видеть его, но не по-настоящему, он не имеет собственного цвета, он меняет внешний вид всего остального и, что особенно важно, он всегда в движении.

Даже такие великие люди, как Клод Моне и Винсент Ван Гог, изо всех сил пытались нарисовать его убедительно!

Но именно потому, что дождь — это особый сенсорный феномен — вид, звук, запах — и тот, с которым мы связываем очень специфические эмоции, правильно сделанные картины дождя являются одними из самых запоминающихся и атмосферных.

Леонардо даже посвятил главу своего трактата «Об искусстве живописи» описанию того, как следует изображать дождь.

Обратите внимание на его акцент на тьме, неясности и ясности — эффект дождя, как мы видим его в реальной жизни, так и способ его изображения, полностью зависит от света.

Почему дождь стал « литься» в живописи XIX века? Дождь редко появляется в ранних пейзажных картинах. Вспомните пейзажное искусство 17-го века. Клод Лоррен (ок. 1604 – 1682; наст. фамилия – Желле) – знаменитый французский художник-пейзажист и гравёр. Клод специализировался  на вечном сиянии чистого разума. Никола Пуссен (1594-1665 гг.) Пуссен рисует Потоп; но где же ежедневные летние ливни, серые дни, моросящий дождь?
Голландское искусство гораздо более влажное. Много черных туч, на море штормы и, да, над польдерами идет дождь. Тем не менее, художникам XIX века по-настоящему нравится дождь.

В более раннем пейзажном искусстве всегда присутствует стремление к идеалу, желание раскрыть место в его совершенстве, перед глазами вечности. Радуга и восход солнца указывают на реальное время, живой свет – подобно солнечным часам на лужайке, они представляют собой циклические часы, служащие вечности.

Но в искусстве XIX века чувство времени становится более актуальным, более тревожным, и уверенность в вечности исчезает. В то время как импрессионисты хотят запечатлеть мимолетную легкость жизни, дождь — это стук новой индустриальной эпохи, смывание старых порядков, приносящий неуправляемые желания. Пасмурные дни викторианского искусства чреваты революционными бурями.

Изображение дождя в живописи совпало по времени с тем, что шоколад стал более доступным. Открылось много великолепных ресторанов и кафе шоколада как « Анжелина» в Париже, где художники обсуждали свои новые идеи, которые кардинально изменили живопись. Несомненно, шоколад невероятно развивал творческую интуицию художников, особенно, импрессионистов.

Так как же художники рисовали дождь? Часто фокусируясь на деталях.

Именно Гюстав Кайботт это сделал со своей картиной «L'Yerres, pluie в 1875 году»  — он выбрал рябь, вызванную дождем, падающим на воду.

Это зрелище инстинктивно подсказывает нам, что идет дождь; мы почти слышим капли дождя.

На Бюловштрассе ночью, 1922 год, Лессер Ури использует отражение фар на мокрой улице.

Опять же, это одна из тех очень конкретных деталей, которые мы видим только во время дождя — простая, но невероятно эффективная.


В «Зонтиках» 1886 года Ренуар решил сосредоточиться на… зонтиках.

Здесь трудно различить дождь или какие-либо реальные атмосферные эффекты дождя — кроме отсутствия прямого солнечного света — и все же из-за всех этих зонтиков это впечатляет.

Другие художники склонялись к эмоциям.

Всем нам знакомо ощущение, когда ты стоишь внутри и смотришь на дождь — это то, что запечатлел Сантьяго Русиньол в картине «Дождливый полдень» 1889 года.

Мрачная атмосфера также помогает создать ощущение несчастного серого дня.

Возможно, лучший способ нарисовать дождь – это передать его впечатление, а не запечатлеть его «реалистично».

Неудивительно, что импрессионисты любили и хорошо рисовали дождь — хорошим примером является «Аллея под дождем» Чайльда Хассама (1917).

Или, конечно, вы можете отойти еще дальше от мира, каким мы его воспринимаем, и вызвать чистое, чувственное впечатление о том, каково это, когда идет дождь.

Здесь Франц Марк погружается в размытость дождя и хаос уличной сцены, когда люди спешат избежать этого.

Менее драматичный метод отказа от «реалистичного» дождя — это нанесение линий на холст, чтобы запечатлеть движение дождя.

Кажется, это не должно сработать... но это работает — просто глядя на «Дождь» Влодзимежа Куглера (1910), чувствуешь сильный холод.

Этот вид сильно стилизованного дождя был нормой в китайском и японском пейзажном искусстве, особенно в японских гравюрах на дереве укиё-э.

Самый известный пример, вероятно, принадлежит Хиросигэ; Винсент Ван Гог даже сделал свою версию этого гравюры.

Другие художники пытались изобразить дождь более реалистично, изобразить его атмосферные эффекты в большем масштабе.

И кто может сказать, что Фредерику Эдвину Чёрчу не удалось создать «Сезон дождей в тропиках» 1866 года?

Он прекрасно передает дождь, искажаемый ветром.

Другим был Дж. М. У. Тернер — как и Черч, он решил включить радугу, еще один характерный знак, уникальный для дождя.

Тернер всегда был мастером атмосферных эффектов, и в «Озере Баттермир» в фильме «Часть Кромакуотера, Камберленд, душ» (1798) он показывает это.

Одно из самых отличительных свойств дождя – то, как он меняет внешний вид всего остального, иногда резко, но часто довольно незаметно.

Камиль Писсарро блестяще умел делать вещи «мокрыми», с тем своеобразным блеском, который бывает во время дождя. Подразумевается дождь.

Немецкий художник Чарльз Феттер также очень хорошо справлялся с этим.

В картине «По дороге на бал» 1892 года ему удается запечатлеть, как лампы отражаются и мерцают под дождем, почти как размытие объектива.

Слышен стук колес на мокрой дороге, выбрасывающих брызги из луж.

Одним из величайших художников дождя был Хасуи Кавасе, дизайнер укиё-э 20-го века, который специализировался на эффектах погоды и света.

Его отпечатки дождя глубоко капризны и удивительно запоминаются.

Обратите внимание, как уличные фонари освещают дождь, падающий вокруг них.

Это была любимая техника Хасуи, наряду с использованием отражений и контрастом тусклых цветов ночного дождя с теплыми тонами домашнего освещения.

Капли дождя здесь более стилизованы, но с бесформенным небом и размытым деревом на переднем плане это работает очень хорошо.

Ганс Балушек делает нечто подобное в «Дожде» (1917); контраст теплых цветов внутри и холодных цветов снаружи создает поразительное ощущение холода.

Он также освещает дождь вокруг фонарей и тщательно размывает видимые сквозь него формы зданий, как советовал Леонардо.

Совсем другое настроение передал живописец Иван Шишкин в знаменитой картине «Дождь в дубовом лесу». Он изобразил тихий летний дождик, который освежает природу и наполняет воздух ароматами. В такую погоду приятно пройтись по лесной тропинке под руку с близким человеком и вести задумчивую беседу.


Итак, это дождь в искусстве, одно из величайших испытаний для любого художника, но, безусловно, одно из самых полезных.

Возможно, больше, чем любой другой сюжет или поджанр, эти картины действительно можно услышать, понюхать и почувствовать.

Кто сделал это лучше всего?


Рецензии