Гидробионика ВМФ СССР

            |||||||  |||||||
             ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ ••••• … «» / °C (©)_ (Yandex Zen)  _||||| ±_¦ (>) Eq& –
            …
            …            
            Н а   з а к а т е   м о г у щ е с т в а  |  В о е н н о - м о р с к о й   ф л о т. 

            Г и д р о б и о н и к а   В М Ф   С С С Р .

            Боевые дельфины.

            Боевые дельфины – это дельфины, выдрессированные для выполнения боевых и специальных задач в интересах военно-морских сил флотов различных государств. Военные структуры Соединенных Штатов и СССР обучали морских и океанических дельфинов для различных задач, в частности:

                – обнаружения подводных мин;
                – охраны кораблей и других объектов от вражеских водолазов;
                – поиска и спасения своих водолазов и потерянного оборудования.

            Морская биологическая программа ВМС США.

            ВМС США с 1960 года осуществляет программу по работе с дельфинами и морскими львами для усиления обороны. ВМС США обучали дельфинов и морских львов в ходе программы U.S. Navy Marine Mammal Program, которая базировалась в Сан-Диего, штат Калифорния.

            Военно-морской флот проводил множество испытаний с различными морскими животными, чтобы определить наилучших для обучения. Испытания проводились над более чем 19 видами, в том числе акулами и птицами. В конце концов, афалины и калифорнийский морской лев были признаны наиболее подходящими. Преимуществом афалин являлась их высокоразвитая способность к эхолокации, которая помогает им находить подводные мины.

            Обучение дельфинов включало обнаружение подводных мин, нахождения вражеских диверсантов, поиск и уничтожение подводных лодок с использованием методов самоподрыва. [Non-Lethal Swimmer Neutralization Study (неопр.) – KW Rehn; , P.K. Riggs / U.S. Space and Naval Warfare Systems Center Technical Report. – 2002. – Т. Document Number 3138.].

            Были даже предположения о возможности установления сложного оборудования, например, устройств гидролокаторных помех, поисковых и так далее. ВМС США отрицает, что когда-либо обучали своих морских млекопитающих причинять ущерб или вред людям, а также доставлять оружия для уничтожения вражеских судов. [Frequently Asked Questions of the U.S. Navy Marine Mammal Program.]. 

            Гидробионика ВМФ СССР (кратко).

            Гидробионика ВМФ СССР – исследования морских млекопитающих, в частности дельфинов, для использования их свойств и качеств в практике подводного кораблестроения и поиска различных подводных объектов (pikabu.ru | military.wikireading.ru).

            ВМФ СССР в 1965 году создал научно-исследовательский центр на побережье Черного моря, который изучал военное использование морских млекопитающих. В Казачьей бухте г. Севастополя открылся первый советский военный океанариум – «Гидробионическая научно-техническая база Военно-Морского флота СССР».

            Первым руководителем стал офицер Черноморского флота ВМФ СССР Виктор Андреевич Калганов (1920-1975), один из основоположников советской гидробионики, специалист в области служебного использования дельфинов в военно-морском флоте, основатель династии дрессировщиков морских животных (pikabu | runews.rambler.ru). Одним из ведущих специалистов центра с 1968 была Галина Александровна Шурепова (1939-2017) – первая женщина-водолаз в Военно-морском флоте СССР.

            Кроме того, боевых дельфинов с 1975 года использовал 102-й ОБ ПДСС Черноморского флота. [Как боевые пловцы Черноморского флота спасли порт Анголы от взрыва. – Владимир Пасякин (Севастополь). 17.09.2015.]. 

            Некоторые направления исследований:

                – изучение гидродинамического сопротивления дельфинов;
                – исследование морфологии, физиологии и высшей нервной деятельности дельфиновых;
                – разработка образцов подводного стрелкового вооружения;
                – изучение методов отлова дельфинов, условий их длительного содержания в неволе, методов лечения (pikabu.ru | flot.com).

            С началом 1970 годов начались работы по дрессировке морских млекопитающих. Животных обучали спасению людей, поиску мин и борьбе с диверсантами (pikabu.ru | news.rambler.ru).

            В 1970 годы советские ученые трудились над проектом «дельфин – робот» или, как его еще называли, «дельфин – зомби». Хирургическим путем в мозг млекопитающего вживляли специальные электроды для дистанционного управления им. После многочисленных жалоб подобные опыты на дельфинах были прекращены (military.wikireading.ru).

            В 1980 году на берегу бухты Витязь в Хасанском районе Приморского края был создан 168-й научно-исследовательский центр Тихоокеанского флота, где работали, в основном, с касатками и белухами (news.rambler.ru).

            Предпосылки к обучению морских млекопитающих.

            Несмотря на то, что идея обучать морских млекопитающих возникла в Российской империи, дальнейшее развитие она получила в 1960 гг. в США, а после – и в Советском Союзе. Одной из предпосылок возобновления исследований в СССР стало успешное использование морских животных американцами во Вьетнаме. По некоторым данным, в ходе противодиверсионной операции под кодовым обозначением Short Time несколько боевых дельфинов успешно противостояли северовьетнамским боевым пловцам.

            Основываясь на данных военной разведки, главнокомандующий ВМФ СССР адмирал С.Г. Горшков решил начать исследования морских млекопитающих. Однако, в отличие от американских, советские ученые ставили перед собой иную цель – парадокс Грея. Энергетические возможности дельфинов не соответствовали их способности достигать больших скоростей.

            Парадокс Грея.

            Парадокс был сформулирован английским зоологом Джеймсом Греем в 1936 г. Занимаясь исследованием сопротивления воды, он, на основе гидродинамической модели дельфина, рассчитал силу для преодоления этого сопротивления.

            Чтобы развивать максимальную скорость в 20 узлов (37,04 км/ч) мускулатура афалин, в соответствии с законами гидродинамики, должна быть в 8-10 раз сильнее, нежели на самом деле. Однако дельфиновые, казалось бы, нарушая законы физики, способны были развить достаточно высокую скорость. В этом и заключался весь парадокс.

            Скорость передвижения дельфинов-афалин (Tursiops truncatus) зависит от условий обитания, в естественной среде обычно до 5х11 км/ч (от 1,4 до 3,1 м/с), на короткое время – 29–35 км/ч (от 8,1 до 9,7 м/с). Более высокие скорости афалины могут поддерживать только в течение короткого времени.

            Решение парадокса Грея имело не только научную ценность, но и прикладную. Советские ученые планировали использовать полученные данные для увеличения скорости новых подводных лодок. Большое внимание уделялось строению кожи дельфинов: исследователи предполагали, что каждый дермальный сосочек на коже способен изменять упругость в зависимости от силы набегающего потока, что обеспечивает достаточную обтекаемость.

            Несмотря на усилия советских биологов, им так и не удалось объяснить расчеты Грея (это сделали американские физики и математики лишь в 2014 г.). Они установили, что сила хвостовых мышц дельфинов в десять раз больше, чем предполагал Грей. Стоит сказать, что и сами расчеты британского зоолога были далеки от действительности, так как сила мышц дельфинов рассчитывалась на основе результатов тестов людей-гребцов.

           Гидробионическая научно-техническая база Военно-Морского флота СССР. 

            В 1965 году в Казачьей бухте Севастополя открылся первый советский военный океанариум — «Гидробионическая научно-техническая база Военно-Морского флота СССР». Место руководителя занял Виктор Андреевич Калганов, капитан 1 ранга и ветеран Великой Отечественной войны.

            Впоследствии именно он стал одним из основоположников отечественной гидробионики и главным специалистом страны в области обучения морских животных военному делу. Под его руководством база заметно расширилась: был построен корпус с научными лабораториями, бассейны с подогревом воды, гидроканалы, вертолетная площадка и множество вольеров. 

            В 1965 г. – в Казачьей бухте г. Севастополя открылся первый советский военный океанариум – «Гидробионическая научно-техническая база Военно-Морского флота СССР» (океанариум – бассейн с морской водой, предназначенный для содержания морских животных).

            Гидробионика является разделом бионики, изучающей возможности использования принципов структуры и функционирования в условиях гидросферы биологических систем и их элементов с целью совершенствования существующих и создания новых технических систем и устройств в судостроении, судовождении, океанологии, подводной робототехнике и др.

            К основным проблемам гидробионики относятся: 1) гидродинамика морских животных, 2) биомеханические структуры, 3) биоэнергетика морских организмов, 4) биогидроакустика, 5) навигационные способности морских животных. [Большой энциклопедический политехнический словарь / Словари и энциклопедии на Академике | academic.ru.].

            Помимо исследований гидродинамического сопротивления, главный океанариум СССР занимался изучением морфологии, физиологии и высшей нервной деятельности дельфиновых. Также были разработаны образцы подводного стрелкового вооружения. Объектом исследований являлись афалины, которые быстро приспосабливались к жизни в неволе.

            Место руководителя занял капитан 1 ранга В.А. Калганов. Именно он стал одним из основоположников отечественной гидробионики и главным специалистом страны в области обучения морских животных военному делу. Под его руководством база заметно расширилась: был построен корпус с научными лабораториями, бассейны с подогревом воды, гидроканалы, вертолетная площадка и множество вольеров.

            С началом 1970 гг. начались работы по дрессировке морских млекопитающих, – с этого момента советская программа стала практически идентична американской. Афалины обучались спасению людей и борьбе с диверсантами. Попутно дельфинов обучали отмечать местоположение морских мин с помощью буя.

            Спасательные и поисковые операции исполнялись дельфинами практически безупречно. Принцип взаимодействия человека и дельфина был довольно простым. При обнаружении цели афалина нажимала на специальный рычаг на катере, после чего получала маяк, который следовало установить рядом с миной.

            На тот момент самыми совершенными противоминными биотехническими системами являлись дельфины, способные к эхолокации, находящие мины в разы быстрее обычных минных тральщиков. К их результатам смогли приблизиться лишь тральщики, оборудованные гидролокаторами и сонарами. Принцип их работы был идентичен природному эхолокатору дельфиновых и китообразных.

            Помимо поиска людей и морских мин, морские млекопитающие совместно с водолазами занимались поисками обломков различных ракет и потерянных образцов вооружения, например, торпед.

            С противодиверсионными отрядами боевых дельфинов возникли серьезные трудности. В данном случае высокий интеллект афалин сыграл против ученых, – во время поиска боевых пловцов некоторые особи не выполняли команды из-за плохого настроения и иных причин. Кроме того, дельфины существа в общем, дружелюбные и, после нанесения вреда пловцу были склонны впадать в состояние стресса и даже депрессии. О дальнейшей службе не могло идти и речи. Собственно, по этой причине обучить их убивать людей была задачей крайне сложной.

            И, хотя обычно считается, что дельфины всегда спасают людей, но это мнение основано только на историях тех людей, кого дельфины толкали к берегу, и при этом не публикуются данные о тех людях, которых дельфины толкали в море, а таких случаев намного больше. Дельфины – все же хищники, и поэтому с ними стоит быть поосторожнее. [Ошибка, или феномен выжившего – знаете, что это такое? / Лисичкины заметки (Yandex Zen). 11.02.2021 г.].

            Работа дежурной афалины сводилась к обнаружению диверсанта, его нейтрализации путем срывания водолазного снаряжения и выталкивания на поверхность. Обученные дельфины на постоянной основе работали с боевыми пловцами противодиверсионного отряда. Так например, с 1975 г. ВМБ Севастополь – главный пункт базирования Черноморского флота – охранялся в том числе и боевыми дельфинами – афалинами.

            В 1980 г. – в бухте Витязь Приморского края был создан новый научно-исследовательский центр Тихоокеанского флота. В новый центр перевезли несколько дельфинов, обученных в Севастополе. Однако работать на востоке с дельфинами оказалось крайне проблематично. Концентрация солей в Японском море была в два раза выше, чем в черноморских водах, что причиняло животным дискомфорт.

            Тихоокеанский центр выполнял те же задачи, что и черноморский, только вот из-за иной среды обитания работали с касатками, тюленями и морскими котиками.

            Большое внимание уделили особенностям акклиматизации белух к новой среде обитания, а также изучению перспектив их использования в военной сфере. Благодаря высокому интеллекту и способности к эхолокации, белухи выполняли схожие с дельфинами задачи – поисковые и противодиверсионные операции. [От парадокса Грея до боевых белух. История развития морской биологической программы СССР | korabli.pikabu. 2022.].

            В начале 1990 годов обучение дельфинов для военных целей было прекращено. Столь масштабные работы по обучению морских животных завершились с распадом Советского Союза. Центр Тихоокеанского флота пришел в запустение, и на данный момент территория находится в частном владении.

            В черноморской акватории, в Казачьей бухте Севастополя, находится научно-исследовательский центр «Океанариум» (дельфинарий), расположенный по левой стороне бухты и продолжающий работать, являясь крупнейшим в Европе. [Советская морская биологическая программа. Как это было / Назад в СССР. Материал подготовлен волонтерской редакцией WoWS.].   
            …
            |||||||  |||||||
             ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ ••••• … «» / °C (©)_ (Yandex Zen)  _||||| ±_¦ (>) Eq& –
            …
            …


Рецензии