de omnibus dubitandum 26. 294
Глава 26.294. ИСТОРИЯ НЕСЧАСТНОГО СВАТОВСТВА…
16 января 1648 года
Почему семилетнее правление царевны Софьи (на самом деле Евдокии Алексеевны, старшей дочери Алексея Михайловича и Марии Милославской – Л.С.) в Московском государстве осталось в истории как ее негативный момент? А вместе с этим неважную репутацию правителей имели и ее ближайшие родственники – Федор Михайлович, Иван Алексеевич, Анна Иоанновна, Иван Антонович с его матерью-регентшей Анной Леопольдовной? Чтобы это понять, возможно, необходимо иметь в виду единый фактор, объединяющий всех этих руских правителей – они были Милославские. Отец царевны Софьи (на самом деле Евдокии Алексеевны, старшей дочери Алексея Михайловича и Марии Милославской – Л.С.) был женат первым браком на Марии Ильиничне Милославской из дворянского рода, вышедшего из Польши.
Тут необходимо вспомнить о любовной драме царя Алексея Михайловича. В 1647 году по традиции, начавшейся со времени Ивана III, когда его жена, византийская принцесса София Палеолог, возобновила древний византийский обычай: для выбора супруги рускому царю был устроен смотр невест из руских красавиц. На смотр к Алексею привели почти двести девушек. Свой выбор он остановил на Евфимии Фёдоровне Всеволожской, дочери касимовского помещика. Царь отправил ей платок и кольцо в знак обручения.
Однако свадьба была расстроена боярином Борисом Морозовым, царским воспитателем, обладавшим при дворе большой властью. Он желал породниться с царём, женив Алексея Михайловича на одной из сестёр Милославских — Марии, а себе взяв в жёны другую — Анну. Морозов подкупил парикмахера, и тот, во время обряда наречения царской невестой, так стянул девушке волосы, что она упала в обморок. Подкупленный Морозовым врач усмотрел в этом признаки падучей болезни. Отца невесты обвинили в сокрытии болезни и со всей семьёй отправили в ссылку в Тюмень.
Боярин Морозов представил царю другую невесту — Марию Ильиничну Милославскую. По сообщению Григория Котошихина, царь сам заметил её в церкви и повелел взять во дворец, где «тое девицы смотрел и возлюбил и нарек царевной и в соблюдение предаде её сестрам своим, дондеже приспеет час женитьбы». Девушка была красивой, доктора признали её здоровой. Венчание состоялось через два дня после объявления, 16 января 1648 года в Москве. Через 10 дней после этой свадьбы Морозов обвенчался с сестрой царицы.
Но не могла ли эта история несчастного сватовства царя Алексея Михайловича негативно повлиять на его дочь Софью (на самом деле Евдокию Алексеевну, старшую дочь Алексея Михайловича и Марии Милославской – Л.С.), которая полагала, что ее мать и ее фамилия ущемлены в связи и с этой трагической историей, и со вторым браком отца с Нарышкиной, и хотела бы, чтобы фамилия Милославских была возвышена не только над злосчастными Всеволжскими, Нарышкиными, но и над Романовыми! И семь лет все было в ее руках…
Может быть, «польский семейный фактор» и не привлек бы внимания, если бы не одна деталь – Софья (на самом деле Евдокия Алексеевна, старшая дочь Алексея Михайловича и Марии Милославской – Л.С.) в совершенстве владела польским языком, носила польское платье, отправляла учить дворянскую молодежь в Краковский университет, что означало – в ее семье не была порвана связь с родной национальностью. Другое дело, насколько прочной она оставалась ко времени правления Софьи (на самом деле Евдокии Алексеевны, старшей дочери Алексея Михайловича и Марии Милославской – Л.С.).
Есть один важный документ, который заставляет задуматься над этим вопросом. Это договор о «Вечном мире» России и Польши, заключенный царевной Софьей (на самом деле Евдокией Алексеевной, старшей дочерью Алексея Михайловича и Марии Милославской – Л.С.) и ее исторической родиной – Жечью Посполитой. Он был подписан 16 мая 1686 года в Москве и подвёл итоги руско-польской войны 1654-1667 гг., которая шла за западнорусские земли (современная Украина и Белоруссия). Тогда 13-летнюю войну завершило Андрусовское перемирие.
«Вечный мир» подтвердил территориальные изменения, произведённые по Андрусовскому договору. Смоленск навечно отходил Москве, частью Московии оставалась Левобережная Украина. Правобережная Украина оставалась в составе Жечи Посполитой. Польша отказалась навсегда от Киева, получив за это компенсацию в 146 тыс. руб. Жечь Посполитая также отказывалась от протектората над Запорожской Сечью. Московия разрывала сношения с Османской империей и должна была начать войну с Крымским ханством.
Таким образом, Московское государство окончательно закрепило за собой часть западнорусских земель и аннулировало предварительные договоры с Османской империей и Крымским ханством, вступив в антитурецкую Священную лигу, а также обязывалось организовать военный поход против Крымского ханства. Это послужило началом руско-турецкой войны 1686-1700 гг., провальным походам Василия Голицына на Крым.
Свидетельство о публикации №225100900533