Взрослым про Колобок
"Человек не может полностью объяснить мир.Но человек несможет жить в необъяснённом мире.А информации мало. А в самом начале вообще был мизер. Но надо объяснить жизнь и смерть, добро и зло, человека и общество, общество и природу, пространство и время.
Чтобы объяснить мир, появляется мифологическое сознание. Это не бред и сказки. Мир объясняется путём домысливания."
СКРЫТЫЕ СМЫСЛЫ СКАЗКИ « КОЛОБОК»
Какую сказку нам рассказали первой мы не вспомним. Но зато какую сказку мы сами прочитали или рассказали своим детям помним точно. Я не ошибусь, если назову Курочку Рябу, Репку или Колобок.
Все сказки имеют долгую историю и скрытый ( сакральный) смысл.
Есть известная всем присказка:"Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок."
Какие же уроки спрятались в сказке «КОЛОБОК»?
Встречаются различные толкования. Достаточно ввести запрос в поисковик. Мне показалась интересной публикация блогера Алексея Дёмина на ресурсе МЕЛ. (mel.fm/blog/vizual/
Размышления Алексея Дёмина с комментариями,в моём изложении я предлагаю читателю.
И, как бонус за терпение и внимание, предлагаю сказку –фантазию на тему «Колобок и Бременские музыканты.»
Такие сказки- "перепутаницы" любят слушать внуки. И даже предлагают варианты развития событий.
***
Сказки – хранители народной мудрости. Задолго до изобретения книг сказки уже несли в люди свою мудрость, знакомили с традициями и нормами поведения. Поэтому у них такая долгая жизнь.
Сказки собирали братья Гримм в Германии. Шарль Перро во Франции. Русские народные сказки собирал А.Н. Афанасьев.
Мы часто следим за сюжетом, не задумываясь над смысловой нагрузкой, которая воздействует на подсознание.
И какие выводы делает ребёнок, слушая сказку?
Да не делает он выводов! Кроме очевидного, доступного опыту ребёнка. Например, что - Колобок хвастун. А хвастаться нехорошо. За свою самоуверенность он и пострадал.
Надо сказать, что сказки в наши дни рассказываются совсем иным литературным языком. Слушатели сказки имеют опыт жизни отличный от тех, кто слушал сказку 100 и более лет назад.
А.Демин стал искать сакральные смыслы этой сказки.
"Оказалось, что у разных народов существует 39 вариантов сказок с похожим сюжетом.
Вот некоторые из них.
Белорусская: «Сбежавший пирог»
Английская: « Джонни –пончик»
Шотландская: « Овсяная лепёшка»
Шведская: «маленькая Лиза»
Это подтверждает, что в сказке с подобным сюжетом есть такие важные смыслы, что их сохранили в культуре совсем разные народы.
Далее блогер предлагает интерпретацию смыслов русской народной сказки"Колобок". Наиболее достоверными он считает 5 следующих вариантов.
1. Астрономический смысл
2. Юнгианский смысл
3. Мистический смысл.
4. Архетипичный смысл
5. Интерпретация личностного роста
1. В Астрономической версии под Колобком подразумевается Солнце.
Боги прародители Сварог и Сва(Слава - МАТЕРЬ-СВА-СЛАВА - Прародительница всех славян) «замесили» и "испекли" Колобка- Солнце.
По поверьям славян Сварог – бог неба.
А звёзды – окна, через которые он наблюдает за миром. Вот через такое окно и «вывалился» колобок в день весеннего равноденствия: 22 марта
Первое полнолуние – встреча с зайцем – Луной.
Волк – символ ночи. Убыль полной луны.
Медведь – первое новолуние после весеннего равноденствия. Время пробуждения медведей от спячки.
Колобок – солнце вступило в полную силу, дни длиннее ночи.
Лиса- символ летнего солнцестояния. С 22 июня день идёт на убыль. Солнце поворачивает на зиму.
2. Юнгианский смысл предполагает поиск в условном Колобке самого себя.
" А в деде и бабе выражение негативных родительских комплексов. Колобок убегает, сепарируясь от их влияния.А встречи Колобка с разными животными- это как бы Эго, оторвавшись от родительского "бессознательного" ( дед и баба) сталкивается с архетипами.
Побег героя от одного животного, чтобы столкнуться с другим, можно рассматривать как представление циклической природы жизни и непрерывного процесса роста и трансформации. Гибель колобка от лисы в этой интерпретации,- кризис самоидентификации." ( нейросеть)
Наши мудрые предки и без Юнга догадывались, что детство обычно заканчивается взрослением и выбором жизненной дороги.
3. Мистический смысл опирается на выражение из самой сказки:
« Старуха по амбару помела. По сусекам поскребла…» - возможно речь идёт о последнем ребёнке? « Поскрёбышами» их звали. Считали даром Богов и наделяли особой магической силой. (А "старухам" того времени не было и сорока лет!)
Почему Колобка не съели звери?
Потому, что пел он песенку оберег.
В старинном варианте начало такое же как в современной сказке. А вот далее:
….С окна на лавку.
С лавки на пол,
По полу – да к дверям!
Через порог – в сени!
Из сеней на крыльцо.
С крыльца на двор.
Со двора. Да за ворота.
Дальше…Дальше…"
( А.Дёмин)
Мы же помним выражение: "ты мне зубы не заговаривай!"
Наши предки лечились у знахарей заговорами.
По классификации, которую я нашла, тексты заговоров, по мнению фольклориста и этнографа Леонида Николаевича Майкова, разделены на 8 групп: на любовь, брак, здоровье и болезни, частный быт, промыслы и занятия, общественные отношения, отношение к природе и сверхъестественным существам.
Заговорами лечили отвлекая мысли от боли. Заговаривали на добрый путь.
Должна признаться, что и мне не однажды "заговаривала
2 в детстве женщина ячмень на глазу. Мизинец приставляла к веку и что-то шептала, водя по часовой стрелке. А потом находила сучок на какой-то деревянной поверхности и крутила в обратную сторону. "Сажая" ячмень на сучок. И ведь всё быстро проходило!
Долгую песню Колобка, пожалуй, можно отнести к последней категории. Вам не кажется, что пока он монотонно пел-причитал, перечисляя все свои действия, звери, похоже, входили в дрёму и теряли бдительность?
Хотя, на лису-то заговор не подействовал! Так что и тут меня "мучают смутные сомнения", как говорил один из героев в фильме Гайдая про Ивана Васильевича.
4. Архетипическая интерпритация. (А.Дёмин)
Она основана на анализе мировой религии, философии и описывает повторяющийся сюжет.
Вы обращали внимание на тот факт, что почти во всех р.н. сказках присутствуют дед с бабой? А родители не упоминаются?
Старшие – символ не только родителей. Но и родовой общины. В сказке про Колобка именно в таком контексте читаются дед с бабой.
Младший сын, Поскрёбыш, проходит сепарацию. Идёт на поиск своего пути. Животные, с которыми он встретился, тоже несут свой символизм.
Заяц – символ энергии. Ловкости.
Волк – символ воинской доблести, юноша должен научиться стать добытчиком, охотником, защитником.
Медведь олицетворяет мудрость (ведает) и силу.
Лиса – это символ женщины. Набравшись всех перечисленных выше качеств, мужчина готов к основанию своего рода. История становится циклической.
Лиса – метафора необходимости осесть. Завершить поиск пути.Мне самой трактовка этого смысла кажется наиболее приемлемой
Кстати, в японской мифологии лиса тоже символизирует женское, эротическое начало.
И, наконец, последний вариант. Хотя, по сути он - как продолжение архетипического.
5.Личностный рост.
Звучит как-то слишком современно. Как будто Колобок последовал на какой-то психологический тренинг.
Но, как всегда, суть в деталях.
Самый исконный вариант сказки записан А.Н. Афанасьевым.
В его записи песенка колобка звучит тоже по-иному.
Зачин тот же. Но когда идет перечисление от кого он ушел, смысл переменяется.
Сравните. Предлог "У" я специально выделяю заглавной буквой для наглядности.
Он поёт так:
(А. Дёмин)
"Я У дедушку ушёл,
Я У бабушку ушёл…
В славянских языках предлог «У» соответствует предлогу «В»
И тогда смыслы переменяются:
Я в дедушку пошёл
Я в бабушку пошёл,
В тебя заяц не хитро пойти!
Таким образом Колобок берёт от деда и бабы опыт рода! У зайца учится ловкости, у волка смелости. У медведя – силе."
Но хитрая лиса обольщает героя. Уйти от неё он не смог.
Женщина его избрала, "поглотила" и они стали целым.
В этой трактовке конец сказки получается не трагичным. А напротив, счастливым.
И где тут хвастовство? Смыслы совсем иные!
Когда я приобретала свою профессию, студентам читали курс "Детская литература". Мы говорили на тему сказок, анализировали их. Тогда наша преподаватель рассказала, что мы очень многое утратили в народной педагогике через сказку по воле Н.К. Крупской.
Эта бездетная дама считалась крупным знатоком детства.Хотя, я не отрицаю её заслуг в других сферах, касающихся детей. Но в сказках ей виделось мещанство и одурачивание. Их, с её подачи, просто пытались запрещать.
Например, под запрет попал «Аленький цветочек» и «Конёк горбунок».
Но ведь сказочных тем было великое множество! Были лубочные сказки. Были сказки для взрослых. Даже сказки Л.Н. Толстого впали в немилость!
Особенно рьяно она боролась со сказками Корнея Чуковского.
Непристойной, «фривольной» считала Крупская сказку «Муха – Цокотуха», которую Чуковский написал в 1924 году! И только заступничество А.М. Горького, имевшего большой авторитет, спасло Корнея Ивановича Чуковского от полного разгрома за сказки, написаные для любимой дочки Мурочки.
Но, к счастью, искоренить сказки не удалось.
Сказки – любимое чтение детей всех стран и народов.
Есть замечательные авторские сказки.я с большим удовольствием читаю сказки автора Елены Путилиной на сайте Проза. ру.
Владимир Пропп – исследователь сказочного наследия, вывел закономерности сказочных сюжетов и предложил особые карточки для построения сюжета.
Мои внуки любят сказки, как и все малыши. Но более всего им нравятся мои сказки- перевёртыши.
Часто я их сочиняю «на ходу». Мы вместе импровизируем. Много фантазируем и смеёмся.
Продолжением моим к моим аналитическим запискам будет сказка – "перепутаница".
Заглядывайте, друзья! Она уже в пути. Колобок найдет чем заняться.
http://proza.ru/2025/10/10/1721 Новые приключения Колобка
Свидетельство о публикации №225100900769
Люся Колесова 10.10.2025 19:57 Заявить о нарушении