Парадокс
В реальности прокрался парадокс.
И он сквозит. Миры все наизнанку.
Смешалось всё. Схождение миров.
Там битва догм за догмы непрестанно.
Все правды стали ложью в один миг.
Здесь каждый лишь свою мораль спасает.
И парадоксами смердит стерильный мир,
Где в иллюзорности прозрение пребывает.
Там жажда лжи, спасающей во мгле.
Там догмы ностальгии, заблуждения.
Во прошлом всё. Везде мы и нигде.
А относительность слепит собой творение.
И твари, сотворяющие миры,
В нормальности сокрытого уродства
Навязывают правила свои
О мнимом первородном превосходстве.
Среди толпы, в стаде из людей
Иллюзия единства пребывает.
Сгущается сплошная тень над ней –
Того, кто верит, что толпою управляет.
Но раб тот сам, чей кругозор широк.
Взгляды узки в величии морали.
Никто вновь повторить не смог
Всё то, что чьи-то души испытали.
И сами мы уже давно не те,
Иные мы в пространстве, даже мига.
Меняется в нас тяга к красоте.
Парадоксальность – фигура там, где книга.
И сколько не ищи ответов в ней,
На всё нам не дано найти ответов.
А опровергнуть всё мы можем в ней,
И даже то, пока что, ещё нету.
Там, где Лжец говорит то, что лжёт.
Парадокс всемогущества Бога:
Там, где камень, создав, не поднять,
Не создав невозможность в итоге.
Где Корабль Тесея не тот,
Хотя из идентичных деталей.
Где нельзя парадокс усмотреть?
Там он есть. Знаем то, иль не знаем.
ALEX ZIRK
____________________________________
P.S.:
Несколько афоризмов о парадоксах:
«Сегодняшние парадоксы — завтрашние предрассудки» (Марсель Пруст).
«Дорога к истине вымощена парадоксами» (Оскар Уайльд).
«Как здорово, что мы столкнулись с парадоксом. Теперь появилась надежда на развитие» (Нильс Бор).
«Любая точная дефиниция мира будет парадоксом» (Станислав Ежи Лец).
«Парадокс — это просто истина, ставшая на голову для привлечения внимания» (Г. К. Честертон).
«Парадокс — это два конца одной истины» (Владислав Гжегорчик).
«Каждая цивилизация начинается с земледелия, а кончается парадоксами» (Эмиль Сьоран).
«Мы говорим парадоксы за невозможностью найти истины, которые не были бы банальными» (Жан Кондорсе).
____________________________________
КРАТКО О ПАРАДОКСАХ:
Парадокс — многозначный термин, который употребляется в разных контекстах: логике, философии и психологии. Простыми словами, парадокс — это явление, суждение или ситуация, которая кажется противоречащей здравому смыслу или привычным представлениям.
Главный признак парадокса — наличие двух противоречащих элементов, которые при этом кажутся равноценными по доказательности.
В логике
Парадоксом называют формально-логические противоречия, которые возникают при сохранении логической правильности рассуждения. Парадокс возникает, когда два взаимоисключающих суждения оказываются в равной мере доказуемыми.
Пример: классический парадокс «Лжец»: человек говорит «Я лгу». Если утверждение истинно, то оно ложно, и наоборот.
В философии
Парадоксы — ситуации, в которых возникают противоречия или неразрешимые проблемы.
Например:
Парадокс всемогущества: «Может ли Бог создать камень, который сам не сможет поднять?». Если да — Бог не всемогущ (не может поднять камень), если нет — тоже не всемогущ (не может создать).
«Корабль Тесея»: если все детали корабля заменены, остаётся ли он тем же кораблем. Вопрос идентичности объектов и людей.
В психологии
Парадоксальное суждение часто используется для стимулирования рефлексии: оно вызывает эмоции удивления, смущения и любопытства, что способствует осознанному переосмыслению привычных установок и поведения.
Примеры парадоксальных высказываний: «Что было раньше — курица или яйцо?».
В психологии парадоксы применяются в терапевтических техниках: например, парадоксальные интервенции используют, если есть необходимость поменять поведение, а также для разрушения деструктивных привычек.
____________________________________
СТИЛИ ДЛЯ ПЕСНИ:
r&b freestyle, epic power metal, symphony rhapsody, opera, symphony rhapsody, opera, dj scratching, vinyl, ganster rap, guitar virtuoso , arena rock, double bass drums, pop, drum and base, techno, bas
rap freestyle, epic power metal, symphony rhapsody, opera, folk rap, epic power metal, symphony rhapsody, opera, dj scratching, vinyl, ganster rap, guitar virtuoso
r&b freestyle, epic power metal, symphony rhapsody, opera, symphony rhapsody, opera, dj scratching, vinyl, ganster rap, guitar virtuoso , arena rock, double bass drums, pop, drum and base
[guitar virtuoso Intro]
[Instrumental Interlude]
[Bridge]
[musical interlude guitar virtuoso]
[Chorus]
[Instrumental Ending]
[end]
____________________________________
Парадокс (др.-греч. «неожиданный; странный», от др.-греч. ;;;; — «против, вопреки» и др.-греч. «мнение; представление; предположение») в широком смысле — высказывание, мнение, рассуждение, которое расходится с общепринятым мнением и кажется нелогичным или противоречащим здравому смыслу (зачастую лишь при поверхностном понимании).
В логике «парадоксом» называют формально-логические противоречия, которые возникают при сохранении логической правильности рассуждения. Парадокс возникает, когда два взаимоисключающих (противоречащих) суждения оказываются в равной мере доказуемыми.
Парадоксы в логике
Логический парадокс — противоречие, имеющее статус логически корректного вывода и, вместе с тем, представляющее собой рассуждение, приводящее к взаимно исключающим заключениям. Логическая ошибка парадокса объясняется неверным выбором логических посылок, например, когда речь идёт о предметах, не имеющих чёткого определения (см. стрела Зенона).
Различают такие разновидности логических парадоксов, как апория и антиномия.
Апория характеризуется наличием аргумента, противоречащего очевидному, общепринятому мнению, здравому смыслу.
Антиномия — наличием двух противоречащих друг другу, одинаково доказуемых суждений.
Виды апорий
Парадокс лжеца — семейство логических парадоксов, классический вариант которого гласит: «Я лгу», или, более точно: «Данное утверждение — ложно». Если предположить, что утверждение истинно, то, поскольку оно гласит свою ложность, оно — ложно, что является противоречием. Напротив, если предположить его ложность, то оно соответствует тому, что само гласит, а потому истинно, что также является противоречием. Подобные парадоксу лжеца утверждения часто использовали на протяжении истории философии — он был известен древним грекам и использован как головоломка средневековыми логиками, а также стал основополагающим объектом исследования современной логики.
Парадокс кучи — логический парадокс, сформулированный Евбулидом из Милета (IV век до н. э.), связанный с неопределённостью предиката «быть кучей». Формулировка парадокса основана на базисной предпосылке, согласно которой одно зёрнышко не образует кучи и индуктивной предпосылке, по которой добавление одного зёрнышка к совокупности, кучей не являющейся, несущественно для образования кучи. При принятии этих предпосылок никакая совокупность из сколь угодно большого количества зёрен не будет образовывать кучи, что противоречит представлению о существовании кучи из зёрен. Парадокс используют как одно из обоснований рассмотрения нечёткой логики.
Парадоксы в науке
Современные науки, использующие логику в качестве инструмента познания, нередко наталкиваются на теоретические противоречия либо на противоречия следствий из теории с вербализованными результатами опыта, эксперимента. Это бывает обусловлено логическими ошибками в построении суждений, несовершенством существующих в настоящее время научных методов или недостаточной точностью используемых в опытах инструментов, а также неадекватностью принятой идеализации, то есть неверной аксиоматизацией теорий.
Наличие парадокса стимулирует к новым исследованиям, более глубокому осмыслению теории, её «очевидных» постулатов и нередко приводит к полному её пересмотру.
Примерами парадоксов в науке могут служить Парадокс Рассела, Парадокс Банаха — Тарского, Парадокс Смейла, Парадокс Хаусдорфа, ЭПР-парадокс, Космологические парадоксы.
Парадоксы в искусстве
Парадокс как художественный приём
Парадоксальность — чрезвычайно распространённое качество, присущее произведениям самых разных жанров искусства. В силу своей необычности парадоксальные высказывания, названия, содержания произведений неизменно привлекают к себе внимание людей. Это широко используется в разговорном жанре, в театральном и цирковом искусствах, в живописи и фольклоре. Хороший оратор обязательно использует этот приём в своих выступлениях для поддержания живого интереса слушателей. Комизм большинства анекдотов заключается в описании необычной, оригинальной ситуации. Популярная детская «поэзия нелепостей» Льюиса Кэрролла и Корнея Чуковского также построена на этом художественном приёме.
Парадоксальны многие афоризмы известных мыслителей. Например, высказывания Вольтера: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью» или Ницше: «Нищих надобно удалять — неприятно давать им и неприятно не давать им», Фрумкера: «Мужчина от женщины отличается тем, что перед совершением ошибки он всё тщательно продумывает». Парадоксальностью отличаются и афоризмы Козьмы Пруткова, Бернарда Шоу.
Парадокс в музыке
В классической музыке «парадоксом» принято называть изысканные, странные произведения или фрагменты, отличающиеся от традиционного звучания.
Также «парадоксами» в древней Греции называли победителей в олимпийских состязаниях певцов и исполнителей инструментальной музыки[6].
Литература
Анисов А. М. Логика. Парадоксы. Наука. // Противоположности и парадоксы (методологический анализ). — М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2008. — С. 156—188. — ISBN 978-5-88373-116-6
Грязнов А. Ф. «Скептический парадокс» и пути его преодоления. // Вопросы философии. 1989. № 12. — С. 140—150.
Драгалина-Чёрная Е. Г. Путь к очевидности: парадокс и докса. // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) — С. 234—242.
Казаков А. Н., Якушев А. О. Логика-I. Парадоксология. — Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1998. — 320 с. — ISBN 5-7029-0274-2
Козлова М. С. Джон Уиздом. Концепция философских парадоксов. // История философии. № 1. — 1997. — С. 111—120.
Костюк В. Н. Парадоксы: логико-семантический анализ. // Системные исследования. Ежегодник-1979. — М., 1979. — С. 344—357.
Краснопольская А. П. Роль парадоксов в дискуссионных моделях образования. // Противоположности и парадоксы (методологический анализ). — С. 392—412.
Крушинский А. А. Парадоксы ГСЛ как рефлексия над спецификой китайского обобщения. // Противоположности и парадоксы (методологический анализ). — С. 205—215.
Майданов А. С. Коаны чань-буддизма как парадоксы // Противоположности и парадоксы (методологический анализ). — С. 318—353.
Новосёлов М. М. Аргументы от абстракции и парадоксы (интервальный подход). // Противоположности и парадоксы (методологический анализ). — С. 243—286.
Панфилов В. С. Парадоксы Дао дэ цзина. // Петербургское востоковедение: Альманах. Вып. 9. 1997. — С. 436—446.
Пигулевский В. О. Символ, пародия и парадокс в неклассической философии // Эстетические категории и искусство. Кишинев, 1989. С. 115—135.
Радлов Э. Л. Парадокс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Секей Г. Парадоксы в теории вероятностей и математической статистике / пер. с англ. В. В. Ульянова под ред. В. В. Сазонова. — М., 1990. — 240 с., ил.
Смирнова Е. Д. К вопросу об анализе семантических парадоксов // Вестник МГУ. Сер. 8. Философия. 1993. № 5. — С. 37—43.
Ханагов А. А. Существуют ли в формальной логике парадоксы? // Природа. 1978. № 10. С. 118—124.
Хлебалин А. В. Проблема основания и условия решения парадокса Крипке. // Философия: история и современность. 2004—2005. Сб. науч. тр. — Новосибирск; Омск, 2005. — С. 3—13.
Черепанов С. К. Основания и парадоксы: новый подход к решению проблемы логического обоснования математики. — Красноярск, 1995.
Чупахин И. Я. Теория понятия и парадоксы // Вестник Ленинградского университета. // Серия Экономика, философия, право. 1975. № 5. Вып. 1. — С. 55-63.
Шалак В. И. Против апорий // Противоположности и парадоксы (методологический анализ). — С. 189—204.
Butzenberger Klaus. Some general remarks on negation and paradox in Chinese logic // Journal of Chinese Philosophy 20: 313—347 (1993).
Chung-Ying Cheng. On Zen (Ch’an) Language and Zen Paradoxes // Journal of Chinese Philosophy. V. 1 (1973). P. 77—102.
Chen Bo (2014). Six Groups of Paradoxes in Ancient China From the Perspective of Comparative Philosophy. // Asian Philosophy 24 (4):363-392.
Свидетельство о публикации №225100900083