Прекрасные люди
Режиссёр Ксения Роменкова
«…иногда мы с вами разговариваем, точно кружево плетем… А вы видали, как кружево плетут? В душных комнатах, не двигаясь с места… Кружево – прекрасная вещь, но глоток свежей воды в жаркий день гораздо лучше».
(И. С. Тургенев. «Месяц в деревне»)
«Комедия в пяти действиях» — так охарактеризовал свою пьесу «Месяц в деревне» Иван Сергеевич Тургенев. Когда мы изучали эту пьесу в школе, учитель литературы устроила нам диспут на тему: «Комедия или драма?» Сторонники первого мнения горячо доказывали, что все произошедшее ужас как смешно. Действительно, приехал в имение молодой учитель, подружился с подопечным своим и юной воспитанницей жены хозяина… Змея сделал, фейерверки на пруду затеял… В общем, честно исполнял свои обязанности, и ни сном, ни духом не представлял, какие из-за него бушуют страсти!
«Я словно чуму занес в этот дом», — сокрушался Беляев, когда все открылось.
Смешно? Да ещё как!
Понятно, что и сторонники второго мнения не унимались. «Да какая же это комедия, — спорили они, — если в результате и Верочке жизнь испортили, и Ракитина в лучших чувствах обломали, и сама Наталья Петровна лишний раз убедилась, что время ее молодости ушло безвозвратно?»
Так спорили мы, ученики 9 «Б» класса, да так ни до чего и не доспорились. Может, потому, что термин «драмеди» тогда ещё не был изобретён?
Спектакль «Прекрасные люди», поставленный в МТЦ «Вишневый сад» по пьесе Тургенева — как раз драмеди, ибо сочетает абсурдность ситуации с глубокой печалью. И любите ли вы русскую классику в чистом, не переделанном виде, или нет — скучать вам точно не придётся…
Режиссёр Ксения Роменкова, как мне кажется, сознательно сократила втрое число действующих лиц в своём спектакле: ничего не должно отвлекать зрителей от «любовного четырёхугольника», в вершинах коего — воистину Прекрасные люди 40-х годов позапрошлого века.
Декорации спектакля, идущего в Малом зале МТЦ «Вишневый сад», достаточно просты и, в то же время, эффектны. На сцене — несколько стульев, гигантский воздушный змей, над хвостом которого в самой первой сцене трудятся двое молодых людей — учитель Алексей Николаевич Беляев и Верочка, воспитанница Натальи Петровны Ислаевой, жены хозяина прекрасного имения.
А ещё здесь есть огромные качели, на которые то и дело взбираются действующие лица постановки. Частое раскачивание явно подчёркивает нестабильность их положения. Здесь воплощено все: и «Скажите, что со мной?» Натальи Петровны, и бесшабашное трюкачество Беляева, и смешная (и вовремя прекращённая) попытка Михаила Александровича Ракитина повторить то же самое…
Музыка к спектаклю подобрана отлично. Ещё долго у меня в ушах будут звучать две композиции: известный всему миру вальс российского мультиинструменталиста Евгения Гринько и “Frenesie” («Исступление») гениального французского композитора Рене Обри, под которую свершают свой бег Беляев и Вера.
Совсем по-иному, медленно и грустно прогуливаются по саду Наталья Петровна и Ракитин. «Всего несколько лет», как выразился Михаил, отделяют их от прыгающей, хочущей, радующейся любому пустяку парочки Верочка-Беляев. Но нам, зрителям, легко увидеть правду: их разделяет целая вечность. Однообразие и скука сытой и безмятежной жизни старят так быстро, как ничто иное. Ракитин опутан любовью к Наталье, но его прежние мечтания о превращении их дружбы в нечто более существенное уже испарились. Не желая отказываться от «сладкой отравы», Михаил продолжает приезжать в имение Ислаева, то согреваясь редкими лучиками солнца, даруемыми ему возлюбленной, то становясь жертвой ее плохого настроения.
Наталья, в свою очередь, безумно, до скрежета зубовного, скучает. Муж ее постоянно занят работой по усовершенствованию хозяйства и получению ещё большего дохода. Ракитин, если уж быть совсем честной, поднадоел ей тем, что всегда и во всем с нею соглашается и (о, ужас!) ещё «ни разу не заставил ее заплакать».
Валентина Емельянова — самая любимая моя актриса в МТЦ «Вишневый сад». И я рада была увидеть ее в роли такой многогранной, непредсказуемой и переменчивой Натальи Петровны. А ещё — ужасно страстной — настолько, что героиня наша сама пугается того, что может натворить под влиянием неожиданно вспыхнувшей любви к молодому учителю ее сына.
Только ли скука стала сему причиной? А может, это был тот самый «глоток свежей воды» — взамен пыльному и душному «плетению кружев»? Как бы то ни было, мне было очень жаль эту красивую и умную женщину, коей суждено было испытать не только величайшее в своей жизни смятение чувств, но и ненависть к самой себе, готовой сломать жизнь Верочки только потому, что она увидела в ней возможную соперницу.
В своих глазах Наталья столь низко пала, что уже не могла принадлежать к обществу столь чтимых ею Прекрасных людей. А для неё это очень страшно.
Браво, Валентина Емельянова, вам прекрасно удалась эта роль!
Михаил Александрович Ракитин в исполнении артиста Тимофея Якомульского получился, на мой взгляд, значительно сильнее и тверже характером, чем это описано у Тургенева. ПризнАюсь, это пришлось мне по душе: Ракитин из пьесы «Месяц в деревне» ужас как раздражал меня именно своей бесхребетностью…
А в спектакле он , хоть и влюблён безумно в Наталью Петровну, но о гордости своей забывать не желает. И это прекрасно.
Особенно запомнилась мне сцена, когда Михаил Александрович с прямо-таки царственной гордостью принимает из рук Беляева ослабевшую Наталью Петровну, чтобы отнести ее в кабинет к мужу. И выглядит он в этот момент отнюдь не побеждённым!
Роль милой юной Верочки очень ярко исполнила актриса Мария Ильякова. Кто из зрителей в этот вечер не любовался ее простотой, молодостью, радостью, вызванной красивым цветком, безоблачным небом или дуновением ветерка? По-моему, таких в зале не было вовсе!
Как радостно бежит она за летящим змеем, сделанным Беляевым; какие влюблённые взоры бросает на молодого учителя!
Не удивительно, что даже пребывая в расстройстве разума и смятении чувств, Наталья Петровна поняла, что подло предала чистое и нежное существо. И это предательство за пару часов превратило наивную Веру в смелую женщину, готовую защищать себя и свою любовь. Браво, Мария Ильякова!
И наконец, персонаж, из-за которого, собственно, весь этот сыр-бор и начался… Молодой учитель Алексей Николаевич Беляев, чью роль исполнил харизматичный артист Георгий Марченко — необыкновенно хорош. В детстве нашим героем, по его собственным словам, «никто не занимался», а посему он избежал всех «прелестей» давления со стороны воспитателей и гувернеров. И сохранил ту милую непосредственность, пылкость, искренность суждений, кои так привлекли и Верочку, и Наталью Петровну, и маленького Колю, и даже служанку Катю (двое последних в данном спектакле во плоти отсутствуют).
Очень интересно наблюдать, как меняется поведение Беляева, когда Наталья Петровна делает попытку с ним «сблизиться». Поначалу он жутко робеет, не зная, о чем вообще разговаривать с этой надушенной барынькой. Но по мере того, как Наталья Петровна раскрывает ему свою душу, в глазах молодого учителя появляется азарт. Прочь стеснение, сомнения и робость: раз уж так получилось — почему бы не рискнуть?
Но отрезвление наступает так же быстро, как предшествовавшее ему «опьянение». Не в последнюю очередь сыграли здесь и серьёзное предупреждение Ракитина о коварстве женщин, и поведение «барыни», явно не вполне понимающей, чего именно ждёт и от Беляева, и от себя самой.
И вот Алексей Николаевич, теперь уже не весёлый, а очень даже серьёзный, прокрутив в мозгу все минусы дальнейшего проживания в этом доме, решает бежать отсюда — от греха подальше.
Недавний рассказ Верочки о белке оказался пророческим. «Белка» свалилась с вершины дерева, но напрасно лязгал зубами «Трезорка»: она убежала... Уж больно не хотелось ей, белке, исполнять роль живой игрушки…
А нам, зрителям, горячо аплодирующим четырём талантливым артистам, только и остаётся, что гадать, как сложится в дальнейшем судьба персонажей спектакля.
«Мы с вами обязательно встретимся», — эти слова Беляева, обращенные к Верочке, были сказаны, скорее всего, для ее успокоения. Ну а если все-таки встретятся они лет этак через пять — так и что? «Но я другому отдана…» — вот что их ожидает.
Наталья Петровна, конечно, погрустит и подосадует некоторое время, а потом вернётся к своей спокойной праздной жизни. «Гроза по имени Беляев» миновала, и теперь всё должно прийти в норму.
Вернётся ли в усадьбу Ракитин? Что-то мне подсказывает, что да: ну хотя бы для того, чтобы «навестить друга», мужа Натальи, да посмотреть, как работают его новые «сеялки-веялки».
Не скоро, не сразу, но приедет он обязательно. И там его встретят как родного. А разве могут поступить иначе эти воистину Прекрасные люди по отношению к другому Прекрасному человеку?
Свидетельство о публикации №225100900956