Просто, Природа - 2

           Город не деревня, а деревня не город.
     Природа окружает нас везде и всюду. Пусто место не бывает. Вопрос в том, способны ли мы видеть её. Впустить в мысли свои человек, родившийся среди природы и, по воле Судьбы, живущий в городе, скучает по своей малой Родине и всё, что напоминает о ней, воспринимает, как тёплое воспоминание о матери. Выходцы из сёл и деревень на порядок выше, в смысле душевности, чем те, кто с рождения ходили по асфальтом покрытым дорожкам. Любая травинка, выросшая там, где веками над этой землёй были только ветер, дождь и солнце, но теперь захваченная в каменные объятья городом, напоминает человеку, видевшую вольную волю полей и лугов, накрывает задумчивыми воспоминаниями, уносит туда, в давно минувшие годы.
     Берёзы и ромашки – вот они символы русской души. Но у каждого человека они свои. Дикорастущий клевер, донник, колокольчики и разное разнотравье с ромашковыми открытыми личиками, сливаются в сплошное разноцветье. Словно высокая радуга, уронила краски и иссякла. «Летний день – как год», - говорила моя мама, но и он устало клонится к вечеру. И тогда заходящее солнце посылает косые лучи, стелющиеся по земле, все краски разноцветья меркнут. Над всем разнотравьем выделяются только детские личики ромашек. Вот такое оно таинство природы. И тут есть о чём подумать. Скромность и чистота всегда проявляет себя, когда придёт Богом данная минута. Шумное бахвальство превратится в ничто. Останется Чистота, настоянная на Доброте. Об этом всегда помнили старые люди. Современные люди, которые оказались на склоне лет, среди шума и телевизионной трескотни, должны помнить о главном предназначении своего возраста – нести в мир чистоту. Пусть не словом, а хотя бы незамутнённым завистью взглядом, скромной ромашковой чистоты.

                ***

     Не знаю, может не все так думают, но в последние годы, о чём бы ни подумала, следующая мысль за ней со знаком вопроса: «А где начало этой мысли?» Понятно, что начало затерялось в Детстве Золотом, когда всё было ново и прекрасно. И тут уже, что память скажет. Сумеет ли она найти начало, то самое, малое. Ведь даже у самых больших рек есть свои истоки. А появившаяся мысль дополняется разными житейскими событиями, красками…
     Так, вот, о красках. Забыть это невозможно. Сколько лет я пыталась понять: какого цвета солнце? Никак мне это не удавалось. Понимала, что солнце за облаком или за кисейным пологом тумана, это не настоящий его цвет. И было обидно, что у каждого, порой даже пустякового предмета, есть своё лицо, свой цвет, а солнце слепит глаза, и скрывая свой цвет и даже очертания. Каких только попыток я ни предпринимала – всё тщетно. Старые люди советуют, если не знаешь где то место, которое ты ищешь, попытайся хотя бы узнать – в каком направлении идти. Не можешь смотреть на само солнце, посмотри на то место, куда солнце посылает свои лучи. А на что смотрит солнце, без особого труда можно понять, когда собирается оно на покой.
     Предвечернее солнце самое щедрое. Лучи его волшебную силу имеют. Нет, оно не раскрывает предметы, а только усиливает естественные цвета.

                ***
     «До понимания красоты надо ещё дорасти». Это я сейчас так говорю. Но я, и наверное многие подобно мне, думают иначе. Чего бы взгляд не коснулся, во всём, при желании, можно найти то, что согрело бы душу. В первую очередь – это растения. А то, что растёт, обязательно цветёт. Многие считают, что во время цветения любое дерево или даже травинка – самое красивое. Именно цветы украшают его. Для меня понадобились годы наблюдений, чтоб понять очевидное.
     Начну с простого. В доме, где я росла, с моими желаниями не больно-то считались.  Но иногда, если мои желания совпадали с желанием родителей, то был повод порадоваться этому событию. Одно из событий в нашей сельской жизни, это целая неделя праздника, когда возле каждого дома цвела сирень. Возле моей хаты сирень цвела вдоль всего каменного забора. Из всех щелей между камнями росли тоненькие прутики. Когда на них расцветали тяжёлые гроздья цветов, то на нашей улице был настоящий праздник. Что греха таить, ломали сирень и без нашего согласия. И это для меня было самым обидным. Прямо до слёз доходило. Но, однажды, когда меня послали воды принести с колодца, и я вернулась заплаканная, мама сама пошла, уже со стороны огорода, где цвела самая красивая сирень, чтоб наломать букет. Мама ломала для своего букета, а я для своего. В нашем доме вазы для цветов и в помине не было. Хорошо если бабушка позволит взять щербатую крынку. В этот раз крынка досталась маме, а я довольна была тоже надколотой двухлитровой банкой.
     Букеты мы поставили в нежилой комнате, на длинный стол. Мы, обе, притихшие сели на скамейку и какое-то время, молча, сидели, любовались цветами. Потом стали обсуждать, какой у кого букет получился. Конечно же, я свой букет посчитала лучше. Мама только пожала плечами. В моём букете были только цветы, все листья я оборвала. Говорят же «букет цветов», вот я так и сделала. В мамином букете были веточки, на которых росли только листики. На мой вопрос мама не нашла больше слов. Хватило одного: - Красиво. Никто и никогда ничего мне не втолковывал, что такое красиво. Мои односельчане и слов таких не знали. Просто, природа дала тебе глаза, а до ума ты доходи сама. Нет, если нужно было сделать какую-то работу, то мне объясняли, как и почему надо было делать. Но букеты не едят, так что тут родительского наставления, вроде как и не требовалось. (Теперь я уже так не думаю…) В тот самый день у меня был повод задуматься: какая она, настоящая красота? А поскольку я стеснялась у других людей расспрашивать, то моё познание красоты растянулось на все мои, Богом отпущенные дни и годы. Как знать, может так оно и лучше. Каждый раз мои маленькие открытия перерастали в мой маленький праздник.
     Когда я стала хозяйкой в своём доме, то в нём появились цветы и самые разные вазы для них. Но, дожив до преклонных лет, я стала дорожить всем тем видом, который подарила нам природа. Не только листья своей формой меня умиляют, но даже кора на старых деревьях притягивала мой взор и заставляла о многом думать.
     Что касается букетов, то я чаще всего выбирала для них вазу из стекла и без узоров. Чтоб были видны стебли этих самых цветов, маленькие пузырьки воздуха на них. В других вазах цветы мне стали казаться, вроде как люди, которые видны только выше пояса… Вот и выходит, что познание красоты – это важно и даже очень важно в мировоззренческом плане развития человека. А может быть даже первое из первых. Желание жить среди красоты и есть стремление к лучшему…

                ***


Рецензии