Василий Лебедев. Во главе сыска в Москве и Империи

"Последние герои Империи"

Во главе сыска в Москве и Империи. Начало.

В марте текущего года исполнилось 150 лет со дня рождения Василия
Ивановича Лебедева – известного российского криминалиста начала ХХ века, одного из организаторов сыскной полиции Российской империи и первого ее руководителя, инициатора внедрения научных методов в деятельность полицейских учреждений, служебного собаководства и «летучих отрядов», автора научных трудов по криминалистике и сыскологии, многочисленных ведомственных нормативно-правовых актов. К сожалению, долгое время в научной литературе, а также в энциклопедических изданиях (в том числе и криминалистических) биографические сведения о В. И. Лебедеве отсутствовали. Впервые краткие сведения о нем появились лишь в начале XXI века (1). Поэтому главная цель автора – на основании архивных документов и новых литературных источников более подробно осветить жизненный путь и творческую деятельность человека, который стоял у истоков российской криминалистики и сделал весомый вклад в развитие отечественной науки сыскологии (2).

Будущий статский советник (этот ранг соответствовал воинскому званию
генерал-майора) Василий Иванович Лебедев родился 8 марта (23 февраля) 1868 года в Москве (3). . Родители мечтали видеть сына военным и поэтому неслучайно, что после окончания гимназии, в августе 1884 года, 16-летний юноша был зачислен воспитанником военной семинарии. Годом позже он получил назначение для прохождения дальнейшей службы в 47-й пехотный Украинский полк. Вскоре его откомандировали для прохождения обучения в Киевское пехотное юнкерское училище, которое он закончил через два года по второму разряду, получив воинское звание подпрапорщика.

По возвращении в полк молодой офицер на протяжении почти шести лет
тянул нелегкую, как ему казалось, военную лямку. Впоследствии он понял, что военная карьера не явится его призванием и решил оставить службу. В сентябре 1893 года поручик Лебедев, на основании поданного им рапорта, был уволен в запас.

Дальнейшую свою судьбу бывший военный решил связать с полицейской
службой и 16 октября того же года был зачислен в штат Московской городской полиции на должность младшего помощника пристава 2-го участка Сущевской части г. Москвы. Через два месяца Лебедев уже состоял старшим помощником пристава, а с января 1894 года – исполняющим дел участкового пристава. Василий Иванович зарекомендовал себя опытным сыщиком, грамотным, инициативным и требовательным руководителем - организатором. В феврале 1903 года его назначают начальником Московской сыскной полиции, хотя фактически он ею руководил с февраля 1900 года, исполняя обязанности начальника (4).
.
В качестве руководителя сыскной полиции «второй столицы» Лебедев в 1903 году посетил Лондон, Париж, Вену, Берлин и Дрезден, где ознакомился с постановкой розыскного дела в европейских столицах, собрал и привез с собой богатый материал: многочисленные фотографии, образцы регистрационных бланков, книг, инструкций и т.п.

После этих поездок в Москве была проведена реорганизация сыскной полиции по западноевропейскому образцу. В первую очередь, это коснулось уголовнорегистрационных учетов сыскного отделения и его архива. Подчеркивая важность в розыскном деле архива, В.И. Лебедев отмечал, что основу розыскной деятельности составляет архив накопленных материалов о преступлениях и преступниках, который должен быть устроен таким образом, чтобы добытые розыском, дознаниями и другими разнообразными путями сведения должны храниться в нем в виде оригиналов бумаг или копий с них. Они должны быть сгруппированы в такую систему, чтобы будущие новые сотрудники розыска смогли быстро найти эту информацию и использовать ее. Оставленный же предшественником Лебедева архив находился в запущенном, хаотическом состоянии. Архивные дела представляли собой кучу сваленных канцелярских бумаг, хранившихся на грязных и развалившихся полках. Более того, за целое десятилетие (с 1890 по 1900 гг.) большинство дел состояли только из обложки с названием. Внутри находился либо один листок с отметкой о направлении дела по подсудности, или совсем ничего не было.

Новому руководителю сыскной полиции пришлось фактически сначала создавать архив. Для пополнения информации за прошедшие годы он собрал архивный материал из всех производств и дознаний уголовного характера, основываясь на еженедельных докладах и отчетах своих подчиненных о раскрытии «выдающихся» дел и о деятельности сыскной полиции в целом. После реорганизации архив сыскного отделения состоял из дел новых составленных материалов, а так же старых бумаг и дел, которые уцелели. Они были сгруппированы по годам и находились в специальных шкафах. Для их хранения были выделены три отдельные комнаты, вход в которые имели право только определенные лица.

Василию Ивановичу пришлось решать вопрос и с вещественными
доказательствами, которых в Московской сыскной полиции за 20 лет ее
существования (была создана в 1881 году), накопилась значительное количество. Среди вещественных доказательств по уголовным делам были: золото, бриллианты, другие драгоценности, а также малоценные и громоздкие вещи и предметы. По инициативе Лебедева в 1901 году все это имущество было разобрано и большая его часть продана с публичных торгов. В архиве сыскного отделения остались только вещественные доказательства с текущих уголовных дел.

Значительные изменения претерпело весьма важное структурное
подразделение сыскного отделения – «Стол о судимостях», куда ежедневно
доставлялись лица, задержанные в разных местах Москвы за совершение уголовных преступлений или «по сомнению в личности». До 1900 года это была большая грязная комната, отделенная стеной с окном от второй комнаты, в которую с улицы приводили сотни людей. В помещении всегда стоял шум и беспорядок, задержанные часами ждали своей очереди и нередко вместе с конвойными служителями располагались прямо на полу. Полицейский надзиратель сыскного отделения, наводил справки, выкрикивал фамилию задержанного, который подходил к окну, где его опрашивал сыскной агент, выясняя биографические данные, судимость и т.п. Сведения о судимости проверялись по листкам смотрителев Полицейских домов, Сенатских ведомостей и розыскных листков.

В 1900 году это помещение было перестроено и в нем появилась приемная для лиц, которые вызывались чиновниками сыскного отделения. Для задержанных и «Стола судимости» отводилось отдельное помещение, изолированное от улицы, состоящее из трех комнат, более обширных, теплых и чистых. Вместе с антропометрическим кабинетом и реформированным «Столом судимости» оно образовало особое «Справочное и измерительное отделение» с усиленным штатом служащих и полицейских надзирателем во главе.

Подверглись реорганизации и листки сведений о судимости, которые были
приведены в систематическй порядок, рассортированы по возрасту и полу. Были уничтожены достаточно громоздкие «дуги», на которых они размещались. Вместо них все листки о судимости разместили в шкафу с выдвижными ящиками.

Относительно задержанных, то они доставлялись в измерительное и
справочное отделния из участковых управлений, канцелярии градоначальника, от судебных следователей, мировых судей и непосредственно задержанные сыскной полицией. Теперь порядок «отработки» задержанных выглядел следующим образом: 1) в отношении каждого из них наводились справки о судимости; 2) фамилия задержанного лица заносилась в листок в алфавитном порядке. Если лицо ранее не привлекалось к судебной ответственности, ему выдавалась об этом справка. Наиболее опасных преступников, подозреваемых в убивствах, грабежах, кражах, обмеривали, фотографировали и дактилоскопировали. Вся эта процедура, по сравнению с прежним порядком, длилась сравнительно недолго: на каждую прибывшую партию уходило в среднем около часа.

В 1902 году при сыскной полиции была создана специальная часть, которая
ведала справками о лицах, нанимавшихся на работу в различные конторы и
домашнюю прислугу.

По инициативе В. И. Лебедева состоялась реконструкция не только отдельных комнат, но и всего помещения сыскного отделения в целом. Были проведены электрическое освещение, водопровод, система электрических звонков, установлены три клозета с умывальниками, пожарные краны, организована внутренняя телефонная связь, связь с фотографией, антропометрическим кабинетом, канцелярией и кабинетом начальника .

Значительное внимание уделял Василий Иванович работе фотографического
отдела, существовавшего в московской сыскной полиции с первых дней ее
основания. Согласно инструкции, разработанной Лебедевым, фотограф вместе со своими помощниками должен был фотографировать: 1) всех лиц, доставленных в антропометрический кабинет, изготавливая фотографии в трех экземплярах на каждого; 2) мертвые тела всех убитых и неизвестных, обнаруженных в Москве; 3) места, следы преступлений и вещественные доказательства по личным указаниям начальника сыскного отделения. Также в обязанности фотографа входило увеличивать и делать копии с других фотографий и рисунков в розыскных целях и изготавливать копии по требованию судебных властей (за их счет) (5).

Фото:
- Лебедев Василий Иванович;
- Стол личного задержания.

Продолжение следует.

Примечания:
1. Незабытые могилы. Русское Зарубежье: некрологи. 1917–1999. – Т. 4 / сост. В. Н. Чуваков. – М., 2004; Колдаев В. Н. Из истории практической криминалистики в России. – М., 2005. – С. 370;
Чисніков В. М. Перший керівник кримінальної поліції Російської імперії // Юрид. вісник України. – 2008. – 8–14 березня (№ 10); Его же. К 140-летию со дня рождения видного деятеля уголовного сыска Российской империи В. И. Лебедева // Оперативник (сыщик). – 2008. – 2 (15). – С. 37–38; Его же. Лебедєв Василь Іванович // Міжнародна поліцейська енциклопедія. – Т. V. Кримінальнопроцесуальна та криміналістична діяльність поліцейських організацій. – К., 2009. – С. 432; Российское зарубежье во Франции. 1919–2000. Биограф. словарь. В 3-х томах. Т. 2 (Л–Р). – М., 2010. – С. 32; Колпакиди А. Спецслужбы Рос. империи. Уникальная энциклопедия / А. Колпакиди, А. Север – М.: Яуза: Эксмо, 2010. – С. 188; Лебедєв Василь Іванович // Чисніков В.М. Видатні вчені криміналісти : історико-правове дослідження (друга пол. ХІХ – поч. ХХ ст.). Ч. 1. Навч. посібник / В. М. Чисніков, П. Д. Біленчук, О.О. Шульга. – Київ, 2011. – С. 32–34; Чисніков В. Головний сищик імперії (до 145-річчя народження В. І. Лебедєва) / В. Чисніков // Іменем закону. – 2013. –
18 квітня (№16).
2. О сыскологии см.: Шумилов А. Ю. Сыскология, как Наука о профессиональной сыскной деятельности: первое знакомство / А. Ю. Шумилов // Оперативник (сыщик). – 2007. – № 4. – С.16 – 18; Его же. Сыскология как новая юридическая наука о профессиональном сыске /
А. Ю. Шумилов // Наука і правоохорона. – 2008. – № 2. – С. 133–147; Чисников В. Н. Сыскология в Украине : период возникновения и становлення / В. Н. Чисников // Оперативник (сыщик). – 2012. – № 4. – С. 19–23.
3. 2 Государственный архив Российской Федерации (Далее: ГАРФ). – Ф. 102. – Оп. 295. – Д. 25. – Л.д. 27; Российское зарубежье во Франции. 1919–2000 гг. Биогр. словарь. В 3-х томах. Т. 2 (Л–Р). – М., 2010. – С. 32. Заметим, что российские исследователи В. М. Колдаев, А. И. Колпакиди и А. Север в
указанных работах ошибочно указывают год рождения В.И. Лебедева «1865». По всей вероятности, они позаимствовали эту дату из книги «Падение царского режима». – Т. VII. – М–Л, 1927. – С. 366.
4. ГАРФ – Ф. 102. – Оп. 295. – Д. 25. – Л.д. 28.
5. Колдаев В. М. Указ. работа. – С. 27 - 30.


Рецензии