В чем ошибся Игорь Северянин

Вот перед вами стихотворение "короля поэтов" Игоря Северянина. Прочтите его и найдете ошибку, которую он совершил. И не думайте, что вам легко удастся ее найти, но вы попробуйте, эту ошибку нельзя допускать, так как она носит принципиальный характер, она сразу указывает на смыслы произведения.

Все они говорят об одном
Игорь Северянин
            Сергею Васильевичу Рахманинову

Все они говорят об одном
Соловьи монастырского сада,
Как и все на земле соловьи,
Говорят, что одна есть отрада

И что эта отрада — в любви…
И цветы монастырского луга
С лаской, свойственной только цветам,
Говорят, что одна есть заслуга:

Прикоснуться к любимым устам…
Монастырского леса озера,
Переполненные голубым,
Говорят: нет лазурнее взора,
Как у тех, кто влюблен и любим…

1927 г.

Нашли вы эту ошибку?.. Полагаю, что нет. Вы будете даже раздражены, потому как стихотворение прекрасно написано, оно увлекает, оно вдохновляет, в нем ничего лишнего или недосказанного... О какой ошибке может тогда идти речь?.. А вот о какой. Вы помните как назвал свой роман Достоевский, который вызвал невероятный отклик, и который и по ныне входит в фокус обсуждения - "Преступление и наказание", а Толстой, помните название его эпопеи, которая до сих пор поражает своим масштабом и реалистичностью?.. "Война и мир"... Догадываетесь к чему я клоню?.. Я говорю о названиях. Без этих названий не было бы такого сильного звучания. Это как мощный аккорд в токкатах Баха, который заставляет сразу все откинуть и привлечь внимание.

К безусловно прекрасному стихотворению Игоря Северянина не хватает названия. Посмотрите какое серенькое, ничего особо не значащего поставлено; "Все они говорят об одном...". Понятно, оно несет свою смысловую нагрузку, объединяя все в любви. Но нам в названии нужен образ, нужен аккорд, а здесь что?.. Заурядное предложение, которые объясняет нам какую-то деталь. А между тем название лежит тут же, это название сразу заставляет запеть стихотворение, сразу настраивает нас на поэтический лад, сразу нас захватывает. И это название, на мой взгляд, должно быть таким: "Соловьи монастырского сада".


Рецензии
Очень спорное заявление, что Северянин в чём-то "ошибся". Право поэта-придавать значение названию или нет. Оставить безымянным или подписать первой/главной по сюжету строкой. В пример же приведена озаглавленная проза. Но и Лев Николаевич, пардон, не всегда заморачивался. Одно из названий его басни:<<как мужик убрал камень>>.Очень буквальное и неброское. А уж как Бах свои "фуга-токкаты" или "токка-фуги" называл... Самая известная какая?"Токката и фуга ре минор. Для органа". Это не мешает всему миру слушать и восхищаться, верно? Нравятся монастырские соловьи-да ради Бога. Причем для Северянина, что монастырские, что какие-то другие были равнозначны и "говорили об одном". Вместе с другими действующими образами, коим он отвёл по отдельной строфе. Ещё посетуйте, что он пресс-релиз не сделал перед публикацией. Тоже "большая ошибка". Привлек бы ещё больше читателей. И в завершении, если и задаваться спорными спорностями, то больше шансов придраться к:<<заслуженным прикосновениям>>. Тут можно углубиться в философию. Когда проявления чувств могут быть заслуженными. Или к смешению голубого и лазурного. Что утяжеляет восприятие для тех, кто представляет эти цвета. А они напорядок разнятся... Но, то что принципиально для одних, другим фиолетово. Как и с названием. Прекрасное стихотворение. С очень ярким противопоставлением.

Иван Дубынин   12.10.2025 01:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.