Смерть. 7. Юмор и кумиры
Слабое место людей в том, что они хотят определённости во всем, хотя, в глубине осознания они и понимают, что её нет в мире, где всё находится в постоянном движении. И многие люди стараются эту определённость создать с помощью самообмана. К примеру, пока ни сторонники теории эволюционизма, ни сторонники теории креационизма не предоставили никаких доказательств своих гипотез и очевидно то, что все это пока только предположения. Людям не нравится подобная неопределённость, потому они принимаются яростно убеждать окружающих в том, что бог есть или в том, что бога нет, ведь как-то неприятно жить в неопределённости. Не смотря на ожесточённые споры людей, неприятное ощущение незнания, как все устроено в мире в их осознании никуда не исчезает, но из-за тех же споров они отвергают очень много информации, которая в их теорию не вписывается, тем самым снижая интенсивность своей жизни.
Для полноты жизни не следует относиться ко всему слишком серьёзно. Юмор и ирония позволяют ко всему относиться критично и отстранённо, не превращаться в узника одной точки зрения. В Новом Завете есть предостережение о сотворении себе кумиров, но там не говорится, о самом верном средстве от сотворения для себя кумира, об иронии, о юморе и сатире, которые сокрушают любые святыни. На человека, который создал для себя некую святыню, серьёзные разумные доводы не действуют, потому что он не мыслит рационально, он на все реагирует сугубо эмоционально, потому что желание определённости иррационально, это неосознанная эмоциональная реакция на пугающую своей непонятностью действительность. Если разумные доводы верующими в святыню просто блокируются, вызывают агрессию и желание уничтожить оппонента, если не удаётся ему навязать свою веру, то несерьёзное ироничное отношение вызывает гнев только сначала.
Ирония и юмор ничего ни отрицают, ни утверждают, но искажают восприятие, вынуждают посмотреть на ситуацию ни сколько с другой точки зрения, сколько с иным отношением, в другом контексте. Да, сильная ирония у верующих тоже вызывает гнев и жажду крови оскверняющего святыню, но если ирония тонка, если пересмешник прикидывается дурачком, который согласен, и с энтузиазмом доводит эти утверждения до абсурда, то это у серьёзных напыщенных фанатиков выбивает почву из-под ног.
Как известно, ожидание неприятностей хуже, нежели сами неприятности. Так же и в отношении смерти, она не так страшна, когда она внезапна, когда страдания настолько сильны, что человек не способен сосредоточиться на ожидании смерти. И смерть страшна ни сколько болью, сколько неизвестностью, которая ждёт за ней. И чтобы этой пугающей неизвестности не было, люди начинают верить в какую-то жизнь после смерти или её отсутствие, во что угодно, только бы не эта неизвестность, неопределённость. Верят люди, исключительно в то, что им удобно и приятно, в желаемое. Но если относиться к этой неизвестности за порогом смерти с иронией, с юмором, если посмеяться над своим страхом перед неизвестностью, то можно будет не тратить энергию на защиту своих верований от сомнений.
В мире людей очень много зависит от наличия у людей энергии, а её много не у того, кто нашёл какой-то источник этой энергии вне себя самого, а тот, кто эту энергию тратит разумно, в основном на то, что даёт ему возможность получить больше энергии, чем было на это потрачено. Многие люди ведут себя так, будто у них просто неисчерпаемый источник энергии. Разумно ли всю свою энергию тратить на то, чтобы произвести впечатление на окружающих, посвятить этому всю свою жизнь? Герострату это так не казалось, чтобы его помнили тысячелетиями, он не задумываясь пожертвовал своей жизнью, поджог храм и был за это казнён. Это кажется нам безумием, но нам не кажется безумием, если какой-то слесарь много лет работал сверхурочно, отказывал себе буквально во всем, и в конце жизни купил дорогой автомобиль, и дело даже не в автомобиле, а в том, чтобы с помощью этого автомобиля произвести впечатление на знакомых, что-то им доказать.
Обычно, после достижения подобной цели люди вдруг понимают, что не стоило тратить жизнь на такую дребедень. Окружающие быстро забудут об их дорогом автомобиле и о них, да и выясняется, что их мнение не особо дорого стоит. Тем не менее, пока человек живёт одержимый этой целью, ему кажется, что он знает, зачем он живёт, и он ждёт не смерти, а достижения своей цели, которая ему кажется чем-то приятным.
Не все люди настолько упрощены, чтобы, работая слесарем, копить на дорогой автомобиль всю жизнь. Некоторые понимают, чтобы на серьёзных людей произвести впечатление, нужно не только быть обладателем какой-то роскоши, нужно ещё и самому кем-то стать. И большинство людей все же стремятся кем-то стать, чтобы произвести на кого-то впечатление, а не только что-то иметь.
Какой-то условный человек старательно просиживает в учебных заведениях штаны, зубрит, сдаёт, забывает, получает диплом, становится, юристом, к примеру, ненавидит свою работу, ничего в ней не понимает, плохо её делает и все ради того, чтобы явиться на вечер одноклассников и заявить, что работает юристом и раздать свои визитные карточки. А потом, когда уже этот господин лежит на смертном одре, он задумывается, на какую же ерунду он потратил свою жизнь, все своё время, свою энергию! Стоила ли того зависть одноклассников? Но он утешит себя тем, что по крайней мере цель его жизни была вполне определённой и жизнь не была сплошным ожиданием смерти.
Есть ещё один способ не ждать смерти в течении своей жизни - узнавать то, что интересно и в процессе этого что-то создавать, на базе того, что узнал. За подобными занятиями можно и забыть о своей смертности или отнестись к ней с юмором. Что обычно делают люди, когда им приходится несколько часов ждать транспорта? Сейчас, все проще, чем ранее, если есть интернет и смартфон, то ожидание будет не таким уж мучительным. А ранее, кому-то ожидание скрашивало печатное слово — книги, журналы, газеты, кто-то слушал радио или плеер, а кто-то лихорадочно искал себе партнёра, чтобы поиграть не в шахматы, так в шашки, но большинство всё-таки предпочитало карты и именно игры, где было больше элемента везения, где можно выиграть не особенно мудрствуя, а если ещё и играть не на интерес, а на деньги, то ожидание прекращалось и начиналась красочная жизнь.
Однако, часто у людей не было ни печатной продукции, ни каких-то игр под рукой во время ожиданий, и тогда они начинали общаться друг с другом, чтобы преобразовать ожидание в жизнь. Теоретически общение — это взаимовыгодный обмен информацией, но на практике большинство людей занято ни сколько обменом информацией, которая интересна или может пригодиться, а произведением друг на друга впечатления с целью самоутверждения, доминирования. Кто-то выставляет напоказ свои реальные достоинства, если такие имеются, или то, что он считает достоинствами, а кто-то приписывает себе то, чего у него нет. И за этой болтовней, время пролетает достаточно незаметно. И люди получают удовольствие в основном не от того, что они услышали от собеседников, а от того, что они им рассказали про себя, особенно если рассказанное не соответствовало действительности.
Ожидание поезда на какой-то глухой станции можно взять за жизнь в миниатюре. Рождаются люди и думают, как бы им скоротать время до смерти. И кто-то играет в игры, кто-то перед кем-то красуется хвастается и врёт, кто-то обложился книгами и умничает, глядя на всех с презрением и тоской, но в итоге все придут к одному и тому же, к смерти, как и ожидающие поезда одинаково сядут в него и уедут, как те, кто выиграл, проиграл, как те, кто на новых знакомых произвёл благоприятное и отталкивающее впечатление, как те, кто прочитал много научного в книгах, так и те, кто читал пошлую жёлтую прессу. Из этого следует, что нет особой разницы, чем человек занимается во время ожидания смерти или поезда, главное это то, что он чувствует во время этих занятий.
Если человеку скажут, что он всю жизнь будет чувствовать себя плохо, неудовлетворённо, будет делать то, что ему не нравится, но зато после его смерти общество будет почитать его, как святого, и помнить о нем очень долго, то ему едва ли захочется так жить, ему не нужна слава после смерти, он хочет ощутить её при жизни. Тот же Герострат не посвящал всю свою жизнь сожжению храма. Храм он поджигал не дольше, чем ощущал всеобщее внимание к себе во время казни. По этой причине практически нет людей, которые готовы быть святыми бесплатно, то есть тайно, когда об их муках никто не знает пока они живы. Если человек идёт на муки, то ему нужно почитание себя, как святого или героя, ему нужен какой-то результат.
Свидетельство о публикации №225101000973
