Бухта Желаний, урок литературы и душа эпохи
Природа – наше богатство. Наша гордость...
Но сейчас этот, никогда не надоедающий вид, отвлекает. Преодолев волнение, начинаю доклад. Лектор из меня неважный, но тут все – свои, такие же, как и я, «вечерники».
.. «Утопия» и «Антиутопия», – говорю, стараюсь увлечь слушателей, - это такие серьезные книги. Можно сказать, писания. Они могут быть большими или средними, написанные стихами или речью персонажей...
Я посматриваю в свою тетрадку. Предо мной – выпускной класс школы рабочей молодежи. Это взрослые люди до 40 лет, не успевшие вовремя получить образование. Кто поленился в юности, кому не позволили условия, а кого и отчислили из дневной школы. Теперь, вот, одумались, поняли ценность аттестата. (Без бумажки – ты букашка...) И сейчас днем трудятся, а вечерами, уставшие и голодные, приходят сюда подремать, протиснувшись животами в школьные парты.
Я моложе других, мне всего двадцать четыре.. Отслужил в армии, работаю слесарем... Хочу освежить знания и подготовиться, куда двигаться дальше. Две мои прошлые попытки завоевать мир закончились неудачей...
А темы лекций нам предложил учитель. За хорошую отметку, конечно. Почему я выбрал эту тему, не знаю. Сейчас для меня главное – не дать уснуть одноклассникам... Но как это сделать?
- Главное в этих книгах – идеи. Всякая философия. «Утопии» описывают вымышленное место, на Земле или на другой планете. Где люди, наконец, построили идеальное общество. Там, где царит благоденствие, справедливость. А жители преодолели плохие черты. Ну, и конечно, там описаны всякие технологические штуки, вроде звездолетов, телепатии... И никто не болеет. Все красивы душой и телом...
Я стараюсь удержать внимание класса. В какой-то мере, играю роль ироничного мудреца. Но и сам к своему образу отношусь с иронией. Класс это видит, понимает. Зато, не спят...
- А вот, «Антиутопии» – картины наоборот. Чернуха, негатив. Здесь - серость, мрак и ненависть... Люди убивают друг друга и поедают крыс. Или превращаются в зомби. Все это закономерный, как пишут авторы, итог нашей глупости и жадности. Преодолеть в себе зверское – невозможно. И сегодня такое чтиво в моде. Пишут все проще, почти - комиксы. Без принципов.
Где расположены эти выдуманные страны? Первые «утописты» рисовали свои фантазии на далеких островах. Как например, Томас Мор («Утопия»), Кампанелла («Город Солнца») или Бэкон («Новая Атлантида»). Это понятно. Средневековье, - времена путешествий, географических открытий. Вот и находили писатели-мореходы свои чудесные «америки»... Там, где уважают друг друга, честно работают и берут от жизни только необходимое...
Позже, писатели прозрели, - на современной Земле, - такое не найти. И стали сочинять о путешествиях в Будущее...
Чтобы оживить лекцию, показываю книжки из своей домашней библиотеки. В первую очередь, фантастическую повесть В. Одоевского, написанную еще в 1835 году. Подумать только! Еще живы были Пушкин, Лермонтов, а Гоголь только начинал свои «Мертвые души»...
В книге Одоевского, герой, погрузившись в летаргический сон, пробуждается через тысячи лет в идеальном обществе на территории России. Американцы к тому времени одичали, китайцы отстали, а русские стали самым просвещенным народом. Здесь тебе и город хрустальных крыш. Здесь не лгут, а пьют только напитки, сделанные из воздуха. Не из спирта. А «Министерство примирений» обязано не допускать даже легких ссор...
Другая возможность попасть в утопическую страну – это путешествия в параллельные миры. Г. Уэллс («Люди как боги», 1928 г.) отправляет своих англичан в инопланетную цивилизацию. Каким образом? А случайно угодив в пространственно-временной портал. Ехали они на машине отдыхать, вдруг – бац! – и оказались в идеальном обществе. Потом, через этот же канал, прекрасные люди выдворят вредных гостей назад, в свою капиталистическую Англию.
Современные авторы сейчас вовсю используют тему таких «попаданцев». Завлекают, смешат... Переписывают друг у друга, сочиняя новые имена и события. Это, так называемая массовая, попсовая литература...
Ну, а серьезные утопии закончились с эпохой социализма. Тогда еще писали про идеалы, про славное Будущее. Например, братья Стругацкие («Полдень, 22 век»). Коммунистическое общество на Земле... Мир знаний, труда, свободы...
Прекрасна Земля у Ивана Ефремова («Туманность Андромеды»). Здесь живут отличные люди, готовые к дружбе, любви. Народы живут одной семьей, идеальный климат, а человек устремлен к звездам. Эти люди готовы к контакту с инопланетянами...
Современные сочинители изображают в своих фэнтези лишь войны рогатых монстров за вселенское господство. Сегодня стыдно писать о светлом... Не покупают такие книги. Время «неодухотворения», «недобра».
А вот, «Антиутопии» – продаются. В тех боевиках писатели уверяют, - исправить человека нельзя. Чтобы не врал, не крал, а творчески рос и трудился на благо общества.
Я смотрю на своих одноклассником с сочувствием. Им труднее, чем мне. Докладчик – на ногах, в особом режиме. Стоя – не уснешь. А сидящим приходиться изображать интерес... В классе тепло, многих клонит ко сну. Некоторые уже жуют, шурша кульками под партами.
В вечерней школе места в классе не закреплены. Садимся на свободные парты. Самые голодные, обычно, занимают последний ряд. Там можно и выпить втихаря, и закусить. Вот и сейчас запахло. Я начинаю торопиться.
...Оруэлл, в своей книге «Скотный двор», показал, как животные взбунтовались и захватили у хозяина ферму. Эксплуатировал он их, плохо кормил. Да ничего не вышло, свинья осталась свиньей. Мне не понравилось. Грубо как-то. И – никаких надежд...
Уэллс тоже затронул тему революции и эволюции. Он был против переворотов, считая, что к социализму надо дорасти, развивая сознание. Не классовая война, а – обучение и воспитание... Вроде, - дай людям райский сад преждевременно, так - они все изгадят.
- А, знаете, - включается в разговор «литераторша» Белла Леонидовна. – Черты утопий восходят еще к мифам. Уже Платон создал свой труд «Государство». В его идеальном обществе каждый работал по способностям... Руководили жизнью философы. И, главное, понимали, идеальное государство прежде всего – в себе самом. С себя надо начинать... В платоновской Атлантиде этого не поняли. И райский остров был наказан Зевсом за алчность и гордыню.
Да и тема восставших животных не нова. Еще в 19 веке русский историк Костомаров написал сказочную повесть «Скотской бунт». Там революцию затеяли быки и лошади, а первыми плодами воспользовались свиньи, - разорили цветник. Но, без человека звери не смогли кормиться и возвратились в стойла.
Белла пустилась в рассуждения. Мы слушаем ее, поглядывая в окна. Корабли уже расцветили темноту бухты якорными огнями. Здесь суда прячутся от шторма, да и просто заходят переночевать. Вид, бесспорно, красивый. Да и эти гудки, - тоже разного тембра и протяженности – создают особую атмосферу. Говорят, дно бухты сильно засорено – чего туда только не сбрасывают! Но денег нет на очистку... Капиталистам этого не надо...
- Тема утопий и антиутопий критикой освоена. Десятки диссертаций, большой список книг... Ну, а вы, сами - какой вывод сделали? Своими словами...
- Думаю, обе темы нужны. Идеалисты дают надежду, путеводную звезду. Они убеждают, - надо двигаться, работать над собой. Скептики, наоборот, – усмехаются. Тысячи лет, мол, прошли - а только новые орудия убийства появились... Да, ведь, без цели нельзя! Мы - не животные.
- Что же, - говорит литераторша. – Неплохо. А Платонова читали?
- Ну, «Реку Потудань» ... Прочел после фильма «Одинокий голос человека». Также, смотрел «Родина электричества». Читал и повесть «Котлован»... А вот «Чевенгур»- не осилил.
- Это трудная книга. У Платонова - мечты и тоска о несбыточном сплетены... Как он принял революцию! Горячо, восторженно. Ему казалось, мир – изменится! Новые звездные потоки озарят Землю. И что же он видит через десять лет? У власти – далеко не лучшие. В городах – карьеристы, приспособленцы. В деревнях – голод. А рабочие как рыли котлованы, так и роют. Но теперь – за идею светлого будущего.
Разочарование было горьким. Это реакция, боль души. Нельзя было ТАК верить, ТАК влюбляться... А другие поэты?
«...Мы разливом второго потопа
перемоем миров города!»
(Маяковский).
Или:
«...Мировой пожар в крови –
Господи, благослови!»
(Блок)
А вот Есенин в «Стране негодяев»:
«...Я верил...я горел...
Я шел с революцией,
Я думал, что братство не мечта и не сон,
Что все во единое море сольются –
Все сонмы народов,
И рас, и племен.
Пустая забава. Одни разговоры!
Ну что же? Ну что мы взяли взамен?
Пришли те же жулики, те же воры
И вместе с революцией
Всех взяли в плен...»
Конечно, эти слова произнес не сам автор, а его персонаж, анархист. И, все же... Что касается современных писателей - их много. Но мне не хватает в них личностей. И ... - души эпохи. Да и есть ли она?
Я стою у классной доски, замечая, как на последней парте уже задремали Борзов и Серегин, а Мельникова, хоть и не спит, но полностью отключилась от лекции... Она недавно родила и думает о ребенке...
С бухты доносятся предупредительные судовые гудки. Мы уже знаем, где «ухает» траулер, а где тревожная сирена подводной лодки. На том берегу, за мысом прячется их целая флотилия. В детстве многие хотели попасть туда, на запретную территорию. Есть там и старый маяк с прожектором... Я получил свою пятерку за доклад и думаю почитать Платонова. Ведь я же, - рабочий!
Возвращаюсь, воодушевленный своим выступлением. Конечно, можно и лучше. Многое не высказал, особенно про антиутопии.
Думаю, зря авторы отвергают социализм. И жутко его извращают. Например, идею равенства. Изображают социалистическое общество как толпу одинаковых баранов, лишенных личностных черт. Нет имен (одни номера), нет мыслей, чувств... Одна и та же одежда, еда, одни удовольствия в одинаковых сотах. Нет семей, любви... Все общее, усредненное.
В таких антиутопиях – тотальное равенство бессердечных роботов. Руководит рабами диктатор, которого боятся и почитают. И, как обычно, находится недобитый чудак, который сомневается и поднимает бучу. Но, вскоре, и он гибнет как личность в результате лоботомии...
Все это, понятно, – мультики. Ведь говоря о равенстве, социалисты подразумевают равенство всех перед законом. А не всеобщую формальную уравниловку.
Да, нельзя слепо верить фантазиям сквозь розовые очки. Но, также, нельзя жить с пустой душой, без светлых целей. Пусть будут разные книги. Не надо ни навязывать, ни запрещать! Но и не прогибаться под обывателя. Все же, человека поднимать надо за уши... А не строчить за «бабло».
Я бы хотел написать о давлении толпы на личность. Точней – о массовой культуре. Что меня раздражает – так это попсовые программы по телеку, попсовые песни, кинофильмы, попсовые книги. Везде это угождение толпе.
Постепенно, мысли мои перетекли на себя, на свой жизненный путь. Плохо умею рассчитывать, планировать. Не наделать бы ошибок, как прежде. Пора бы уже видеть личную дорогу.
Хотя, нет, со мной - природа нашего края. И эта бухта Желаний, наполненная корабельными огнями, что приютила рыбаков, не склонных к сантиментам. Во всяком случае, красота острова не сделала их мягче. Грубы эти временщики, пьют и дерутся как звери.
Да, бухта красива. Но нет в ней ночной умиротворенности, пряного томления юга. Все тот же океанический ветер и запах своенравной природы. Все та же тревожная нота слышна в музыке оркестра. Не дает она расслабления. Не зря наш остров зовется Изменчивым...
Возвращаюсь домой поздно. Тихо открываю дверь и на цыпочках – в свою комнату. Завтра мне снова на работу, в свой цех, где я делаю трубы вентиляции для института вулканологии.
Свидетельство о публикации №225101101289