Интервью с...
(Из немецких газет. Сокр.пер. с нем. Е. Дроздова)
Справка. Даниэль Донской родился в Москве в 1990г. Стал артистом. Снимался за границей. Недавно вышел его первый роман.
Вопрос: Ваш талант многогранен: артист, музыкант, писатель. Но Вы всегда остаётесь евреем. Это нервирует?
Ответ: если что-то и нервирует так это то, что я как еврей должен постоянно комментировать политику Израиля. Да, я - еврейский артист, я этого не скрываю. Но я намного больше этого. К счастью я могу сам решать, когда мне высказываться, а когда нет.
В.: и тем не менее, Вы как многие другие евреи знаете, что Вас часто делают ответственным за действия государства Израиль.
О.: сегодня если какой-нибудь еврей сильно критикует Израиль, то он получает одобрение общества. Но я не выступаю в этой роли. Я не хочу,чтобы меня использовали как "полезного идиота". Вспоминается хороший анекдот: у барной стойки встречаются два еврея. Один сионист, а другой антисионист. И что они видят на прилавке? "Евреям вход запрещен".
В.: Вы жили в Берлине, Тель Авиве, в Лондоне и в других местах. Где Вы как еврей чувствовали себя наиболее комфортно?
О.: лучше всего я чувствую себя в моих собственных четырех стенах в Лондоне. Но как еврею мне везде сложно: в Европе я должен постоянно оправдываться за вещи, которые сам отрицаю. В Израиле люди живут с постоянной угрозой террора. Надо часто укрываться во время воздушных тревог в бункере. В Европе меня часто спрашивают, не сионист ли я, который желает смерти всем палестинским детям. Абсолютно абсурдное утверждение. В Израиле, наоборот, я со всех сторон окружен смертями и травмами. Европа мой дом. Здесь я живу и творю. Израиль дом моих родителей. Теперь не лёгкое время, но оно меня стимулирует написать мою лучшую книгу.
В.: Вы довольны, что не гражданин Израиля и не должны служить в израильской армии?
О.: когда мы тогда жили в Израиле, у меня был немецкий паспорт и я не должен был идти в армию. Конечно, я был этому рад, но одновременно возникало другое чувство - почти стыд. Так как у моих друзей не было такого выбора. Они должны были идти. С одной стороны я благодарен, что никогда не держал оружие в руках. С другой стороны я знаю, что это значит, когда у других нет такой судьбы.
Что такое патриотизм? Это национальное чувство, которое автоматически обязывает тебя с оружием в руках защищать твою родину. Я рад, что вырос в Европе - в месте,где не живёшь с постоянным чувством, что тебя могут убить.
Мы живём в то время, когда политика это просто болтовня. Смысл сказанного часто не имеет значение. Главное перекричать твоего противника. Я хотел бы, чтобы люди больше бы читали книг вместо того, чтобы в Инстаграм и в ТикТок боролись, кто прав. Я верю в демократию - но больше всего я верю в искусство. Точка.
Комментарий. Раньше, в Советском Союзе, многие скрывали,что они евреи. И не удивительно, при тогдашнем-то антисемитизме. А теперь евреи вошли в моду. Этим даже бравируют. Не торопитесь, господа. Антисемитизм никуда не делся. Он только притаился и ждёт своего часа.
С уважением, Ефим Дроздов
Свидетельство о публикации №225101101472