Событие Анни Эрно и кинорежиссёра Одри Диван

«Событие» Анни Эрно и кинорежиссёра Одри Диван
За это произведение Анни Эрно получила Нобелевскую премию по литературе, а  кинорежиссёр Одри Диван – золото в Венеции.
С 1923 по 1975 год во Франции аборты запрещены.
Глупый закон!  Человек вправе распоряжаться своим телом. Нежеланный, никому не нужный ребёнок – это девиантный подросток, преступный взрослый. Не всегда, но часто.
Анни Дюшен – первая студентка в университете. Она лучше всех разбирает стихи Поля Элюара и Луи Арагона, Артюра Рембо и Шарля Бодлера.
Анни мечтает стать учёной или писательницей, она едва знает отца ребёнка,- и вот ребёнок является помехой на пути её жизни.
Анни всеми фибрами души мечтает избавиться от запретного плода.
Анни не хочет быть домохозяйкой. Будет всем напоминать Бодлеровского альбатроса:

Быстрейший из гонцов, как грузно он ступает!
Краса воздушных стран, как стал он вдруг смешон!
Дразня, тот в клюв ему табачный дым пускает,
Тот веселит толпу, хромая, как и он.( пойманный альбатрос, красавец в полёте, смешон на палубе):

Поэт, вот образ твой! Ты также без усилья
Летаешь в облаках, средь молний и громов,
Но исполинские тебе мешают крылья
Внизу ходить, в толпе, средь шиканья глупцов.
Премию Нобеля писательнице дали за что?
 Причина награждения: За «мужество и клиническую проницательность», с которыми она раскрывает корни, отчуждение и коллективные ограничения личной памяти.
С кем же Анни встречает отчуждение? В первую очередь, с врачами.
Первый врач хоть предупреждает о возможной смерти, хотя сочувствие слышится в его голосе. Капелька сочувствия.
Второй врач циничен, презирает Анни и выписывает ей эстрадиол для закрепления плода. Девушка сама себе делает уколы.
И вот кульминация после хождения по кругам ада: Анни нагревает спицу и сама себе делает «аборт»,- невозможно, очень больно смотреть эту сцену, смотреть особенно, но и читать тоже тяжело.
Студентка попадает в больницу.
Выйдя из больницы, ищет подпольную акушерку. Продаёт свои книги и украшения, чтобы наскрести 400 франков. Аборт делается вживую. Акушерка предупреждает Анни, чтобы та не кричала и не стонала. Девушка оказывается мужественной и терпеливой, хотя крики прорываются: ведь невыносимо больно.
Зачем нежеланные дети, никому не нужные?
Анни говорит врачам: «Я хочу иметь детей, но тогда, когда придёт время». Время пришло: Анни вышла замуж за Пьера Эрно, родила двоих сыновей, которых считает своей гордостью. Правда, через 17 лет брака разошлась: муж не поддерживал её в писательстве.
Жена говорила супругу, что пишет докторскую.
Когда книга вышла в свет, муж был в ярости:
- Если ты можешь от меня скрыть написание книги, значит, ты можешь мне изменить!
…Первая акушерская работа оказалась браком,- Анни пришлось идти во второй раз на аборт.
В общежитии плод стал отходить, и Анни просит соседку по студенческому общежитию перерезать пуповину, хлынуло кровотечение. Пришлось вызвать «Скорую». Врачи констатировали выкидыш: Анна избавилась и от тюрьмы, и от нежеланного ребёнка.
Третий врач – вообще подонок. Кричит на Анни: думал, что она фабричная девчонка.
- Ах, студентка. Надо было сказать, что мы одной крови.
Никогда не забудет Анни презрения врачей.
Друзья - мужчины отказались одолжить деньги: нарушение законов семьи!
Мы думаем, что тот , кто весел в развлечении, наш друг, а приди к нему холодный, голодный, раздетый, разутый, да ещё с бедой,- истинное отношение, как лакмусовая бумажка при столкновении с кислотой, покраснеет, смутится, отодвинется и знать тебя не захочет.
Пьер, отец ребёнка, мечется:
- А что я могу сделать?
Анни ему говорит:
- Я помощи от тебя жду! Развлекаться – ты первый, а нести ответственность – последний.
Как важно знать человека, с которым вступаешь в близость. Нельзя спешить. Яблоко созревает ни в один день, чувства – тоже.  Почему мать не внушила Анни эти мысли?!
Высшее образование стало помехой между Анни и родителями. Не было понимания. Дочь не сказала родным, что она беременна. Редкая мать понимает свою дочь. И это тоже картинка отчуждения.
Слава Богу, всё решилось успешно, закончилось счастливо: Анни снова читает великих поэтов, выписывает строки из Теодора де Банвиля:

В тщеславии ничтожном толку мало.
Быть преданным небес голубизне,
Смотреть, как блещут милых глаз опалы,
Найти в объятьях нежных при луне
Укрытие от горестей извне,
Вино густое подливать из жбана,
Признать удобство старого дивана,
Склоняться головой у женских ног,
Пьянея от волшебного дурмана,
Вот радости единственный залог.
Писательнице сейчас 85 лет, её творчество признано, она живёт в красивом доме, окружённым садом, выращивает розы, пишет книги, читает любимых поэтов. И  своего любимого  Шарля Леконта де Лиля:

…Встал на дыбы медведь огромный в восхищенье,
     кровавоглазый зверь узнал любовь земли,
     и слезы в два ручья,-- знак нежного томленья,--
     по меху белому, алея, потекли.
Несколько слов скажу о фильме.
По моему вкусу, фильм лучше в три раза, чем произведение.
Как играет актриса 22 лет Анамария  Вартоломей? На разрыв аорты!!!
А как гениально снимает оператор Лорен Танги! Отличный фотохудожник! Как он постоянно высвечивает лицо Анни! Бледное лицо на тёмном фоне.
Вначале фильма музыка Гальперина Евгения звучит нежно, легко, беззаботно, а во второй половине – тревожно, тягуче, изматывающе.
На конкурсе «Люмьера» фильм получил 99% признания, он стал фильмом года.

На фото: кинорежиссёр Одри Диван


Рецензии