Моя Италия

                Три вещи раз начав, трудно кончить: вкушать
                вкусную пищу, чесать, где чешется, и               
                рассказывать другу о путешествии.
                Козьма Прутков.

Вот и наступил долгожданный отпуск, и мы с моим мужем Давидом (теперь - да будет благословенна его память) собрались в путь. Впереди - встреча с Италией. Италия! Микеланджело и Рафаэль, весталки и сибиллы, гладиаторы и трибуны... Италия - страна-музей. По разным подсчётам, здесь находится от 60 до 75% памятников культурного наследия человечества.

Настроение не смогли испортить ни четырехчасовое стояние в очереди на оформление документов и регистрацию багажа в аэропорту Бен-Гурион, ни задержка рейса. И вот мы наконец в аэропорту Рима имени Леонардо да Винчи. Оттуда мы отправились в гостиницу, а потом - сразу на экскурсию. Наш экскурсовод Рена Фель несколько лет назад получила звание лучшего экскурсовода страны.

Перед нами громада Колизея - самого большого амфитеатра античного мира, признанного одним из семи чудес света. В его строительстве принимали участие 100 тысяч пленников, обращенных в рабов после подавления восстания в Иудее. Громадные глыбы травертина, из которых построен Колизей, приходилось тащить из каменоломен, расположенных за 20 миль от Рима.

В начале Священной дороги, проходящей по римскому Форуму, находится Триумфальная арка Тита, установленная в ознаменование победы над Иудеей. На стенах арки изображены трофеи, захваченные в Иерусалиме: менора, трубы и жертвенник. У евреев было не принято проходить под этой аркой. Только после того, как ООН приняла решение об основании еврейского государства, евреи Италии и других стран, ожидавшие отправки в Палестину, украсили арку бело-голубым флагом и торжественно прошли под ней в сторону Иерусалима - в направлении, противоположном тому, по которому шли пленники из поверженной Иудеи.

В Ватикане мы увидели пробегавшего куда-то по своим делам кардинала в пурпурном одеянии и шотландского охранника могучего телосложения.
Посреди широкой площади высится белокаменная громада собора святого Петра. Собор строили 120 лет, и среди его проектировщиков были Микеланджело и Рафаэль. На этом месте раньше был цирк, на арене которого, в том числе, убивали христиан. Апостол Пётр, по преданию, когда его привели сюда, попросил, чтобы его казнь не была подобна казни Христа. Тогда "остроумные" римляне распяли его вниз головой...

Но главное сокровище Ватикана - это, несомненно, Сикстинская капелла. Роспись её потолка, сделанная Микеланджело за 4 с лишним года, потрясает. Не верится, что это нарисовал один человек, да ещё и новичок в искусстве создания фресок. К тому же строптивый заказчик, папа Юлий II, то задерживал ему выплату жалования, то торопил,  то надоедал невежественной критикой. Легенда гласит, что Микеланджело не впускал никого во время работы, а когда папа всё-таки врывался в капеллу, художник как будто случайно ронял с лесов доски, заставляя разъярённого старика удирать. Во время одной из стычек папа даже ударил Микеланджело посохом.
Художник описал свои страдания в стихах:

          Грудь как у гарпий, череп мне на злобу
          Полез к горбу, и дыбом борода,
          А с кисти на лицо течёт бурда,
          Рядя меня в парчу, подобно гробу...

Невозможно успеть рассмотреть всё за время движения толпы под сводами капеллы. Но вдруг впереди возник какой-то затор - кажется, кому-то стало дурно - и у нас оказалось больше времени. Особенно запомнилась фреска "Сотворение человека" - там, где Бог дотрагивается рукой до Адама.

Вечером мы пошли посмотреть на мост Святого ангела. С этого моста открывается прекрасный вид на Тибр. Своё название мост получил после того, как папе Григорию Великому привиделся архангел Михаил, вкладывающий меч в ножны. Это было истолковано как символ окончания эпидемии чумы. На мосту мы откупорили бутылку хорошего итальянского вина и выпили по стаканчику за успех нашего путешествия.

В Риме нам несколько раз попадались скульптурные изображения Ромула и Рема с кормящей их волчицей. Впрочем, некоторые считают, что их вскормила женщина лёгкого поведения. Их тоже называли волчицами за то, что им разрешалось заманивать посетителей только воем.

Стоит свернуть с шумных центральных улиц, и попадаешь на тихие узкие и кривые улочки, на которых теснятся изысканные палаццо.

Фонтаны Рима - особая статья. Их было 800, осталось 280. Самый знаменитый и красивый - фонтан Треви, или воды Девы. В центре огромного фонтана - бог, по обе стороны от него - богини здоровья и изобилия. Внизу - морские обитатели. Ежедневно со дна фонтана убирают около трёх тысяч евро, которые поступают в городскую казну. В фильме Феллини "Дольче Вита" героиня прыгает в этот фонтан прямо в одежде. Ну, а простым смертным не разрешают даже посидеть на бортике. В толпе вокруг фонтана снуют юркие продавцы всякой всячины - от бутылок с водой (которую, как нас предупредили, опасно пить) до летающих резиновых светящихся клякс.

Дальше наш путь лежал в Неаполь. Здесь нам больше всего понравилась бухта Неаполитанского залива, где на горизонте виден двуглавый Везувий. Этот вулкан по-прежнему не спит. Последнее извержение было в 1944 году. Несмотря на это, склоны Везувия по-прежнему населены, хотя тамошних жителей предупреждают об опасности и даже предлагают компенсацию в случае переезда. Причина этого - почва, удобрённая вулканическим пеплом, очень плодородна.

Через узкие улочки протянуты верёвки, на которых сохнет бельё. В Неаполе мы попали на карнавальное шествие. Ряженые в костюмах средневековых горожан степенно выступали впереди оркестра, игравшего оглушительные мелодии. Звуки труб мешались с барабанным боем. Всадники ехали на лошадях, украшенных цветами и плюмажами. Это не единственный карнавал в Италии - есть ещё праздник огня, праздник бубликов и вина, праздник котлет, фестивали красного лука, местного пива, сыра, каштанов и вина, колбас, хлеба, рыбы-меч, винограда, мороженого, ягнёнка, фестиваль факелов, джаза, волынки, миндального дерева в цвету, сагра осьминога, рыцарский турнир. А Венецианский кинофестиваль? Итальянцы любят праздники и любят вкусно поесть.

В Неаполе, на взморье, для короля Карла Анжуйского был выстроен замок Кастель-Нуово. Крепость с тремя круглыми башнями с трёх сторон окружена водой. Мы собирались было побродить по красивому парку в окрестностях замка, но путь нам преградила нахальная чайка ростом с доброго гуся. Она ела прямо из рук, и мы провозились с ней всё отпущенное свободное время.

Из Неаполя мы отправились во Флоренцию. Это родина Леонардо да Винчи, Микеланджело, Донателло, Макиавелли, Данте, Галилея, Америго Веспуччи. Здесь нам больше всего запомнилось посещение галереи Уффици. На прекрасной картине Боттичелли "Весна" - герои поэмы Лукреция Кара "О природе вещей" - Венера, Флора, Меркурий и Зефир. "Венера Урбинская" Тициана, "Мадонна Дони" Микеланджело, автопортрет Рафаэля, "Благовещение" Леонардо да Винчи, "Мадонна с щеглёнком" Рафаэля, "Благовещение" Вероккьо... Хочется остановиться, полюбоваться - но где там! Экскурсовод летит дальше, обрушивая на наши головы лавины информации, и я, прихрамывая, пускаюсь вдогонку.

Вилла д'Эсте (Тиволи) - одна из самых красивых и известных вилл ХVI в. Она знаменита своей коллекцией картин и скульптур, а также фонтанами. Именно эти фонтаны хотел превзойти Пётр I при создании Петергофа, и ему это, пожалуй, удалось.
Но фонтаны Петергофа поражают пышностью, золотом и мрамором, а фонтаны виллы д'Эсте сливаются с природой, с зеленью, и чаще не бьют ввысь, а стекают вниз. Невыразимо прекрасна дорога ста фонтанов и фонтан Органа, где движение воды рождает музыку.

В Помпеях мы осмотрели хорошо сохранившиеся под слоем пепла улицы, дома, колодцы, лупанарий (дом терпимости с фресками эротического содержания, чтобы посетитель-чужеземец, не знающий языка, мог показать, какой вид интимных услуг он предпочитает). В результате раскопок были обнаружены также форум, рынок, храмы Юпитера и Аполлона, большой и малый театры, термы (бани).

 Сила извержения Везувия была такой, что пепел долетал даже до Египта и Сирии. Из 20 тысяч жителей Помпеи погибли 2 тысячи, в том числе Плиний Старший, который в научных целях и в надежде спасти кого-либо из пострадавших пытался подойти к вулкану. На месте тел погибших образовались пустоты, которые заполняли гипсом и получали слепки жертв извержения. Какие мысли проносились в последние секунды в этих головах? Страдали ли они или погибли мгновенно? Кто знает... Сам Везувий виднелся вдалеке и казался невысоким и вовсе не страшным. Поражал странный контраст  между нежными голубоватыми очертаниями вулкана и титаническими разрушительными силами, таящимися в его глубинах. Под ногами похрустывали камешки - осколки лавы.

Из этого мёртвого города мы отправились в Пизу. Она раньше была мощной морской державой. Теперь город не имеет выхода к морю, куда, впрочем, можно легко добраться - оно в нескольких километрах от Пизы. Кроме Пизанской башни, в городе есть ещё немало зданий, отклонившихся от вертикальной оси. Дело в том, что почва здесь состоит из глины и песка, что со временем приводит к смещению фундамента зданий. Колокольня церкви Сан-Микеле-Скальци имеет тот же наклон, что и Пизанская башня.
Эту башню строили с перерывами около 200 лет. Галилео Галилей использовал её для своих опытов по свободному падению тел. За 800 лет башня отклонилась от вертикальной оси на 2м 60см, и наклон постепенно увеличивается. Однако башню укрепили таким образом, что ещё 200 лет можно не беспокоиться, что она может упасть.

Следующим городом в нашем путешествии была Венеция. Здесь когда-то венецианки мыли голову отваром из трав, потом сушили волосы на солнце, чтобы они приобретали золотистый цвет. А для приятного цвета лица делали маски из сырой телятины.

Каналы-улицы, подобно кровеносным сосудам, пронизывают город. Вода в каналах чёрная в тени, голубовато-зеленоватая на солнце. По каналам медленно и бесшумно движутся чёрные гондолы. Гондольеры - одни из самых высокооплачиваемых работников в Италии.
Если гондольер  не может выйти на работу, существует целый список желающих его заменить. Причём сменщик должен ещё заплатить за аренду гондолы. Прокатиться в гондоле стоит очень дорого, поэтому мы ограничились небольшим катером - речным трамвайчиком. Венеция показалась мне коварной красавицей, полной скрытых угроз. Представила, как тяжело приходится венецианским матерям - ни на секунду нельзя отвлечься, чтобы малыш не свалился в канал! А в дождь поскользнуться на узком тротуаре и самому угодить туда ничего не стоит. А как быть слепому, если некоторые улочки заканчиваются тупиками и обрываются прямо в воду?

Почти все жители Венеции связаны с туристическим бизнесом. Говорят, что в городе на одного коренного жителя приходится 29 туристов и 5 крыс (хорошо, что не наоборот).

Море неумолимо наступает на город. Кроме того, ему угрожают участившиеся наводнения. По прогнозам некоторых учёных, Венеция может стать непригодной для жизни уже к 2028 г., а к 2150 г. - полностью затонуть, если не будут приняты срочные меры.

Последним городом на нашем пути была Верона - город Ромео и Джульетты. Рядом с "домиком Джульетты" стоит небольшая статуя, изображающая героиню шекспировской трагедии. Правая грудь девушки блестит - согласно поверью, если дотронуться до неё рукой, вас ждёт успех в сердечных делах. Недавно статую реставрировали - грудь была полностью стёрта.

Вот и кончилось наше короткое путешествие по Италии. Вспоминаются строки Гоголя:

              Италия - роскошная страна!
              По ней душа и стонет, и тоскует.
              Она вся рай, вся радости полна,
              И в ней любовь роскошная веснует.

А Марк Твен писал: "Бог создал Италию по замыслу Микеланджело".
               


Рецензии