Лётная подготовка истребителя

     Одним из основных критериев оценки лётчика-истребителя является его общий налёт, то есть время, проведённое им в полётах или, как говорят, - в воздухе. Но, из всего служебного времени, полёты занимают у него совсем небольшую часть. Большую часть времени занимает подготовка к полётам. Это регулярные теоретические занятия по всем авиационным дисциплинам, изучение нового и повторение старого теоретического материала, изучение порядка выполнения полётных заданий при подготовке к предстоящим полётам.

     День предварительной подготовки, а так именно называется день подготовки к полётам, начинается с постановки задач на предстоящую лётную смену, где лётному составу доводится полётное задание, запланированные упражнения КБП – Курса Боевой Подготовки, согласно индивидуального плана боевой подготовки каждого лётчика.

      затем начинается собственно подготовка к полётам, но первым делом лётчики заполняют по данным журнала «хронометража» лётные книжки о выполненных предыдущих полётах. Потом лётчики берут необходимую литературу и пособия в обычной библиотеке и в секретной, начинают изучать предстоящие полётные задания, заполнять тетрадь подготовки к полётам.

     То и дело раздаётся команда собраться лётному составу в классе, инженер по вооружению или авиаоборудованию, или по какой другой «службе» проводит плановые занятия. Или «сверху» прошло указание провести занятие по какой-то отдельной теме вследствие какого-то происшествия в авиации.

     И эту большую часть времени лётчики проводят в классах подготовки, изучают кучу всевозможных пособий и документов, исписывают страницы в разных тетрадях.
Ещё небольшую часть времени лётчики проводят на спортивной площадке на занятиях по физической подготовке и на аэродроме на тренажах в кабине самолёта, отрабатывая порядок выполнения предстоящего полётного задания. Есть ещё и довольно интересное «мероприятие» в процессе подготовки, это тренировка «пеший по лётному». Лётчики берут в руки модели самолётов и на специальной площадке, где нарисован район полётов, «проходят» маршрут предстоящего полёта, моделируют, так сказать, свой полёт, отрабатывают взаимодействие с РП и КП, с другими экипажами. Эта, вроде бы на первый взгляд «забава», хорошо помогает в понимании порядка выполнения лётного задания и взаимодействия с другими участниками предстоящих полётов.

     Вот и получается, что основное служебное время лётчик проводит в классах подготовки и «исписывает» кучу всяких тетрадей по разным «направлениям». Ну, и заполняет основную тетрадь, это тетрадь подготовки к полётам, в которой расписывает задание на предстоящие полёты. Потом эту подготовку в тетради подписывает непосредственный командир, как бы допуская лётчика к предстоящим полётам. Завершающим моментом в готовности лётчика к полётам является контроль готовности к полётам, на котором лётчики, отвечая на контрольные вопросы, окончательно подтверждают свою готовность к полётам. В основном этот контроль проводится в эскадрилье, но периодически проводится и полковой контроль готовности.

     Да, ещё есть и отдельная тетрадь по «марксистко-ленинской» подготовке, заполнение которой периодически проверяется замполитом. При всём этом регулярно приходится лётчикам сдавать зачёты по всем многочисленным дисциплинам. Сдавать и пересдавать приходится эти зачёты, поскольку в авиации оценка ниже «хорошо» не проходит. Недаром существует анекдот про медведя, которого научили летать, но, который вскоре сбежал в лес, потому как – «задолбали зачёты».Конечно, лётчики не сильно «жалуют» все эти сидения в классе, но с пониманием мирятся с этой «суровой» необходимостью.

     Но, вот в день проведения полётов на аэродроме лётчик может чувствовать себя «в своей тарелке». Простор аэродрома, взлётная полоса до горизонта, рядом самолёты, обдувает ветерок, что несёт такой родной запах сгоревшего в двигателе керосина. Вокруг серый бетон стоянок и рулёжек, между ними зелёная трава и всевозможные многочисленные аэродромные сооружения малых и крупных размеров, всякие локаторы и антенны, тянущиеся бесконечные кабеля.

     Вся обстановка аэродрома, копошащиеся у самолётов люди, движение аэродромной техники, рулящие и взлетающие самолёты, такие родные звуки и запахи аэродромной жизни создают особую атмосферу. Забываются все передряги повседневных дел, эти занятия в классе, исписанные тетради и зачёты, построения и нотации начальников.

     Начало полётов на аэродроме это как начало атаки, также начинается с сигнальной ракеты, по которой взлетает первый самолёт, весь аэродром гудит, как огромный встревоженный улей. Выруливают по очереди самолёты на старт, гул их двигателей перебивает все остальные звуки. Поочерёдно взлетающие самолёты разрывают атмосферу рёвом двигателей. Всё на аэродроме гудит, звенит и движется.

     С отрывом самолёта от бетона на взлёте лётчик как бы переходит в другое состояние, - он в воздухе, он в полёте, это его стихия, уходят на задний план все земные заботы, все мысли связаны с самолётом, с выполнением полёта. Лётчик в своей стихии. Привычными движениями он управляет самолётом, сливаясь с ним в одно целое. Чтобы, например, развернуться влево, лётчик не думает о том, что ручку управления надо отклонить влево, удерживая самолёт рулями управления в горизонте, он просто привычным движением руки «направляет» себя вместе с самолётом в нужном направлении, не задумываясь, куда и насколько необходимо отклонить рули управления. Это, как мы выполняем движение руки, не задумываясь, какие мышцы надо «включить».

     В полёте лётчик-истребитель не может отвлечься от управления самолётом, - в каждое мгновение он должен действовать рулями управления, контролировать показания приборов, следить за своим местоположением, вести радиообмен. Управление самолётом это есть цепь непрерывных последовательных действий с постоянным контролем правильности своих действий. Недаром есть шутливая поговорка, что лётчик всё время должен держать мысль – «…а не дурак ли я…», то есть всё время проверять правильность своих действий.

     Идут полёты. Вот заходят по очереди на посадку самолёты, другие выруливают на взлёт. Постоянно идёт подготовка самолётов к следующему вылету. Аэродром живёт своей привычной, давно расписанной по пунктам, жизнью. Заруливает на стоянку самолёт, лётчик вылезает их кабины, переводит дух, ещё не отошёл от полёта, мыслями всё ещё в воздухе. Самолёт тоже «остывает», но тут же начинает готовиться к следующему полёту, «ощетинивается» открытыми лючками и фонарём, наседают на него спецы, техник осматривает самолёт и заправляет его керосином и всем остальным прочим. Подъезжают и отъезжают спецмашины, вроде «кислородки», «азотки». Всё бурлит.

     Лётчики собираются в курилке, обсуждают разные моменты только что выполненных полётов, делятся впечатлениям. В таких обсуждениях каждый может «открыть» для себя что-то новое. В «высотном домике» в классе обговаривают по плановой таблице следующие вылеты. Лётная жизнь кипит.

     После выполнения всех своих полётов, запланированных на лётную смену, лётчик, конечно, чувствует себя уставшим, но это очень приятное чувство вперемешку с «чувством исполненного долга» и с огромным чувством удовлетворения от совершённых полётов. Можно расслабиться, мысленно вернуться ко времени, проведённому в воздухе, наедине с самолётом, наедине с воздушным простором, когда ты сливаешься воедино с самолётом, этим чудесным «произведением» разума и рук человеческих.

     Иногда возникает вопрос, - сколько же часов подготовки к полётам на земле нужно для выполнения одного часа полёта. Похоже, что несколько десятков. Когда мы говорим, что одним из критериев оценки лётчика-истребителя является его общий налёт, то надо учитывать, что по сравнению с лётчиками бомбардировочной или транспортной авиации, общий налёт у истребителей всегда меньше, ведь у лётчиков-истребителей полёты в среднем длятся от тридцати минут до часа, а у бомбёров и транспортников они длятся по нескольку часов. Следует учитывать, что короткий полёт истребителя насыщен непрерывными действиями с органами управления, в отличие от бомбёров и других. Наверное, надо учитывать количество полётов, то есть произведённых посадок. Это будет более объективный критерий оценки лётчика-истребителя.

04.10.2025 – Севастополь.


Рецензии