Понять природу женщины...
Из Сети
"Женщина, семья, брак (цитаты из писем Е.И.Рерих)
В Учении Агни-Йоги сказано, что наступающая эпоха будет
эпохой женщины. Человечество вступает в цикл, когда
женщины должны взять на себя роль ведущих по пути
прогресса. Е.И. Рерих, посвятила немало времени в своих
письма, размышляя об эволюционной миссии женщин в
современном мире, считая, что только когда женское
равноправие будет признано в планетарном масштабе,
только тогда наша эволюция достойна называться
человеческой.
194. Многое в Мире Надземном совершается силой любви.
Любовь – это двигатель мощный, любовь – это светлая сила,
любовь – это оружие Света, любовь – это сердца огонь.
Женский организм являет собою синтез, и тем самым
женщина обладает всеми космическими энергиями и в
большой степени именно творческой энергией. Потому
неправильно считать, что женщина лишена
самостоятельной творческой силы. Между прочим, и
полеты в дальние миры есть прерогатива женщины. Может
быть, потому столько женщин устремляются в авиацию.
24.9.354 стр. 28г. Е.И. говорила, что надо иначе смотреть на
вопрос свободной любви, никто не имеет права
вмешиваться в это. Женщина не должна раньше 21-го года,
а мужчина — 23-х лет вступать в брак. А государство должно
иметь ясли для содержания детей, родители которых не
могут уделить им время. Со всех должен быть собран самый
минимальный налог на содержание этих яслей.
228.435 стр. 7т. Единственный судья – это Ваше сердце. Если
с Вашей стороны нет большой любви, то незачем связывать
себя. Некоторых людей намного лучше иметь в качестве
друзей, нежели мужей.
150.434 стр. 6т. Понять платоническую любовь могут лишь
те, которые преисполнены устремления к самому
Прекрасному. Никакие земные проявления любви для них
не существуют и отталкивают своею грубостью. Некоторые
святые испытывали такую платоническую любовь в своем
устремлении к Высшему. Даже иногда такая любовь
связывала некоторых из них между собой, но какая чистота
сияла в сердцах таких избранников! Вспомним Абеляра и
Элоизу, или св. Клару и св. Франциска и пр. Как редко они
встречались на земном плане, но души их пребывали в
полном созвучии и духовной радости. Так Абеляр и Элоиза,
находясь в разных местностях, даже умерли в один и тот же
день.
99.288 стр. 3т. Нет указа в Природе, чтобы женщина была
привязана только к домашнему очагу! Истинно, она — Мать-
Хранительница Мира. Потому нет ни одной области в
жизни, где мог бы безраздельно царствовать мужчина,
именно это
безраздельное царствование одного Начала и
есть порождение темной эпохи. Творчество одинаково
заложено в обоих Началах.
58.89 стр. 1т. Поговорка «у великой матери великий сын»
имеет глубокое научное основание. Ибо сын часто больше
заимствует от матери, и, обратно, дочери – наследницы
отцовских сил. Велика справедливость Космическая!
Унижая женщину, мужчина унизил себя! Счастье – в любви,
и счастливее не тот, кого любят, но кто сам умеет любить.
163.480 стр. 6т. Некоторые страны встревожены падением
рождаемости. При этом особенно показательно, что в этих
странах жизненные условия даже лучше, нежели в других,
где рождаемость увеличивается. Много земных причин к
такому явлению, но люди не умеют обращать внимание на
главное. Никто не может представить себе, что жители
Тонкого Мира не желают воплощаться в некоторых странах.
Конечно, могут быть усиленные кармические
обстоятельства, которые заставляют появляться среди
определенного народа, но вне таких условий может
действовать свободная воля.
154.446 стр. 6т. Глаза и уши не сочувствующих близких
вооружены увеличительными аппаратами злобы и
ревности, и нет возможности привести их к нормальному
состоянию. Истинно, причину многих жизненных неудач
следует искать среди ближайшего окружения. Эти близкие
не хотят понять, сколько благодатной энергии пресекается
и какая тягостная атмосфера создается вокруг них
вследствие постоянных упреков и обид. И такая атмосфера=
притягивает нежелательных потусторонних гостей и
отталкивает все благостное. Именно эти близкие и
являются вампирами в полном смысле этого слова, ибо
неимоверно велико то количество энергии, которое
приходится затрачивать на рассеивание последствий
такого ядовитого сора. Защищая себя, преследуемый бежит
из дома, и можно ли его винить за это?
101.288 стр. 6т. Часто именно самые близкие подносят нам
чашу яда, а сколько раз такие близкие были причиной
отягощения ауры и нашего ускоренного ухода в
потусторонний мир. Если от чужих сравнительно легко
можно перенести оскорбления, насмешки и грубости, то от
близких эти раны почти неизлечимы.
430. На известной ступени и в известных условиях
необходимо полное воздержание и даже брак невозможен.
Ступень Адепта сокровенного знания много требований
предъявляет духу. Что из того, что Готама Будда был женат и
имел ребенка. Когда пришло время Служения, пришлось
отказаться от всего, все оставить.
680. Утонченная нервная система болезненно реагирует и
теряет свою настроенность и слаженность. Надо
руководствоваться принципом: душа меру знает. Уходит
даже любовь, если перевес дается ее физической стороне.
И люди вместо сближения начинают ненавидеть друг друга.
Однообразие и однотонность впечатлений создает
обычность, сопровождаемую мукой. Растраченный сверх
меры огонь потухает, магнитное притяжение прекращается.
Излучения аурические уже не тянутся более друг к другу, и
расхождение становится неизбежным. Раскрытие себя до
конца в действиях, словах и поступках означает полную
утрату магнитных свойств духа и способности притяжения,
то есть удержания около даже последователей, даже
друзей, даже преданных и близких людей.
Как правило, и мужчины, и женщины либо не в состоянии
услышать, либо эгоистично равнодушны к исходящему друг
от друга воплю о помощи и поддержке, понимании и
сочувствии.
Никакое третье лицо не может помочь установить
гармонию между мужчиной и женщиной, достигшими
подобного состояния полной неудовлетворенности, ибо
они даже и не примут такой услуги. Их собственное
самолюбование или идеалистические иллюзии
затуманивают их рассудок такими чарами, что сама
возможность прислушаться к опыту кого-то другого, чтобы
извлечь из него пользу для себя, кажется им унижением.
Лишь одна любовь – любовь, основанная на взаимном
уважении и поддерживаемая обоюдным терпением.
Мужчина должен осознать эти факты, с тем чтобы не
позволить материальным условиям и обстоятельствам
уничтожить в нем женские качества, помогающие ему
понять природу женщины, с которой он вступил в брак, и
таким образом дать ей ту пищу, которую ее душа жаждет
получить от него, чтобы жить и расти.
Женщина же должна осознать тот факт, что для нее в
равной степени необходимо развивать мужские качества
души и тем самым обрести способность понимать характер
борьбы за свое главенство на материальном плане,
укоренившейся в мужском аспекте жизни. В противном
случае она не сможет понять характера воздействия этой
борьбы на более утонченную сторону естества мужчины, с
которым она вступила в брак, и, насколько это в ее силах,
помочь ему уравновесить обе эти стороны его природы.
(Учение храма).
https://www.semiestrel.ru/
...Други!
Велмкие женщины России Елена Петровна Блаватская и Елена Ивановна Рерих таковыми до сих пор не признаны в своей стране ни властью, ни наукой, ни священством. Даже Матерь Мира попами не признается!? Но ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО-одна из основ, на которой держится Вселенная.
"В некоторых космогонических представлениях женское начало считается имеющим космическое значение.
Например, в космогонии Древнего Египта женское начало (Богиня) выступало в качестве миросозидательного космического начала, было началом всех вещей, средой всеобщего зачатия и порождения, пространством, внутри которого зарождалась Вселенная и жизнь во всех её проявлениях.
Также существует мнение, что Женское Начало (Матерь Мира) — это Душа Вселенной, её Сердце, Космический Магнит, притягивающий все вещи Мироздания".https://alice.yandex.ru/?
... Многие женщины России это чувствуют и уже не отстают от мужчин ни в Космосе, ни на Земле.
ЭПОХА МАТЕРИ МИРА ПРИХОДИТ НА НАШУ ПЛАНЕТУ!
В.Н.
**********
1.НАТАЛЬЯ ПАЛЕЙ: КНЯЖНА, МОДЕЛЬ, МУЗА ВЕЛИКИХ
Наталья Павловна Палей прожила жизнь, похожую на роман. Внучка императора Александра II, кузина Николая II, красавица с холодной
северной внешностью, она пережила революцию, потерю семьи, скандалы и стала одной из самых загадочных женщин Парижа.
Наталья родилась во Франции в 1905 году в семье великого князя Павла Александровича, младшего сына Александра II, и Ольги Пистолькорс.
Этот брак нарушал все правила двора: Ольга была разведённой женщиной, и Николай II долго не признавал союз. Лишь в 1908 году он позволил Павлу
семьёй вернуться в Россию и даровал детям титул князей Палей.
Детство Натальи прошло в Царском Селе. Их дом соседствовал с резиденцией Николая II, а маленькая Наташа играла с цесаревичем Алексеем
Музыкальные вечера, балы, детские спектакли - казалось, идиллия будет вечной.
Февраль 1917-го разрушил всё. Павла Александровича арестовали и вскоре расстреляли во дворе Петропавловской крепости. Брата Владимира вместе
другими Романовыми живьём сбросили в шахту в Алапаевске. Особняк Палей захватили солдаты, семью держали под домашним арестом.
По воспоминаниям современников, Наталья пережила насилие от красноармейцев. В январе 1919-го, рискуя жизнью, она с сестрой Ириной бежала п
замёрзшему Финскому заливу в Финляндию, а затем во Францию.
К середине 1920-х деньги семьи закончились. Наталья, к тому времени ослепительно красивая и идеально сложенная, решила стать моделью. Ша
который шокировал русскую эмиграцию.
Она дебютировала в доме моды «Ирфе», созданном Феликсом Юсуповым, а затем вышла замуж за знаменитого кутюрье Люсьена Лелонга.
Газеты язвили: «Портновские ножницы подравняли княжескую корону!» Но именно этот брак открыл Наталье двери в мир высокой моды. Он
позировала для Vogue, сияла на парижских подиумах, а её безупречный стиль вдохновлял кутюрье всего мира.
В личной жизни Наталья следовала только своему сердцу. Она не раз выбирала мужчин, для которых женская любовь была второстепенна:
артист балета Серж Лифарь - звезда «Русских сезонов» Дягилева,
писатель и художник Жан Кокто,
позже - короткий, но яркий роман с Антуаном де Сент-Экзюпери в Нью-Йорке во время Второй мировой.
Наталья знала о предпочтениях каждого из них, но её это не останавливало. Она ценила талант, харизму и свободу больше условностей.
Самой долгой и сложной историей стала её связь с Эрихом Марией Ремарком. Их отношения длились более десяти лет, череда страсти, ссор
примирений. Именно он оставил о ней одну из самых ярких характеристик:
«Красивое, чистое, сосредоточенное лицо, длинное тело - египетская кошка.
Вначале возникает ощущение, будто ты влюбился в пуму…»
Ремарк перенёс черты Натальи в свой последний роман «Тени в раю», где героиню зовут Наташа.
В 1961 году Наталья овдовела: её второй муж, режиссёр Джон Уилсон, умер, оставив ей состояние. Но княжна всё больше уходила в тень. Она почти н
выходила из дома, много пила и жила воспоминаниями.
В 1981 году, в возрасте 76 лет, сломав шейку бедра и не желая быть обузой, Наталья приняла большую дозу снотворного. На тумбочке лежала записка
«Хочу умереть с честью».
История Натальи Палей - это путь от императорских залов до голливудских экранов, от ледяного побега до страстных романов с самыми блистательным
мужчинами XX века.
https://www.liveinternet.ru/
****************
2.АНАСТАСИЯ ВЕРТИНСКАЯ
Анастасия Вертинская, незабываемая Гуттиэре – звездная
дочь знаменитого отца. Замужество с Никитой Михалковым
– почему не сложилось
Анастасия Вертинская стала звездой в 16 лет и к 20 годам
уже устала от славы. Она протестовала, когда ей говорили:
«Ты дочка Вертинского» или восхищались ее красотой. Она
хотела, чтобы ею восхищались как актрисой.
Начало звездной карьеры
Анастасия Вертинская родилась уже после того, как ее
знаменитый отец, шансонье Александр Вертинский с семьей
переехал из Китая в Москву – 19 декабря 1944 года.
Несмотря на то, что росла Настя в артистической семье – и
отец, и мать Лидия Вертинская снимались в кино, а ее
старшая сестра-погодок Марианна с детства хотела стать
актрисой, девочка не хотела идти по стопам родителей.
Анастасия мечтала стать балериной, но в балетную школу ее
не взяли, посчитав слишком высокой. Тогда она решила, что
будет переводчиком, поэтому начала заниматься языками
(что в будущем ей пригодилось) и готовилась к поступлению
на филфак. Но жизнь распорядилась иначе. Девочку с
большими раскосыми глазами и какой-то неземной красотой
режиссеры не заметить не могли.
В 1960 году мать, Лидию Вертинскую, убедили привести
Настю на кинопробы к фильму «Алые паруса». Хоть и не
сразу, но ее утвердили. Съемки фильма проходили в Крыму.
Ей было только 15 лет, она никогда не обучалась актерскому
мастерству. Сама она так вспоминала о ее первых пробах в
кино:
«Я тогда толком не знала, что делать перед камерой, как
двигаться и что говорить».
Но мастерства от нее и не требовалось. Зрителей подкупили
ее необычная красота, трогательная наивность. Когда в 1961
году фильм вышел на экраны, Анастасия стала настоящей
звездой.
Свой успех она закрепила буквально на следующий год,
когда на экраны вышел фильм, который стал лидером
проката – в 1962 году его посмотрели 65 млн зрителей. Это
фильм «Человек-амфибия», в котором Анастасия сыграла
главную женскую роль - Гуттиэре. Эта лента до сих пор
любима многими зрителями (мною тоже). К съемкам в этом
фильме юная актриса уже отнеслась более серьезно и даже
научилась плавать, отказавшись от дублерши.
Обрушившаяся популярность угнетала девушку:
«В советские времена у нас ведь не было телохранителей,
машин с затемнёнными стёклами. Я ездила в театральный
институт в тех же трамваях, что и все, так же стояла в
очереди за хлебом. Мало того, что меня узнавали, так
каждому хотелось меня потрогать».
Сама Вертинская об этих своих ролях говорила неохотно,
считала, что тогда она была «еще не актрисой, а типажом».
Но актрисой она стала – и довольно быстро.
По стопам родителей
После таких успехов Анастасии ничего не оставалось, как
стать актрисой. После выхода фильма ее приняли в труппу
Московского театра им. Пушкина, с которым она объездила
всю страну. Но образование было необходимо, и в 1963 году
она поступила в Театральное училище им. Щукина, где уже
училась Марианна.
Как это ни странно, но вступительные экзамены Анастасия
провалила. Правда, ей разрешили переэкзаменовку, она
подготовила репертуар, соответствующий требованиям
приемной комиссии, и была принята. В училище Анастасии
Вертинской пришлось непросто. И не только потому, что,
как она вспоминала:
«Я много работала, у меня было маниакальное желание
стать актрисой».
Она пришла уже звездой, и к ней было повышенное
внимание, «смесь зависти с благоговением» (по
воспоминаниям Никиты Михалкова). Поэтому каждая ее
работа обсуждалась в студенческой среде.
Но особенно ей досаждали поклонники. Из воспоминаний
Марианны:
«Ей тюками приходили письма. Баба какая-то за ней
гонялась не вполне нормальная, которая сыпала песок ей в
глаза».
А актер Александр Калягин писал о том, как какой-то
парень «…бегал за ней по аудиториям с ножом, грозил зарезать её и
покончить с собой».
«Вивьен Ли» советского кино
Несмотря на огромную популярность, были у юной актрисы
и критики, которые обвиняли ее в том, что в ней видны
прежде всего «хрупкость и чистота», «пленяют поэтичность
и девственная ясность внешнего облика», но отказывали ей
в таланте актрисы. Но следующая же роль в кино показала,
что Анастасия Вертинская обладает не только необычной
красотой, но и талантом. Ей предложили роль Офелии в
фильме Григория Козинцева «Гамлет», где партнером
Анастасии был Иннокентий Смоктуновский.
Участие в этом фильме стало для Анастасии и серьезным
испытанием, и школой актерского мастерства. Этой ролью
Анастасия показала, что она настоящая актриса, хотя ей
было только 18 лет. Сама она считала, что в ее карьере роль
Офелии была одной из самых сложных.
Очень важным для юной актрисы было знакомство с
Иннокентием Смоктуновским:
«Тогда я поняла, что профессия актёра — не только ремесло,
но и какое-то таинство».
Фильм «Гамлет» вышел в 1964 году и, как и предыдущие
фильмы актрисы, стал одним из лидеров кинопроката.
Фильм получил несколько как советских, так и
международных наград. Специальный приз жюри
Венецианского кинофестиваля принес Вертинской и
международную известность. Молодую актрису за рубежом
называли «Вивьен Ли советского экрана», «самой красивой
советской актрисой».
Дальнейшая кинокарьера
Несмотря на столь яркое начало, дальнейшая карьера
актрисы складывалась не очень гладко. Мешало этому то,
что сделало ее знаменитой – ее необычная внешность. Она
была слишком аристократичной, совсем не «советской», а
потому путь в фильмы, отражающие советскую
действительность, а их было большинство, был для этой
талантливой актрисы заказан. Но и для нее находились
роли.
В ее фильмографии нований. Среди них в
основном классика, русская и зарубежная: Кити в «Анне
Карениной», Лиза Болконская в «Войне и мире», Оливия в
«Двенадцатой ночи», Джемма в «Оводе», Мона в
«Безымянной звезде» и прочее.
Были в ее кинокарьере и попытки сыграть советскую
действительность. Так, в 1989 году вышел фильм Василия
Пичула «В городе Сочи темные ночи», где Анастасия
Вертинская сыграла алкоголичку. Об этой своей работе она
очень жалела.
Театральная жизнь актрисы
Закончив театральный институт, Анастасия Вертинская из
театра им. Пушкина перешла в театр им. Вахтангова, но уже
через год ушла оттуда в «Современник». Не все
складывалось удачно у актрисы. По ее словам:
«В «Современнике»… я ходила два года в массовке, потом
играла какие-то роли, удававшиеся дай бог через раз».
Но все-таки у нее там были значимые главные роли: Любовь
Раневская в «Вишневом саде», Нина Заречная в «Чайке».
Особенно самой Анастасии нравилась роль Оливии в
«Двенадцатой ночи» в постановке Питера Джеймса, главного
режиссера Шеффилдского драматического театра. В этом
спектакле также играли Олег Табаков, Марина Неелова,
Константин Райкин.
Анастасия Вертинская в спектакле "Двенадцатая ночь"
В 1980 году Анастасия Вертинская перешла в МХАТ, о чем
писала:
«Надо признаться, я вызревала очень медленно. И только
перейдя из «Современника» во МХАТ, оказалась на
необходимом и адекватном себе уровне профессионализма».
Здесь она играла в спектаклях «Тартюф», «Живой труп»,
«Буря».
В 1989 году Анастасия Вертинская написала пьесу и
поставила по ней спектакль «Мираж, или Дорога русского
Пьеро», посвященный отцу, Александру Вертинскому.
Свой последний спектакль Анастасия Вертинская сыграла в
2002 году. Это была роль Элизы Дулиттл в антрепризном
спектакле по мотивам произведения «Пигмалион» Бернарда
Шоу.
Преподавание в Европе
Когда началась перестройка, Анастасия Вертинская,
преисполнившись «духом свободы», уехала за границу. В
оксфордском университете ей предложили преподавать
актёрское мастерство. После Оксфорда был Париж, где она
работала вместе с Александром Калягиным. Со своими
студентами они ставили русскую классику, в основном
Чехова.
Несмотря на то, что за рубежом «классно было всё», она
скучала по России:
«Когда я надолго задерживаюсь по работе за границей, я
иногда даже заболеваю. Я заболеваю физически, но очень
хорошо знаю, что в тот момент, когда автомобиль от
Шереметьево поворачивает на МКАД, на этом повороте я
выздоравливаю».
12 лет Анастасия Александровна жила, переезжая из Европы
в Россию и обратно. Но вернулась в Россию.
Личная жизнь актрисы
Замуж молодая звездная актриса вышла рано, за такого же
звездного, как оказалось немного позже, актера и режиссера.
Да еще и из звездной семьи. О своем избраннике Анастасия
вспоминала:
«Это было настолько обаятельное существо, веселое, ну
просто луч солнца. Он без конца острил, шутил. Его всегда
окружала целая гоп-компания друзей. Не влюбиться в него
было невозможно…»
Вот Анастасия и влюбилась. Ее избранника звали Никита
Михалков и они вместе учились в театральном институте.
Они поженились в 1966 году. Анастасии было 22 года,
Михалкову – 21 год. К этому времени у них уже был сын
Степан, которому было около полугода.
Поначалу все было прекрасно. «Мы жили и дышали друг
другом» - вспоминала актриса. Но не прошло и трех лет, как
они расстались. Сама Анастасия их разрыв объясняла тем,
что оба они «жаждали самоутверждения» в
профессиональной сфере и вопросы быта их совсем не
интересовали. Но как без этого, тем более, если в семье уже
растет ребенок. Из воспоминаний Анастасии:
«Я исступлённо, почти маниакально хотела стать актрисой.
Ради этого, мне казалось, я должна пожертвовать всем. А
Никита, конечно же, шёл своим путём. Ему нужна была
женщина, которая жила бы его жизнью, его интересами. Он
мне всегда говорил, что назначение женщины — сидеть на
даче и рожать детей…».
Но такая жизнь была не для Вертинской. Они расстались,
хотя сохранили хорошие отношения.
После развода Анастасия с головой окунулась в работу и
второй раз замуж вышла только через 7 лет. На этот раз ее
избранником стал музыкальная звезда – певец и композитор
Александр Градский. Они поженились в 1976 году, уже через
2 года расстались, правда, только в 1980 году оформили
развод официально.
Сама актриса этот союз браком не считала:
«Он продлился крайне недолго и не принёс мне ни особых
разочарований, ни особого обольщения. Я скорее склонна
считать браком союз с человеком, с которым у меня был
около двадцати лет роман…».
Этим человеком, с которым у Анастасии Вертинской
отношения длились 20 лет, был еще один звездный актер и
режиссер - Олег Ефремов. Именно его она называла
любовью всей своей жизни.
Детей у Анастасии Вертинской больше не было.
Единственный сын Степан Михалков является
ресторатором, мать помогает ему в его бизнесе, курируя
работу поваров. Кулинария стала ее увлечением.
У Анастасии Александровны четверо внуков: Александра,
Василий, Пётр и Лука.
https://www.liveinternet.ru/
**************
3.МАЙЯ БУЛГАКОВА: НА ВТОРОМ ПЛАНЕ В КИНО, НА ПЕРВОМ — В СЕРДЦАХ
МУЖЧИН
Её любили мужчины и зрители. Она любила работу, свободу и дочерей. Майя Булгакова — одна
из самых ярких актрис шестидесятых.
Главные роли Майе Булгаковой не предлагали: внешность не та. Но по «не той» внешности
мужчины буквально сходили с ума.
Одержимость работой
«Любовник может предать, муж может предать, друзья могут предать, не предает только
работа», — повторяла Майя Булгакова. Работой она была одержима даже больше, чем
ожидалось от актрисы. Дома тоже отдыхать не умела — какое-то постоянное внутреннее
беспокойство, вечная кипучая энергия, не утихающая ни на минутку, заставляло её вместо
того, чтобы забраться с книжкой в угол дивана, начищать всё вокруг.
"Не ради идеи, что унитаз — лицо хозяйки, а просто из невозможности ничего не делать."
При всём трудоголизме Булгаковой, при том, что после первой же маленькой кинороли о Майе
заговорили как об актрисе очень талантливой, всю жизнь она играла эпизоды, роли второго
плана. Один только раз взлетела в главной роли — в драме «Крылья», где надо было сыграть
бывшую военную лётчицу, железную женщину, которую преследуют воспоминания о не
вернувшихся из боя, в чьих глазах до сих пор стынет Великая Отечественная. Как и все
актрисы своего поколения, фронтовые роли Булгакова играла особенно хорошо. Пережитое в
детстве сильно врезается в человека.
"После «Крыльев» ветераны останавливали Майю на улице: благодарили, обнимали со
слезами на глазах."
Все режиссёры отмечали игру Булгаковой в «Крыльях» как гениальную — и продолжили
приглашать на второй план. Просто очень уж необычной была у Майи Григорьевны
внешность. На советском экране должна была блистать девушка, которую хоть сейчас на
плакат. Вот интересно: в кино она почти всегда играла сложных женщин, одиноких, порой
жёстких — а в жизни была лёгкая, весёлая, постоянно окружённая вниманием мужчин — её
буквально отбивали друг у друга видные женихи.
Весенняя девочка
Майю назвали в честь месяца, когда она родилась, без лишних затей. На Руси месяц считался
«маетным», не очень счастливым для свадеб и рождений, но Булгакова родилась в советской
Украине — май был месяцем праздников. Майе повезло расти без забот, с улыбкой и песней —
она петь очень любила, напевала за любой домашней работой, а когда повзрослела, её голос
даже стали сравнивать с голосом Пиаф.
"Великая Отечественная началась очень быстро - после девятого дня рождения девочки
Майи."
Отец был офицер. Он на фронт ушёл сразу. Следом ушёл старший брат Борис. Ещё до осени
оба погибли, но Майя с мамой этого долго не знали: не всегда похоронки доходили в те годы до
семей. От фронта они уехали в Краматорск, к родне; мама пошла на завод, работать для
армии. Но вскоре и завод, и Булгаковых эвакуировали в Иркутск, в далёкую Сибирь, так
непохожую на Киевскую область, где Майя до того росла.
Жили вместе, как в Краматорске: Майя, мама, тётя, сестрёнка Валя, братишка Женя. Майя
малышам была за старшую. Пока взрослые на работе, и обед сварит, и постирает, и носы
всем вытрет. В школе училась хорошо, после школы с другими ребятами шла в госпиталь —
развлекать бойцов песнями, помогать санитаркам и медсёстрам. «Иди в артистки, как
вырастешь», говорили раненые. Майе мысль нравилась.
В положение эвакуированных в Иркутстке входили. Булгаковым дали участок — картошку
выращивать на приварок. Дети летом ещё ходили гурьбой в тайгу, собирать ягоды, грибы —
Майя быстро научилась у местных, что брать, а что оставить. Когда случилось несчастье и
мать на работе надорвалась так, что не до работы уж было, Майе подыскали местечко —
билетёршей в кинотеатре. Она взяла на себя и это. Вообще создаётся впечатление, что
именно в годы Великой Отечественной, в поздние годы своего детства, Майя взяла такой
разгон, что остановиться потом, разрешить себе отдохнуть, всю жизнь не могла. Но и не
брать тот разгон не могла тоже — не выжили бы.
"Оставалось научиться на любой работе напевать и найти, чему улыбнуться."
Едва пришла Победа, Булгаковы поехали обратно в Краматорск: ведь их там будут искать
мужчины, вернувшись с фронта... Но никто их там не искал. Пришлось налаживать новую
жизнь, убрав в архивы обе старых, военную и довоенную. Майина мама вышла замуж. Майя
закончила школу. Объявила, что едет в Москву. Во ВГИК!
Мать с отчимом пытались отговорить: с простецкой ли майкиной внешностью — в
артистки? А если и в артистки, просто попробовать можно ведь — но зачем так далеко, за
тридевять земель? Всё о твоём таланте и ближе скажут, хоть бы в Киеве. Но Майю
переупрямить было невозможно. Собрала документы, вещи, поехала в Москву и... На экзамене
еле давила из себя слова. Перепугалась. Переконфузилась. Взяли её чудом — председатель
комиссии разглядел что-то в скуластом, необычном лице. Булгакова вошла в золотой курс,
где учились Надежда Румянцева, Изольда Извицкая, Юрий Белов и другие имена разной — через
много лет — звёздной величины.
После первого фильма карьера Булгаковой сделала поворот, которого не ожидали. Внезапно
выступать она стала... с ансамблем Утёсова. Пела джаз. И как пела — на Всемирном
фестивале молодежи и студентов в 1957 взяла серебряный приз! От голоса ли, от необычного
лица, от улыбчивого взгляда — мужчины кругом теряли голову. После концерта Майе было не
пройти. Но романы она предпочитала в своём, киношном, мире. Первый роман на съёмках
крутила с Савелием Крамаровым. Первым мужем — так, ненадолго — стал для неё
кинооператор Ниточкин. От него родилась старшая дочь.
Своих двух дочерей, Зину и Машу, Майя всю жизнь любила трепетно. Хотя приходилось их
ради работы оставлять на нянь, стоило маме появиться дома, и девочки знали, что в зимний
день их будут ждать не просто чистые колготки поутру, а согретые на батарее, не просто
чистый галстук — а отглаженный. Все первые фрукты и овощи немедленно оказывались на
столе, ягоды — почти обязательный был десерт летом. Если Майя была далеко, то
обязательно звонила поговорить с детьми и по голосу могла почувствовать, если у них
образовалась какая-то детская беда.
"Первой большой любовью для Булгаковой стал Алексей Габрилович, молодой красавец,
сын режиссёра Евгения Габриловича."
Алексей и Майя стали вместе жить. Когда позже будут писать, что Майя вышла замуж за
режиссёра Габриловича-младшего, это будет лукавство: режиссёром он стал в её руках.
Даже, можно сказать, в её ежовых рукавицах. И дарование к документальному кино она
смогла рассмотреть, и сурово критиковала, оттачивая это дарование. Их союз, казалось,
будет идеальным по крайней мере с точки творчества, но беременную второй уже дочерью
Майю буквально увёл из семьи другой молодой режиссёр, тоже очень интересной внешности
молодой человек, к тому же из обеспеченной семьи — сын директора «Мосфильма» Александр
Сурин.
Потом и этот союз распался. Слишком Майя была популярна у мужчин, слишком
характером была взрывной — такое сочетание трудно бывает перенести. Был потом
английский балетмейстер Ричард Коллинз, на тринадцать лет младше — увидел Майю в
ресторане и пропал. Пытался увезти её замуж в Британию, но Майя не хотела случайно
превратиться в домохозяйку. Ведь сколько времени надо и язык освоить, и заново признания
добиваться...
«В ней было что-то языческое: высокие скулы, узкие, глубоко посаженные лисьи глаза. Она завораживала всех,
заворожила и Петю», — говорила сестра актрисы
А вот за австрийского предпринимателя Петера Добиаса замуж пошла. Когда Петер увидел
46-летнюю Майю, он был женат, с ребёнком — но потерял голову. Ездил следом за ней на
гастроли, на съёмки. Она его посылала в магазин, как мальчишку на побегушках (наверное, и
звала мальчишкой — он был младше); он носил за ней концертные платья, готовил любимые
блюда, развёлся, бросил бизнес. Кто бы мог заподозрить такие страсти, глядя то на
жёсткое, то на простецкое лицо Булгаковой в фильмах?
Они женились в конце концов, и Петер переехал в Москву. Наоборот для Майи быть не могло.
Петера Майя любила долго, до самой его смерти в июле 1994 года. Тосковала страшно;
подругу пугала фразой: «Скоро с ним буду». А в октябре 1994 попала в аварию на автомобиле.
Вместе с подругой ехала на концерт. Водитель не справился с управлением, врезался в столб.
Подруга выжила. Булгакова умерла. Глядя на то, как умирали в девяностых другие советские
кинозвёзды, даже язык не повернётся сказать, что смерть её была ужасна. Это была, похоже
та смерть, которую она хотела.
https://www.liveinternet.ru/
***************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
11 октября 2025 года
Свидетельство о публикации №225101100180