Собирательный образ

Когда героев гораздо меньше, чем прототипов -  делаю собирательный образ.

Называю это "я его слепила из того что было".

Помню, когда работали над военным проектом, пацаны "разулись и разделись". Вывернули души наизнанку.

Я собирала раздобытый материал и раскладывала по персонажам, как по тарелкам.

Главный военный консультант твердил, как мантру: "События вымышленные, совпадения - случайны".

Ветераны слушали описания персонажей и спрашивали:

- Эта история не с нашим Миней Сидоровым произошла?

- Нет, это история Васи Петрова, - убедительно отвечала я.

И это было хорошо. Типичные истории персонажей - это всегда хорошо.

Сейчас я снова столкнулась с лепкой персонажей из реального "сырья".

К примеру, ЛА - превратилась в сквозного персонажа. Её деменция очень хороший контраст для амнезии ГГ. Сложность в том, что в описании я могу сделать пояснение. В книге - я могу авторский монолог живописно расписать. В кино - всё не так просто, как кажется.

Ты должен вести этот контраст на дуэте персонажей-соседей. Но даже если это прочертить в  сценарии - в кадре эту связь очень легко порвать.

Когда-то я подметила, что, записывая белым письмом диалог двух персонажей, я уже не смогу что-то изменить. Редактировать описки, заменять слова на синонимы, или превращать бедные образы  в богатые - можно бесконечно.

Структурное построение диалога в театральном сценарии изменять нельзя. Потому что потом придётся переплетать косичку всей сцены.

В кино, казалось бы, проще. Диалоги - короткие, да, но структура события в кадре - по сути, та же косичка из визуальных образов. Выкинь что-то, и нет косы. Выкидываешь? Переплетай!

Может быть, режиссёрская правка текста сценария тем и хороша, что реж переплетёт косу события под себя. А если он не сценарист? Будет бардак вместо аккуратной причёски.

Собирать образ из живья не так просто, как кажется. Это бусы. На душу-нить персонажа. Здесь тоже есть своя "косичка". Жизнь полна разнообразия. Ворохи всякой всячины лезут в глаза, как сухая осенняя листва - под ноги.

Поэтому я пока осторожничаю и никого "не уплотняю". Но художественный фильм не просит документальной достоверности. Он просит ярких, колоритных, способных действовать персонажей.

 


Рецензии
Только сегодня подумала,размышляя над новым рассказом , а не отразить ли мне в характерах героев знакомых людей черты. Не решилась. У меня наверно всегда будет либо абсолютно выдуманная история, либо рассказ о себе.

Калина Зимняя   12.10.2025 13:59     Заявить о нарушении
Калина, здравствуйте!

У нас не бывает абсолютно выдуманных историй.
Либо по аналогии, либо о себе.
Не зависимо от того, сознательно человек использует пережитое лично или наблюдение за чем-то, кем-то. Либо бессознательно.

Пример - ребёнок.
Посмотрел как мама пирожки делает и пошёл лепить свои.
Они будут неправильные.
Но мама подучит - и всё получится.

Имхо. :-)

Женя Портер   12.10.2025 21:17   Заявить о нарушении
Бывает , Женя, абсолютно выдуманные.
Тот, на который Вы сегодня откликнулся именно такой.Правда подтолкнул на его написание настоящий достаточно въедливый человек.

Калина Зимняя   12.10.2025 21:24   Заявить о нарушении