Всадник на белом коне

Откровения Иоанна Богослова: печать первая. Всадник на белом коне — триумф или обман?

Книга Откровения (Апокалипсис) — это самый загадочный, пугающий и одновременно притягательный текст во всей Библии. Его образы — драконы, звери, чаши гнева — на протяжении веков будоражили умы богословов, художников и простых верующих. Но всё начинается с чего-то, на первый взгляд, не очень пугающего и даже в какой-то мере эффектно — со снятия семи печатей с таинственной книги в деснице Сидящего на престоле.

В статье я рассмотрю первую из них и того, кто выходит сразу после того, как Агнец (Христос) произносит: «Иди и смотри».

Немного предыстории

Иоанн на острове Патмос становится свидетелем величайшей драмы. В руке Бога — книга, исписанная внутри и снаружи, запечатанная семью печатями. Это символ Божьего плана для человечества, его судьбы и правосудия. Никто во всей вселенной не достоин раскрыть её, кроме Агнца, «закланного от создания мира». И вот Христос начинает снимать печати одна за другой.

Снимается первая печать. Раздаётся голос одного из четырёх животных, похожего на льва: «Иди и смотри!» Иоанн видит:

«Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откровение 6:2).

Загадка белого всадника

Кто этот всадник? На первый взгляд, всё указывает на победу и добро. Белый цвет в античной и библейской символике — это цвет чистоты, святости, триумфа. Венец на голове всадника (греч. stephanos — венец победителя, а не диадема царя) говорит о достигнутой победе. Лук в руках — оружие дальнего боя, символ могущества и суверенной власти.

Казалось бы, это Христос? Ведь позже, в 19-й главе, Иоанн видит снова Белого Всадника, чьё имя «Слово Божие», и Он ведёт воинства небесные. Но здесь ключевое отличие. У Всадника из 19-й главы из уст исходит острый меч, а на голове — много диадем. Его оружие — Слово. Всадник же первой печати вооружён луком, и ему дан венец. Он выходит, чтобы победить.

Две главные версии толкования

Богословы разделились на два больших лагеря, и от выбора той или другой точки зрения зависит наше понимание всей последующей цепи апокалиптических событий.

Версия первая: Всадник — это Христос и Евангелие:

Эта, более ранняя, точка зрения (её придерживались, например, некоторые святые отцы) видит в первом всаднике символ победоносного шествия Благой Вести по миру. После вознесения Христа апостолы, словно на белом коне истины, «пошли по всему миру и проповедовали», побеждая языческие верования и утверждая Царство Божье. Лук — это сила Слова Божьего, поражающего сердца на расстоянии. Эта печать открывает эру проповеди Евангелия, которая предшествует всем последующим судам.

Версия вторая: Всадник — это Антихрист или лже-мир:

Эта интерпретация, более распространённая в поздней традиции, куда более тревожна. Согласно ей, первый всадник — это не добро, а его искусная подделка. Это лже-триумф. Он выходит на белом коне, словно Христос, но его оружие — не истина, а военная и политическая мощь (лук). Ему дан венец — его власть не от Бога, а разрешена свыше на время, как испытание для человечества.

Согласно этой точке зрения, первая печать открывает эру лже-мессий, тоталитарных идеологий, которые обещают человечеству мир и процветание - «белый цвет», но ведут к завоеванию и порабощению. Это обольщение, которое предваряет настоящие ужасы: войну (второй всадник, рыжий конь), голод (третий, вороной конь) и смерть (четвёртый, бледный конь).

Почему вторая версия так убедительна?

Контекст — вот ключ к пониманию. Если мы посмотрим на следующих трёх всадников, они несут исключительно разрушение, войну, голод и смерть. Логично предположить, что первый всадник — часть одной и той же «команды», начало одной цепи событий. Он не противостоит им, а возглавляет этот мрачный парад.

Кроме того, в античном мире белый конь был атрибутом триумфатора, полководца-победителя, а не обязательно пророка. Римские императоры часто изображались на белых конях. Для первых читателей Откровения, живших под гнётом Римской империи, образ всадника с луком и венцом мог ассоциироваться с военной мощью Рима, которая, при всей своей внешней славе, была враждебна христианству.

Откровения для нас сегодня

Что же может поведать нам первая печать здесь и сейчас? Независимо от того, какая трактовка вам ближе, её послание актуально как никогда.

Если это Христос, то это напоминание о том, что прежде всяких судов и потрясений миру была дана благодать и возможность покаяния. Начало конца — это не катастрофа, а призыв обратить внимание на то, что происходит вокруг.

Если это Антихрист, то это предупреждение: не всякий триумф — от Бога. Не всё, что излучает белый свет и обещает победу, является истиной. Самые страшные тирании в истории приходили под благими лозунгами. Нужно обладать духовной рассудительностью, чтобы отличить истинного Мессию от ложного.

Таким образом, первая печать — это не просто начало апокалипсиса. Это призма, через которую мы должны смотреть на всё, что происходит в мире. Это вопрос, обращённый к каждому: «Ты способен отличить истинную победу от ложной? Ты видишь, что стоит за красивым фасадом?»

И тогда следующие всадники — Война, Голод и Смерть — предстают не как слепой рок, а как закономерное следствие выбора, который человечество делает, следуя за тем, кто вышел первым — будь то призыв к вере или обольщение ложной надеждой.


Рецензии