Настоящие герои гитары в xx веке

ПЕРВАЯ ИСТОРИЯ:
http://proza.ru/2025/10/11/1572

ВТОРАЯ ИСТОРИЯ:
http://proza.ru/2025/10/11/1864

ЦИКЛ "ТРИ ИСТОРИИ ПРО ГИТАРУ"

ТРЕТЬЯ ИСТОРИЯ: НАСТОЯЩИЕ ГЕРОИ ГИТАРЫ В  XX ВЕКЕ - ДЖАНГО РЕЙНХАРД И ТОММИ АЙОММИ

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ

Одна поучительная история из американского фильма. Популярный виртуозный гитарист на гастролях. И вдруг по дороге из одного города в другой спускает колесо. И жена гитариста его меняет. Он говорит: "Я не могу рисковать. Руки - мой бизнес!" Да, и скрипачам говорят преподаватели, чтобы они не поднимали тяжести больше двух килограммов. И все же...

---

Дорогие мои ученики, особенно юные! Я часто слышу от вас: «Вадим Викторович, у меня не получается!», «Пальцы болят!», «Ай, струны у гитары такие жёсткие!». И знаете что? Я вас прекрасно понимаю. Это — правда. Пальцы болят. Иногда до слёз. Похожие на тонкую проволоку металлические струны режут нежную кожу подушечек пальцев, поэтому начинающим гитаристам рекомендуют играть на более мягких, но не таких звучных нейлоновых. А на некоторых дешевых гитарах струны и правда стоят так высоко от грифа, что зажимать их — всё равно что пытаться перерубить канат голыми руками. Даже неправильная посадка может превратить любимое занятие в мучение!

И да, бывают и серьёзные профессиональные проблемы, например, туннельный синдром запястья. Но, друзья, это беда тех, кто играет часами без отдыха, каждый день, как одержимый. От этого страдают не только гитаристы и пианисты, но и, например, киберспортсмены, чьи кисти руки делают до десяти микродвижений в секунду мышкой! Ваши же трудности — это чаще всего просто «рабочие моменты», ступеньки, через которые проходил каждый из нас. Со временем на подушечках пальцев у гитаристов появляются мозоли, и я уверенно говорю ученикам - если их нет, значит мало играете на гитаре! По другому никак. Наш мудрый организм отвечает на стресс, у него есть свои защитные механизмы. (Лайфхак: когда настоящие гитаристы приходят сдавать кровь из пальца, они медсестре протягивают не левую руку, а правую!).

Но сегодня я хочу рассказать вам не о проблемах, а о силе духа. О том, что такое настоящее «не могу» и как его побеждают настоящие герои, люди искренне любящие музыку.

Я расскажу вам две удивительные истории. Истории о музыкантах, перед которыми наши с вами трудности — просто лёгкая разминка. Судьба им вынесла самый суровый приговор, который только можно представить гитаристу: она отняла у них сами пальцы. Но они не сдались! Они не просто продолжили играть — они стали легендами и изменили мир музыки. Их истории — лучшее доказательство того, что главный инструмент музыканта — не его руки, а его воля, его сердце и его любовь к музыке.

Готовы? Тогда усаживайтесь поудобнее. Начинаем...

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ. ДЖАНГО РЕЙНХАРДТ – ПАРИЖ В ОККУПАЦИИ, А ГИТАРА В РУКАХ

Молодой цыган Джанго Рейнхардт, чье имя в переводе с цыганского диалекта означает «Я бодрствую», жил в фургоне, припаркованном на окраине Парижа. Однажды ночью его жена уронила зажженную свечу в букет из цветов, сделанных из целлулоида – материала, который вспыхнул как порох. Фургон превратился в адский факел за секунды.

18-летний гитарист Джанго чудом выжил, но его тело было сильно обожжено. Врачи считали, что он никогда больше не сможет ходить. Но хуже всего была левая рука: парализованными оказались безымянный палец и мизинец – те самые, что являются опорой для любого гитариста. Это был приговор. Казалось бы, карьера, закончилась, не успев начаться.

Но Джанго не смирился. С рукой, заточенной в гипс на полтора года, он не прекращал мысленно играть. А когда гипс сняли, началось немыслимое: он заново изобрел технику игры на гитаре. Он разработал систему, где все соло и аккорды брались только указательным и средним пальцами. Он виртуозно использовал поврежденные пальцы для зажатия басовых струн и сложных баррэ. Из трагедии родился уникальный, ни на что не похожий стиль, стремительный и меланхоличный одновременно - цыганский джаз, или джаз-мануш.

Его слава гремела по всей Европе, на только в Париже. Не даром его прозвали Джанго Великолепный! Но началась Вторая мировая война, и в город вошли нацисты. Для цыган, которых гитлеровцы считали «низшей расой», это был смертный приговор. Джанго арестовали для отправки в концлагерь. И тут случилось невероятное.

Немецкий генерал, оказавшийся поклонником его музыки, лично отдал приказ: «Освободить этого человека. За ослушание – расстрел». Легенда гласит, что этот генерал сказал: «Франция дала миру трех великих гениев: Наполеона, Декарта и Джанго. И я не позволю вам уничтожить одного из них». И этот генерал очень сильно рисковал - расовая теория была краеугольным камнем идеологии германского фашизма. Так музыка, рожденная из пепла, спасла жизнь своему создателю.

---

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ. ТОММИ АЙОММИ – ДЕНЬ, КОГДА BLACK SABBATH НАШЛИ СВОЙ САУНД

Этот день должен был стать для 17-летнего Томми Айомми днём освобождения. Молодой парень, уже игравший в местных группах, окончательно решил, что с него хватит фабричной рутины. В тот самый злосчастный день он твёрдо наметил свой путь: отработать последнюю смену на заводе, получить расчёт и навсегда уйти в музыку, чтобы стать профессиональным гитаристом. Судьба приняла его решение с дьявольской буквальностью.

Наверно молодой парень замечтался о мировой славе (и он её достиг в итоге!) и ярких творческих свершениях. И на прощание промышленный пресс, с которым он неосторожно работал в последний раз, отрубил кончики среднего и безымянного пальцев на правой руке. Ирония судьбы была чудовищной: в тот миг, когда он выбрал свободу и творчество, его, казалось, навсегда лишили самого инструмента свободы — возможности играть на гитаре. Для него это был не просто несчастный случай — это был насмешливый приговор свыше: «Куда ты собрался, музыкант? Твоя карьера закончилась, не успев начаться».

В больничной палате Томми прибывал в полном отчаянии. Пластиковые протезы не помогали. Он лежал и слушал пластинки, понимая, что никогда больше не сможет так играть, как раньше. Но именно тогда он, по иронии судьбы, впервые услышал запись Джанго Рейнхардта. История цыгана, который виртуозно играл двумя пальцами, стала для него не просто фактом, а откровением. «Если смог Джанго, смогу и я», — подумал Айомми. Его решение бросить завод и посвятить себя музыке, лишь укрепилось, но теперь это было решение идти на прорыв, войну с собственной плотью и судьбой.

Он не сдался. Он нашёл выход: самодельные наперстки из пластиковых бутылок и воска; усилители, выставленные на полную мощность и максимальную чувствительность. Чтобы было не так больно играть, он ослабил струны, что сделано звук гитары более низким, утробным. Он стал играть проще, тяжелее и мрачнее, потому что не мог иначе.

Его физический недостаток, его боль и его упрямство стали звуковой подписью группы Black Sabbath. Те самые "тяжёлые как свинцовые шаги" (по выражению Оззи Озборна, вокалиста его группы) риффы «Iron Man» и «Paranoid» родились из этой трагедии. Его увечье, которое должно было сокрушить мечту, на самом деле помогло ему найти свой уникальный, мощный и будоражащий саунд, стать одним из создателей и главных авторитетов стиля хэви-метал рок.

Значение этой истории обретает особую значимость: иногда судьба ставит тебе ультиматум именно в момент твоего самого смелого решения. И именно тогда нужно проявить максимальную волю и упорство, чтобы пройти через это и превратить трагедию в своё главное оружие. Решение Айомми заняться музыкой прошло сквозь огонь и металл — и вышло с другой стороны закалённым, как сталь его новых риффов.

---

МОРАЛЬ ЭТИХ ИСТОРИЙ ДЛЯ КАЖДОГО МУЗЫКАНТА:

1. Препятствие – это не стена, а дверь. Иногда именно ограничения заставляют нас найти свой уникальный путь, до которого мы не додумались бы, имея все возможности.
2. Музыка живет не в пальцах, а в голове и в сердце. Техника – это инструмент, но главное – это идея, страсть и воля.
3. Ваша уникальность – ваша сила. То, что вы считаете своим недостатком, может стать вашей самой мощной творческой чертой.

Эти истории – не просто о гитаре. Они о том, что настоящее искусство рождается не из идеальных условий, а из умения мужественно превращать боль и потери в нечто прекрасное и вечное.

P.S. Могу поделиться и своей личной историей, конечно, не такой трагичной как у Джанго и Томми. У меня серьезные прогрессирующие заболевания суставов - артрит и артроз. На более важной для гитариста левой руке, зажимающей струны на грифе, неправильно сросся сломанный палец, а один из суставов вообще не работает, и я не могу брать сложные аккорды и играть скоростные пассажи. Но тем не менее я выступаю и преподаю игру на гитаре


Рецензии