Когда не понимаешь французского
Старшая сестра его обожала. Марьяна – так назвали её родители. А она дала имя своему младшему брату – Степан.
«Степаш, собирайся и не капризничай! Если ты быстро наденешь свои сапожки, то мы с тобой все лужи запрыгаем! Обещаю!»
Стёпа очень любил прыгать по лужам и, конечно же, быстро оделся. Сам!
Они пришли из садика напрочь сырые, но очень довольные! Мать, как полагается, отругала их и назвала «бедными дворняжками».
Но «дворняжки» обычно пугаются и прячутся по углам, когда их бранят, а эти двое с писком и визгом побежали на кухню.
Марьяна наложила Славику большую тарелку картофельного пюре, отрезала ломоть ржаного хлеба. Мальчик уплетал за обе щёки, жмуря глазки, когда сестра ему подмигивала.
Итак, французский…
Одноклассницы во всю готовились к спектаклю – хорошая возможность покрасоваться на сцене перед старшеклассниками. Но вот на роль старого Жерара, никто из мальчиков их класса и даже параллели не соглашался!
«Степан, у тебя двойка в полугодии будет. Ты собираешься её исправлять?» - спросила Таисия Николаевна.
«Угу, - буркнул мальчик. – А как?»
«Выучи наконец падежи и склонения! – ответила учительница. – У тебя два дня! Чтобы в пятницу был готов к контрольной! Иначе…»
«Угу», - ответил Степан, и этот неопределённый ответ говорил сам за себя.
«Степан Махов. Два с плюсом, - Таисия Николаевна озвучивала результаты контрольной. – И плюс я поставила за правильное написание слова. Молодец. А в остальном… Остаешься после уроков, будем с тобой индивидуально заниматься».
Друзья выбежали на школьный двор с мячом.
«Эх, - с досадой подумал Степан. – Чёртов французский!»
«Заходи. Чего стоишь в коридоре?» – показалась в дверях голова Таисии Николаевны.
Мальчик прошёл в кабинет и бухнулся на стул за партой на первом ряду.
«Так, - сказала учительница. – Я понимаю, что доп занятия не изменят ситуацию, поэтому предлагаю тебе сделку. Ты участвуешь во всех спектаклях в этом году, а я, зажмурившись, вывожу тебе трояк за год. По рукам?»
Степан не верил своим ушам. «Даа, - у него получилось произнести вопросительно и сдавленным голосом. Он испугался, что сделку аннулируют из-за его нерешительности и вновь повторил тоже самое, но громко и уверенно. – Да! Да, Таисия Николаевна. Кого надо играть? Зайчика?»
«Какого зайчика, Степан? – хмыкнула учительница. – Старика! У тебя главная роль!»
То, что пронеслось в голове у мальчика при этих словах трудно описать. Примерно было следующее: подтрунивание одноклассников, репетиции после уроков, галдёж девочек, их суета и разговоры полушёпотом о старшеклассниках и рука Таисии Николаевны, которая выводит в журнале, как она выразилась сама, «трояк».
По итогу: мальчику понравилось быть на сцене, и сделку продлили на год, а потом до окончания школы.
Армия.
Для Степана армия была по-мужски красивым периодом. Элитные войска Спецназа. Патрулирование города. Охрана концертов. И всё это в классной форме!
После армии жгучая влюблённость поразила в самое сердце.
И алкоголь усиливал желание творить глупости, о которых в последствии сам Степан будет отзываться ёмким словом «дичь».
Юношеская влюблённость не переросла в любовь.
Алкоголь сделал своё дело – Степан случайно женился и стал папой. Хорошая была у него жена, правильная. И, поэтому, Степан быстро заскучал с ней. А потом решил: лучше никак, чем так.
Никак длилось примерно лет 10.
За эти годы пронеслись яркие мгновения отвязных, страстных, ни к чему не ведущих романов. В этих связях не было ощущения «чем так», но и разочарований было не меньше.
«Ни к чему не ведущие» замужние дамы прошлись по самооценке каблучками и оставили глубокие следы в «лучше никак, чем так».
А потом... на морском берегу, в лучах заката, Степан увидел её!
Она сидела к нему спиной. И даже не видя её лица, он понял – это она, та, которая похожа на ту, о которой он мечтал.
И всё то в ней было «так», и ни грамма «лучше никак».
Очарование настолько затмило его разум, что её омерзительные выходки казались ему милыми особенностями. И пока он утопал в своих иллюзиях о совместном будущем, она уже понимала, что это только его иллюзии, а не общие планы на жизнь.
Степан.
Он любил её всю.
Он прощал ей всё.
Он думал, что это поможет.
Он просто не знал, что любить за двоих нельзя.
Он просто не мог поверить в то, что это не навсегда.
А она, она научила его, что такое очень даже может быть! Она была плохой учительницей. Не то, что Таисия Николаевна! Никаких взаимовыгодных сделок она, его любимая, совершить не могла. Зато она "хорошо" могла вышвырнуть из «школы», отбив желание "учиться".
К чёрту её!
Это не профессионально.
Это бесчеловечно.
И это глупо.
Она вся глупая!
Степан еле выкарабкался.
Но выкарабкался!
Он решил опять пойти в «школу».
Но он часто пропускает уроки.
Особенно те, которые касаются непройденного материала.
Трудно из раза в раз осознавать, что ты не понимаешь…
Свидетельство о публикации №225101100229
Лиза Молтон 18.10.2025 18:05 Заявить о нарушении
Благодарю за отклик)
Мой рассказ скорее не про жизнь в целом, а про решения и выбор конкретного человека, Степана. Который имеет дело с последствиями решений, которые за него принимали.
Вера Мормуль 19.10.2025 20:52 Заявить о нарушении