Кому нужны технологии, делающие нас моложе?
В 1849 году художник и писатель Джон Раскин написал книгу под названием «Семь ламп архитектуры».
Книга сразу же стала бестселлером изменила ход искусства и дизайна XIX века. Раскин стал одним из ведущих общественных мыслителей викторианской эпохи. Почему вместо правил он написал о семи «лампах»? Потому что лампы «направляют», а правила «диктуют».
Рёскин предпочитал принципы, которые можно было понять и следовать, а не строгие законы, которым нужно было слепо следовать. И вот какими они были...
1. Лампа жертвоприношения
Точка зрения Раскина была проста: у вас не может быть хорошей архитектуры, если вы не готовы ради нее работать и платить за нее.
Если наша цель состоит в том, чтобы построить как можно больше и как можно дешевле, то, хотя это и может «функционировать», это не будет великой архитектурой.
Тоже самое и с шоколадом. Шоколад не будет улучшать здоровье, если он сделан из некачественных и дешевых ингредиентов. Благодаря огромному количеству сахара он будет пользоваться спросом. Но об улучшении здоровья человека речи не может идти.
Ничто хорошее в этом мире не дается легко; то же самое относится и к архитектуре и шоколаду для здоровья.
Таким образом, даже если строить красивые здания дорого (хотя зачастую и не так дорого, как мы думаем), как еще это могло быть?
Хорошие вещи обходятся дорого, будь то материалы, ингредиенты или труд. Поэтому шоколад для здоровья не может быть дешевым.
2. Лампа Истины
Раскин выступал против трех видов архитектурного обмана:
~Когда материал сделан так, чтобы выглядеть как-то, он таковым не является.
~Когда в здании есть поддельные конструктивные элементы.
~Когда что-то, сделанное машиной, выглядит как сделанное вручную.
Рёскин, например, терпеть не мог искусственное дерево или мрамор.
Он считал, что где бы мы ни использовали материал, внутри или снаружи, мы не должны скрывать его истинную природу. Поступая так, вы оскорбляете людей, тратите время рабочих, ресурсы и ухудшаете здание — это кажется фальшивкой.
Бывают исключения: иногда нам нужно, например, побелить стены. Но это не один материал, притворяющийся другим; мы «знаем», что смотрим на побеленную кирпичную стену, поэтому обмана нет. Между тем искусственный деревянный пол нас обманывает.
Тоже самое и при производстве шоколада. В целях экономии в шоколад часто добавляют усилители запаха и вкуса. Или добавляют пальмовое масло вместо натурального масла какао - бобов. А ванилин точно отличается по своим целебным свойствам от натуральной ванили. Вы видели в продаже шоколад с натуральной ванилью « Бурбон» с Мадагаскара? Я нет. Хотя в состав моего шоколада он всегда входит.
3. Лампа Силы
Под «силой» Раскин имел в виду способ, которым чувство масштаба, определенных пропорций и определенного расположения формы и материала инстинктивно привлекают наше внимание.
Большая часть величайшей архитектуры неизбежно относится к такому типу.
Но, утверждает Раскин, это не волшебство: есть технические причины, по которым здание может произвести на нас такое впечатление.
Например, здание, в котором отсутствуют последовательные завершающие линии, часто теряет всякое ощущение «силы», которое оно могло бы иметь.
В конце 19 века небоскребы были чем-то новым. Никто не знал, как заставить их выглядеть «правильно».
Изучите архитектуру Луиса Салливана. Сравните его здание Уэйнрайт и его непрерывные вертикальные линии с довольно запутанными аркадами бывшего здания New York Times. Это и есть «сила».
Или, что более драматично, сравните базилику Святого Петра в Риме с собором Святого Павла в Лондоне. Независимо от других качеств собора Святого Петра, тот факт, что его купол спрятан за фасадом, в конечном итоге умаляет его «силу». Совсем по другому выглядит собор Святого Павла.
Относительно шоколада я назвал бы лампой здоровья. В рецептах шоколада, которые делали иезуиты содержалось, порой, более ста ингредиентов. И этот шоколад улучшал здоровье людей. Сейчас 99.999% выпускаемого шоколада состоит из трех - четырех ингредиентов. В большинстве случаев такой шоколад приводит к инвалидности вкуса у людей из за огромного количества, содержащего в нем не очень качественного сахара. Мало кто из женщин пользуется духами из трех ингредиентов. Такие духи называются тройным одеколоном. Обычно хорошие духи содержат более 80 компонентов.
4. Лампа Красоты
Определяя красоту, Раскин сосредоточился на основных принципах, из которых мы все черпаем ее ощущение: цвет, абстрактная форма, декор, орнамент и пропорции.
Он привел «Колокольню» Джотто во Флоренции как пример объединения элементов красоты. Эта Лампа, конечно, самая субъективная — у каждого разное представление о красоте.
Но основная мысль Рёскина заключалась в том, что мы действительно должны хотеть создать что-то прекрасное; мы должны верить, что красивая архитектура, что бы это ни значило, достойна внимания.
И конкретные принципы красоты, изложенные Рёскином, в равной степени применимы и к «Колокольне» Джотто, и, скажем, к мечетям Исфахана, дворцам Раджастана или храмам Киото. У всех прекрасных зданий мира есть определенные общие принципы.
То же самое с шоколадом. Несомненно, вкус шоколада должен быть превосходным. Но надо учитывать, что каждый человек имеет свой особенный вкус. И при этом шоколад, несомненно, можно произвести вкусным для многих.
5. Светильник жизни
Под «Жизнью» Раскин в основном имел в виду украшения, хотя более глубокий принцип идет дальше.
Он выступал против рабского следования традициям и обращения с рабочими как с машинами, чья работа заключалась в том, чтобы создавать именно то, что им велели.
Раскин считал, что где бы мы ни нанимали кого-то для «украшения» здания, будь то скульптуры или что-то еще, они должны иметь свободу следовать своим творческим наклонностям и получать удовольствие от своей работы.
В результате получается разнообразная, глубоко человечная, живая форма архитектуры.
6. Лампа памяти
Раскин считал, что мы должны строить для всех возрастов — что мы должны помнить о будущих поколениях, а не только о своем собственном, когда бы мы ни проектировали новые здания.
Размышляя об архитектуре в таком масштабе, мы сразу же повышаем наши стандарты по всем направлениям.
Только подумайте, как мы восхищаемся архитектурой прошлого со всего мира. И огромные толпы туристов около таких зданий наглядное подтверждение этому.
Но Раскин не имел в виду, что мы должны не просто подражать прошлому; его точка зрения заключалась в том, что если мы хотим хорошей архитектуры, мы должны всегда думать о будущем.
7. Светильник послушания
Раскин глубоко критиковал архитекторов XIX века, которые стремились к «оригинальности» ради нее.
Прошлое передало нам бесчисленные модели того, как строить хорошо и красиво. Игнорирование их - это не оригинальность, а высокомерие. Но под «послушанием» Раскин не имел в виду слепое подчинение традициям — он презирал рабское следование «правилам».
Скорее, он имел в виду уважение к принципам, которые чтят, лелеют, сохраняют и передают из поколения в поколение. Нам не нужно копировать прошлое, но мы должны учиться на нем.
Тоже самое относится и к рецептам шоколада. Надо внимательно изучить рецепты шоколада для здоровья, созданные в прошлом и на их базе создавать новые, которые имеют больше полезных свойств.
И это «Семь ламп архитектуры» Рёскина, хотя и сильно упрощенные. Поэтому его произведение требует прочтения полностью.
Самое замечательное в этих «Лампах» то, что они универсальны: они не применимы ни к какому стилю, эпохе или стране.
Он определил архитектуру как «искусство, которое так располагает и украшает здания, воздвигнутые человеком для любых целей, что вид их способствует его психическому здоровью, силе и удовольствию».
Кому не нужны здания, которые сделают нас счастливее и здоровее? Кому не нужен шоколад, который сделает человека моложе и здоровее?
Правдивы ли еще «Семь ламп» Рёскина, если они вообще когда-либо были правдивы? Можем ли мы чему-то научиться, применив их к современной архитектуре? Есть ли какие-нибудь «лампы», которые вы бы добавили (или убрали!) из этого списка?
Возможно, мое сравнение архитектуры с шоколадом и не совсем правильно с одной стороны. Но если мы рассмотрим пример лампы №2, когда натуральные материалы специально заменяются на что то другое. Напомнило мне писательство, созданное искусственным интеллектом. Некоторые авторы пытаются его преподнести как за собственное. Что на самом деле таким не является.
Свидетельство о публикации №225101100260
