Почему нам нравится архитектура прошлого?

Почему нам нравится архитектура прошлого?

Если вы хотите понять неоготическую архитектуру, просто посмотрите на замок Гогенцоллернов в Германии.

Это кажется слишком хорошим, чтобы быть правдой, и это потому, что это так.

То, что вы здесь видите, — это не средневековый замок — ему меньше 200 лет.

На этом величественном холме на окраине Швабских Альп уже более тысячи лет существовали какие-то укрепления.

Замок 11-го века был разрушен и заменен в 15-м веке, прежде чем второй замок в конечном итоге полностью пришел в упадок.

Затем, в середине XIX века, владельцы этого разрушенного замка — знатный Дом Гогенцоллернов, немецкая императорская семья — решили построить что-то новое.

Это будет одновременно резиденция и памятник их семье и ее долгой и легендарной истории.

Таким образом, в 1846–1867 годах под руководством архитектора Фридриха Августа Штюлера был построен новый «замок».

Но это был всего лишь замок с виду; это не настоящее военное укрепление, каким когда-то были средневековые замки.

Напротив, это архитектурная фантазия, вдохновленная средневековьем.

И какая фантазия!

Это страна чудес часовен, лестниц, валов и бальных залов, наполненная расписными сводами, скульптурами, резьбой и витражами.

Невозможно забыть, как он возвышается над окружающим пейзажем, словно кадр из фильма.

Когда-то это место было необходимостью для обороны, но к XIX веку оно стало, хотя и оставалось символически и политически важным для Гогенцоллернов, в основном эстетическим.

Замок Гогенцоллернов был построен во времена готического возрождения, когда архитекторы по всей Европе отвернулись от неоклассической архитектуры 18-го века и приняли средневековье.

Строительство Вестминстерского дворца в Лондоне началось десятью годами ранее.

И вскоре после Гогенцоллерна было построено самое известное достижение этой эпохи неоготики — по крайней мере, в Германии — Нойшванштайн.

Это был проект короля Баварии Людвига II, богатого, но бессильного короля, жившего в мире грез рыцарских рыцарей и прекрасных девиц.




Но готическое возрождение XIX века касалось не только архитектурных фантастических замков и дворцов.

Были также железнодорожные станции, такие как Сент-Панкрас Гилберта Скотта, а также суды, школы, приходские церкви, библиотеки, мосты и... обычные дома.

Не забудьте небоскребы!

Потому что готическое возрождение не закончилось в 19 веке; в Соединенных Штатах оно дожило до эпохи небоскребов.

Возьмем, к примеру, башню Трибьюн в Чикаго, Вулворт-билдинг в Нью-Йорке или Кафедральный собор в Питтсбурге.

Были еще неоготические водонапорные башни!

Даже инфраструктура, которая якобы была чисто функциональной, представляла для архитекторов и градостроителей XIX века возможность использовать башенки, трилистники и остроконечные арки.

Но почему Гогенцоллерн – и готическое возрождение в целом, и все эти другие здания – так важны?

Потому что те, кто строил и проектировал эти сооружения, не были обязаны имитировать архитектуру Средневековья.

Они просто решили сделать это.

Готическое возрождение в архитектуре было частью более широкого возрождения интереса к Средневековью.

Будь то в литературе — Вальтер Скотт или лорд Байрон — или в искусстве — прерафаэлиты, например, или Каспар Давид Фридрих — или в музыке — Рихард Вагнер.

Средневековье было популярно.

Другими словами, несмотря на все прочие соображения, существовал широкий спрос на неоготическую архитектуру — и именно это они и построили.

Они не копировали в точности средневековую архитектуру; использованы современные материалы и методы.

Но они дали людям то, что они хотели.

Вы не получите архитектуру, если не захотите ее; Убежденность и желание всегда являются первым шагом.

Возьмем, к примеру, Фрауэнкирхе в Дрездене, восстановленную менее 30 лет назад после разрушения во время Второй мировой войны.

Или Большой Суконный ряд Ипра, разрушенный во время Первой мировой войны и восстановленный в 1960-х годах.

Или Кинкаку-дзи, 600-летний храм, сгоревший в 1950-х годах и тут же реконструированный.

Или древняя Башня Желтого Журавля в Ухане, последний раз перестроенная в 1980-х годах.

Или колокольня Святого Марка в Венеции, когда-то средневековая, но восстановленная в 1912 году после обрушения.

Или даже четырехтысячелетний Зиккурат Ура в Ираке, частично реконструированный в 1980-х годах!

Во всех случаях это были «исторические» стили архитектуры, и тем не менее каким-то образом можно было строить в этих стилях...



Миллионы людей по всему миру не особенно довольны тем, что мы вольно называем «современной архитектурой».

Независимо от того, какой «исторический» стиль им нравится — готический, раджпутский, омейядский, древнегреческий, барокко или сефевидский — люди, как правило, больше любят старую архитектуру.

И все же, говорят им, просто невозможно строить так, как мы когда-то.

Возможно, это так, но Гогенцоллерн и все эти другие здания, независимо от их «стиля», напоминают нам, что такая архитектура возможна, если мы действительно хотим ее построить.

Мы могли бы исследовать возникновение неоготической архитектуры, новую интерпретацию средневековых методов, какие конкретные готические стили были возрождены и как они спорно восстанавливали старые здания.

Но сердцем готического возрождения было простое убеждение строить именно таким образом.

Существует множество увлекательных задач и сложных вопросов, будь то экономика или разработка определенного стиля, но все они зависят от желания и решения строить с их использованием.

И это одна из вечных истин архитектуры.

Напоминает великий собор Чарта, фасад которого представляет собой смесь романских и готических элементов, о чем свидетельствует асимметрия двух башен.


Рецензии