Внимание и глупость

«Вы становитесь тем, чему уделяете свое внимание». -Эпиктет. Эпикте;т — древнегреческий философ-стоик; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу. Проповедовал идеи стоицизма: основная задача философии — научить различать то, что находится в нашей власти, а что — нет.

Мы живем в эпоху, когда внимание является самым востребованным товаром. Если что-то привлекает наше внимание, оно, однозначно, захватывает и нас. Что мы смотрим, что читаем, кто мы рядом… Все, что поглощает наше внимание, поглощает и формирует нас . Очень важно, чтобы мы это поняли. Если вы подвергаете себя достаточному количеству негатива, все, что вы видите и делаете, будет окрашено в соответствующие цвета. Но мы, конечно, это знаем , верно? Это старый мусор на входе и на выходе.

Хотя это не просто очевидный мусор, от которого мы должны себя остерегаться. Я не говорю о том, чтобы просто ограничить потребление реалити-шоу или грязной рэп-музыки. Я говорю о том, чтобы рассматривать внимание как ограниченный ресурс, который требует нашего тщательного распределения и резервирования, как нечто выделенное нам, что мы активно распределяем или не распределяем. Я говорю о тихих убийцах, на которых мы упорно концентрируем свое внимание, и о животворящих действиях, на которых мы не обращаем внимания.

По сути, у нас есть два выбора: стать хозяевами своего внимания или подчиниться силам, которые за него борются.
Внимание — один из тех нематериальных элементов нашего существования, о которых мы, кажется, осознаем только тогда, когда у нас возникают проблемы с его предоставлением. Я не могу уделять внимание [вставьте вещь, которая требует намеренной умственной энергии]. Мне скучно. Ой, извини, я не обратил внимания. И поэтому возникает вопрос: куда именно направляется все это внимание, где мы, кажется, исчерпаны именно тогда, когда оно действительно могло бы нам послужить? Говоря на минутку с научной точки зрения, наш мозг склонен знать, когда на определенные детали не стоит обращать внимание, поскольку в противном случае он был бы полностью перегружен работой  . Именно поэтому можно проехать из точки А в точку Б и не всегда помнить о поездке . Фильтрация ненужной информации уже является автоматической функцией нашего мозга. Итак, представьте, если бы в течение большей части нашей жизни, которая действительно требует сознательного участия, мы решили стать активными участниками процесса восприятия, выборочно выбирая то, что заслуживает нашего внимания? 
«…разве это не верх безумия изучать несущественные вещи, когда времени так катастрофически мало!» -Сенека

Было бы глупо игнорировать то, как становится все труднее сосредоточиться на том, что важно. Хотя мы знаем, что в конечном итоге наш разум и умственные способности полностью подпадают под наш контроль , мы должны признать эволюцию сил, которые пытаются лишить этого контроля. Я не собираюсь быть одним из тех, кто полностью демонизирует социальные сети, поскольку есть доказательства того, что они оказали положительное влияние на социализацию человека. Как однажды сказал мудрый философ, истина находится на волоске. Глупость всегда в избытке. 

Чем больше времени вы проводите в социальных сетях, тем меньше у вас желания участвовать в реальном мире, поскольку мы иногда рассматриваем это как участие. Или, что еще хуже, чрезмерное потребление жизни других людей заставляет нас чувствовать себя менее удовлетворенными своей собственной. Чем больше вы смотрите новости, тем более нервным, скептическим и «неконтролируемым» вы себя чувствуете. Вы видите достаточно одних и тех же людей, совершающих преступления, и тем больше вы подсознательно (а иногда и сознательно) обобщаете. Но кто бы это признал?

Все становится больше, ярче, удобнее и сенсационнее, что фактически делает нас более предсказуемыми и недоверчивыми. Такие атрибуты будут продолжать оставаться неизбежной частью все более технологичного мира. Отрицать это или бороться с этим было бы напрасно (в конце концов, подумайте о массах людей, которые выступали против автомобилей или самолетов). Лекарство от болезни, которая постоянно привлекает наше внимание, находится только в нас самих. Мы решаем, кому это достанется, как это сознательно повлияет на нас и сделает ли это нас лучше . Если это не делает нас лучше, мы соответственно двигаемся дальше.

«Мир, каким мы его создали, — это процесс нашего мышления. Его невозможно изменить, не изменив наше мышление». -Альберт Эйнштейн
И поэтому мы можем спросить:  как нам изменить свое мышление? Изменяя входные данные или, скорее, вещи, которым мы уделяем внимание. Идеи, которые мы потребляем, формируют нас, а то, что формирует нас, становится миром.
Найдите секунду и сядьте в это.

Чувствуете ли вы себя комфортно с тем, что формирует вас, формирует мир? Отражают ли ваши предложения мир будущего, в котором вы хотите, чтобы жили ваши дети? Должны ли вещи, которым вы уделяете свое слишком ограниченное внимание, приносить вам дивиденды и объединяться в мир, в котором вы можете чувствовать себя хорошо? Мы либо живем как бездумные потребители, просто пытающиеся пройти через это, либо как заинтересованные игроки, осознанно осознающие последствия наших решений. Или где-то посередине, вероятно, пугающе приближаясь к первому. Где бы мы ни оказались, верно следующее: будьте легкомысленны со своим вниманием, и оно будет легкомысленно с вами.
Теперь позвольте мне подчеркнуть, что эта концепция внимания не начинается и не заканчивается тем, чем вы занимаетесь в свободное время. Неправильная работа может похитить внимание так же, как и неправильное телешоу. (Хотя это более тонкий разговор для другого дня.) Насколько нам известно, мир будет существовать еще довольно долго. Станем ли мы жертвами того, как средства массовой информации хотят, чтобы мы воспринимали мир? Или изменим разговор, сосредоточив внимание на том, что мы можем контролировать? Марк Аврелий говорит, что «добрый удел состоит из… добрых расположений души, добрых порывов и добрых поступков».

Стоит повторить. Добрые расположения души, добрые порывы и добрые поступки.  Не обманывайтесь, думая, что политика и политика – это то, что нас спасет. Полностью отвлеките свое внимание от этой идеи. Если человек не изменится, ничего и никто не изменится. Проблема в обмене сообщениями, и в обмене сообщениями есть и решение. Пусть послание, которое мы раскрываем, будет только тем, что подстегивает нас к раскрытию нашего наивысшего потенциала.
Давайте перейдем к практике.

Если мы увидим что-то достаточно, мы будем жаждать этого. Если мы достаточно чем-то занимаемся, нам в конечном итоге становится трудно видеть себя вне этого дела. Вы сравните себя с этой штукой. Вы почувствуете меньше, чем эта штука. Вы будете жаждать этого, вы будете бояться этого, вы будете вдохновлены или ослаблены этим. Когда дело доходит до того, чем вы занимаетесь, спросите себя: делаете ли то, чему я уделяю внимание, чтобы стать лучше? Действительно ли эта вещь достойна моего постоянно истощающего внимания? Мы находимся на таком этапе истории, когда контролировать среду становится все сложнее (уведомлений и интеллектуальных устройств предостаточно), но мы можем контролировать вводимые данные. За кем мы следим, какие подкасты слушаем, как часто проверяем каждую платформу и т. д. Как и время , внимание следует рассматривать как дефицитный ресурс. И, как мы уже говорили, мозг может обрабатывать только ограниченное количество стимулов; давайте разумно выбирать стимуляторы. В мире, где обмен знаниями на отупляющие развлечения, а реальных людей на пиксели является нормой, будьте тем человеком, который хочет большего за свое внимание .

Если мы становимся тем, чему уделяем внимание, как говорит Эпиктет , эти вещи должны стоить стать . Должно быть, в них стоит превращаться или бояться. А полное раскрытие — единственное, чего стоит бояться, — это то, что мешает вам быть лучшим на своем пути. Воспринимайте это самым обоснованным, наиболее практичным и преобразующим образом. Проще говоря, смотрите на вещи через призму того, сделают ли они вас лучше или нет. Что касается внимания, это наш призыв к действию.

«Твоя жизнь слишком коротка, и у тебя есть важные дела. Будьте разборчивы в том, какие образы и идеи вы допускаете в свой разум. Если ты сам не выбираешь, каким мыслям и образам себя подвергать, это сделает кто-то другой, и его мотивы могут быть не самыми высокими». -Эпиктет

Будьте скупы на свое внимание. Ваша жизнь слишком коротка, и у вас есть важные дела.  Берегите свой разум и берегите свои глаза, прекрасно зная, что кто-то всегда находится за углом и пытается вас в чем-то убедить.
Ключевой элемент – если не ключевой элемент – стоической философии – это утверждение контроля над своим разумом. Неизбежно, многое из этого требует контроля над тем, что приходит вам в голову и, следовательно, над вашим вниманием. Выбирая, кто привлечет наше внимание, мы выбираем, кем мы станем. Мы — сумма наших вкладов. Пусть эта истина переосмыслит то, чем мы занимаемся и почему.

Жрецы ацтеков с помощью своего уникального шоколада могли погружаться в « цветные сны», которые соответствовали тем цветам и растениям, которые входили в состав шоколада и могли точно определить на чем надо концентрировать внимание Императору и Высшей Аристократии Империи Ацтеков. Например, на увеличении урожайности в стране или войне с соседями.


Рецензии