Нужна ли классификация искусства?
Готика - (1350-1450)
Поздний расцвет средневекового искусства. Мало заботы о «реалистичности» — сотни фигур, втиснутых в невозможные малые пространства, обилие деталей, странные замки и множество цветов.
Последние дни рыцарства в искусстве.
Раннее Возрождение (1425-1490)
Итальянские художники, вдохновленные классическим искусством Древней Греции и Рима, осваивали реалистическую перспективу, человеческие формы и естественное освещение.
Но вещи все равно были достаточно стилизованы — пережитки готики.
Высокое Возрождение (1490-1530)
Краткое завершение итальянского Возрождения. Леонардо, Рафаэль и Микеланджело — этот знаменитый триумвират доминирует в эпоху натуралистического, идеализированного и гармоничного искусства.
Мягкие цвета, плавная манера письма и акцент на человеческой форме.
Нидерландский Ренессанс (1420-1570)
Одновременно с итальянским Возрождением произошла аналогичная революция в искусстве Северной Европы, особенно в Нидерландах.
Они были мастерами очень детализированных, почти фотореалистичных картин маслом и фантастически причудливых произведений.
Маньеризм (1530-1600)
Своеобразное время для европейского искусства, вызвавшее много споров. Возможно, все дело было в поиске нового направления искусства после великих высот Возрождения.
Экспериментальный, искусственный, своеобразный — как на портретах Джузеппе Арчимболо.
Барокко (1600-1750)
Эпоха настолько обширная, что ее едва ли можно описать должным образом.
Хотя, от ужасного и призрачного искусства Караваджо до напыщенных и красочных классических картин Рубенса, барокко в целом было эпохой интенсивного драматизма в искусстве.
Впрочем, как Караваджо и Рубенса называют барочными, несмотря на их огромные различия, так и кого-то вроде французского пейзажиста Клода Лоррена.
Подобные пейзажи, идеализированные и в высшей степени классицистические, наконец-то становились серьезным жанром.
Рококо (1730-1780)
Легкомысленная эволюция барокко, тесно связанная с европейским высшим обществом до революций XIX века.
Театральный и причудливый, лучше всего запечатленный Джованни Баттистой Тьеполо в Италии и Фрагонаром или Ватто во Франции.
Неоклассицизм (1780-1815)
Художественная реакция на легкомыслие рококо; художники и мыслители обращались за вдохновением к Древней Греции и Риму.
Строгий, смелый, статный — таков был стиль французских революционеров, прежде всего Жака-Луи Давида.
Романтизм (1790-1850-е гг.)
Реакция против Просвещения и эпохи науки.
Романтизм был о силе, красоте и тайне природы, а также о глубинах человеческой души и наших эмоций.
Искусство возвышенного — чем бы оно ни было.
Прерафаэлитизм (1848-1900)
Своеобразное британское движение, целью которого было вернуть правдивость, любовь к природе, яркие цвета и энергию средневекового искусства.
Первоначальное Братство прерафаэлитов быстро распалось, но на протяжении десятилетий они оказывали влияние на викторианское искусство.
Академизм (1815-1900)
Это был стиль культурных учреждений Европы XIX века, который преподавался в академиях и пропагандировался на выставках.
Вдохновлен эпохой Возрождения, обычно идеализированной, и полностью посвящен сценам из мифологии или истории.
Реализм (1840-1900)
Бунт против искусства Академий.
Такие художники, как Жан-Франсуа Милле и Гюстав Курбе, приходили в мир и рисовали обычные сцены.
Они хотели изобразить неидеализированный мир таким, какой он есть на самом деле: пот, кровь, грязь и слезы.
Импрессионизм (1871-1926)
Движение, изменившее мир, возглавляемое Моне и Мане.
Они хотели найти более реалистичный способ изображения действительности, чем академизм, против которого они восстали.
По сути, импрессионизм посвящен влиянию света на мир вокруг нас.
Пуантилизм (1884-1925)
Движение, основанное одним человеком, Жоржем Сёра, и продолженное его учеником Полем Синьяком.
Вдохновленные новой наукой о человеческом зрении и оптике, они создавали картины из тысяч крошечных отдельных цветных точек.
Символизм (1857-1914)
Странное европейское художественное движение конца XIX века, в ходе которого художники отступили вовнутрь.
Это по-прежнему «реалистическое» искусство, но оно наполнено малопонятными образами и загадочными сценами, зачастую мрачными и фантастическими.
Вспомните Моро, Мальчевского, Бёклина и Климта.
Тонализм — стиль живописи, получивший известность в Соединенных Штатах в конце 19 — начале 20 веков. Художники, связанные с этим движением, стремились передать в своих пейзажах созерцательное, атмосферное настроение. Они часто использовали ограниченную цветовую палитру, уделяя особое внимание тонам и оттенкам, чтобы передать ощущение гармонии и спокойствия. Известные художники, такие как Джеймс Макнил Уистлер и Джордж Иннесс, были ключевыми фигурами в формировании движения тоналистов, оставив неизгладимый след в мире искусства.
Кубизм (1907-1920-е гг.)
Как следует из названия, это движение, основанное Пикассо, было направлено на преобразование мира, каким мы его воспринимаем, в другую реальность: реальность геометрии.
Частично это было вдохновлено тем, как камеры могут снимать объект под разными углами.
Арт-деко (1920-1935)
Арт-деко чаще всего ассоциируется с архитектурой и дизайном интерьера: четкая геометрия, эффектное освещение, блестящие поверхности и атмосфера, которая даже спустя столетие кажется футуристической.
Тамара де Лемпицка, вероятно, была лучшим художником в стиле ар-деко.
Экспрессионизм (1900-1930-е гг.)
Эдвард Мунк был предшественником конца 19 века со своим знаменитым «Криком».
Экспрессионизм был искусством эмоций: неестественные и яркие цвета, искаженные формы и лица и почти кошмарная интенсивность.
Поп-арт (1950-1970-е годы)
Рой Лихтенштейн, который наряду с Энди Уорхолом был выдающимся художником в стиле поп-арт, сказал, что он понимает, что галереи будут воспринимать как искусство что угодно — даже писсуары — за исключением рекламы и популярного искусства, скажем, комиксов.
Так родился поп-арт.
Граффити (некоторые называют это вандализмом, но я думаю, что это искусство. Особенно со всеми стилями и техниками, которые с ним связаны)
Некоторые другие художественные движения ХХ века:
1 Дадаизм (Дюшан)
2 Готический экспрессионизм (Бэкон)
(Также фовизм, футуризм, конструктивизм, брутализм).
Нельзя не отметить Высокое Возрождение, Романтизм и Гиперреализму. Среди моих любимых произведений — «Буря на Галилейском море» Рембрандта. Замечательное произведение, которое, к сожалению, было украдено. Кроме того, меня восхищают некоторые гиперреалистичные работы, например потрясающая работа Диего Фацио.
Это упрощенный и неполный список.
У каждого из этих движений есть множество собственных подразделений, и большинство из них в любом случае относятся только к западному искусству.
Существует мир искусства, слишком объемный и разнообразный, чтобы его можно было оценить количественно.
Но, опять же, все эти «измы» даже не так уж и важны. Ни одно движение никогда не рисовало картину — это может сделать только человек.
Понимание искусства — если это вообще возможно! — дело не в том, чтобы отличить маньеризм от барокко.
Итак, даже если размышления о движениях могут быть полезны, они также могут отвлекать.
Мы не должны путать понимание того, когда и кто что-то нарисовал, с пониманием или полной оценкой произведения.
Как вы заметили, важен не «изм», а то, почему художник нарисовал картину. Что было движущей силой и в каком контексте заставило художника создать картину.
Не зная, что побудило Карраваджо написать «Усекновение главы Иоанна Крестителя», вы получаете 10% смысла картины.
Свидетельство о публикации №225101100531
