Архитектура ночи
Речь идет о том, как мы освещаем наши города, здания и улицы.
И хотя она зародилась в Нью-Йорке 1920-х годов, в 2023 году «Архитектура ночи» становится важнее, чем когда-либо…
Понятие «Архитектура ночи», или «Ночная архитектура», впервые появилось в 1920-х годах.
Хотя мы освещали наши города на протяжении веков, именно с изобретением мощного электрического освещения стал возможен новый вид ночного городского пейзажа.
Первые эксперименты были проведены в конце 19 века во время Всемирных выставок, особенно в Париже в 1889 году и в Чикаго в 1893 году.
Возьмем, к примеру, Эйфелеву башню, построенную для Всемирной выставки 1889 года — на тот момент самое высокое здание в мире — оснащенную прожекторами.
Ничего подобного никто еще не видел — времена свечей и газовых ламп прошли; Эпоха электричества вот-вот должна была начаться.
Четыре года спустя в Чикаго эксперименты с электрическим освещением получили новый импульс.
К 1920-м годам важность света стала очевидной — не только для освещения зданий и улиц, но и в рекламе.
Людям, пережившим перемены, трудно представить, насколько *ярче* стали города.
Возьмем, к примеру, Таймс-сквер в Нью-Йорке.
Но не все считали, что электрическое освещение используется правильно. Как сказал один критик о лондонской площади Пикадилли:
«Это отвратительно и противоречиво... никакая архитектурная схема не проходит через электрические вывески».
Таким образом, архитекторы, дизайнеры и градостроители стали более тщательно задумываться о том, как использовать освещение.
В 1929 году Гордон Селфридж даже сказал: «Сегодня свет так же необходим для архитектурного производства, как цвет для художника».
И именно американский архитектор в стиле ар-деко Рэймонд Худ, спроектировавший Рокфеллеровский центр и Американское здание радиатора, кажется, первым придумал термин «Архитектура ночи».
«Архитектура ночи» Часть II
Худ считал это новым видом искусства, который едва получил распространение.
И если мы посмотрим на Рокфеллеровский центр Рэймонда Худа, мы увидим, насколько серьезно он подошел к его освещению.
Это далеко не «диссонирующая» площадь Пикадилли; Здесь у нас есть тщательно подобранное освещение, чтобы подчеркнуть масштаб, возвышенную драму и парящие линии.
Архитекторы, такие как Худ, поняли, что освещение не является произвольным — при правильном использовании оно может улучшить дизайн здания и улучшить внешний вид города в целом.
Или, при небрежном использовании, электрическое освещение может превратить города в эстетический и психологический адский хаос.
Крайслер-билдинг представляет собой вершину первой эпохи ночной архитектуры, схема освещения которого разработана Уильямом Ди Джакомо и Стивом Негрином.
Почти столетие спустя он все еще поражает воображение игрой света и тени, столь типичной для ар-деко.
Рост городов замедлился в 1940-х годах, а затем снова ожил после Второй мировой войны и продолжается, затаив дыхание, до сегодняшнего дня.
Освещение также претерпело значительные изменения, и поэтому Архитектура Ночи вступила в новую эпоху.
Просто посмотрите на Куала-Лумпур.
Или возьмем Sky Beam, установленный на крыше отеля Luxor Las Vegas в 1993 году; это самый мощный свет в мире.
Его видно почти за 300 миль.
Предсказание Рэймонда Худа о том, что «Архитектура ночи» только начинается, подтвердилось.
Вся концепция ночной архитектуры основана на том простом факте, что освещение заставляет здания и целые города выглядеть ночью совершенно по-другому.
Рассмотрим сингапурские сады у залива.
Днем странная металлическая конструкция; ночью — разноцветная фантазия.
Или стамбульская башня Чамлыджа.
Наша современная «Архитектура ночи», целиком основанная на цвете, каким-то странным образом напоминает витражи средневековых соборов.
Чистота формы: цвет и свет являются стихийными силами и, следовательно, более непосредственными, чем любая другая форма искусства.
И в этом есть важная наука: освещение оказывает колоссальное влияние на нашу психологию, здоровье и поведение.
В конце концов, мы эволюционировали в соответствии с солнцем и циклом дня и ночи.
Таким образом, Nocural Architecture – это не только эстетика; речь идет также об общественном здравоохранении.
И «Архитектура ночи» — это не только новые здания; это также позволило нам освещать старые здания способами, которые раньше были невозможны.
Соборы, и без того внушающие благоговейный трепет, стали только лучше благодаря огромным потокам света, падающим на них.
И дело не только в небоскребах.
«Архитектура ночи» касается *всего*, что мы строим, от дорог до футбольных стадионов.
Например, стадион «Альянц Арена» в Мюнхене, домашний стадион футбольного клуба «Бавария», который подсвечивается разными цветами.
И Архитектура Ночи важна как никогда.
Наша городская среда быстро расширяется, и где бы у вас ни был город, вам *нужно* освещение.
Почему бы нам тогда не подумать об освещении более тщательно?
Как понял сто лет назад Рэймонд Худ, освещение — это отдельная форма искусства, обладающая огромным эстетическим и художественным потенциалом для улучшения нашей городской среды.
Не говоря уже о психологии света, который может сделать нас счастливыми или подавленными, энергичными или уставшими, комфортными или сбитыми с толку.
И это Архитектура Ночи.
Технология осуществила мечту Худа; Возможности превратить наши города в тщательно подобранные калейдоскопы света и цвета, освещения и тени практически безграничны.
Пришло время восстать Архитекторам Ночи.
Свидетельство о публикации №225101100546
