Ведьмин лес в Степном овраге. 2022 год

(Из путевых заметок. Октябрь.)

Наиболее яркое впечатление субботней прогулки – скорость, с какой рогатая задница исчезла в густом мрачном ельнике.

Понятно, что рога у животины росли не из .., в общем, откуда надо, оттуда и росли. Но в покрывавшем днище оврага рыжем высокотравье Миша разглядел только это не слишком ветвистое украшение косули, а моему взору досталось лишь мелькнувшее пару раз белое пятно подхвостья, которое охотники зовут зеркалом.

В общем, это был никакой не мутант, а привычный обитатель тех мест. Чуть позже Анна разглядела удравшую от нас косулю в глубине елового леса и всё удивлялась, как это я не вижу такое крупное животное.

- Где? Не вижу…
- Да вон же она стоит! Вон … Ой! А куда она исчезла? Только что была тут…

Ельник ответил угрюмым молчанием. Настороженно замолчал и Михаил, который обычно первым в нашей компании реагировал на появление лесных обитателей, будь то зверь или птица. Сейчас, шедший первым, он остановился, явно прислушиваясь к чему-то.

- Слышали? Звуки какие-то…
- Какие звуки? Может, ветер? (Ага, в лесу тишина, ни одна веточка не шелохнётся.)
- Какие-то непонятные … неприятные.

Плотом он махнул рукой: «Да, ладно, ерунда всё это. Шагай вперёд!»

И подчёркнуто вежливо посторонился, пропуская меня на узкой дорожке, переваленной с обочин разлапистыми царапучими валежинами.

Шагая дальше, я вспоминал похожую еловую рощу на обширном луговом участке левобережья Березяка, что на Южном Урале. Когда-то давно, заглянув под плотный тёмно-колючий покров, мы, поражённые его мрачностью, назвали тот лесок ведьминым.

От воспоминаний отвлёк прогал меж ёлок справа, где на заднем плане - берёзово-кустарниковый склон оврага, а на переднем – большая грязная лужа с вытоптанными до чернозёма берегами. С первого взгляда стало понятно: это кабанья ванна. Поду-у-умаешь, обычное дело.

А второй взгляд отметил … колыхание воды в этой ванне. Про безветрие напомнить?
Переглянулись с Мишей и прибавили шагу, поторопив нашу спутницу. А то идём, понимаешь, еле ноги передвигаем…

Но оказалось, дальше особо не разгонишься: дорожку многократно перевалили еловые сушины с густо торчащими во все стороны ветками, из-за чего и снизу не подлезть, и сверху не перебраться. А лес по сторонам настолько густо захламлён валежником, что обойти колючие «шлагбаумы» стоило нам немалых трудов. Поэтому первые – положительные – впечатления от встречи с редкой в наших краях хвойной породой (ещё знаю небольшую – тоже рукотворную – еловую рощу в Жигулях) сменили эмоциональную окраску на прямо противоположную. Одно слово – ведьмин лес!

К тому же всё никак не удавалось найти подходящее брёвнышко в не слишком травянистом и не очень продуваемом месте: только вышли из ельника, откуда ни возьмись, ветер появился. А погода прямо-таки располагала к обеденному костру: на смену студёному, хоть и солнечному, утру пришёл пасмурный полдень с периодической мелкой моросью из низкого неба.

Тут кстати (с какой такой стати?!) по оврагу пропала грунтовка, и дальше его сузившееся днище представляло собой густо-травянистый кочкарник, испещрённый то ли старыми колеями, то ли звериными тропами. Вероятнее всего, присутствовало то и другое, поскольку, пробираясь по извилистой топтанке, дважды стряхивал с рук клещей: эти мерзюки знают, где устраивать засаду на теплокровных.

После нескольких неудачных попыток отследить на местности хорошо различимую на карте дорогу («гладко было на бумаге …») пошли краем леса у подножия правого склона, благо, с направлением движения в овраге ошибиться трудно. Затем пару раз попытались пересечь долину, чтобы шагать вдоль левого борта оврага, но тут днище оказалось заболоченным. Дальше, т.е. ниже по оврагу, воды стало больше, зато – ура! - со склона справа-сзади пришла грунтовка.

Сразу и не слишком трухлявая берёзовая колода на обочине нашлась, и полотно дороги оказалась для костра очень даже подходящим пожаро-безопасным местом. Убили двух зайцев: обед довели до кондиции на горелке, а костёр обеспечил романтику и всё такое – ну, вы понимаете. Правда, копотный дым от костра, топливом для которого стали берестяные лохмотья, был не песенный - тот, что «создаёт уют», но это такие мелочи!

После обеда, хотя погода и не поменялась, все трое почему-то стали замечать яркие краски в природе, будь то разворошённые ветром кроны берёз или ковёр кленовых листьев под ногами.
Даже болото с веснушками палой листвы на зелёной воде выглядело совсем не мрачным.

Но всё-таки, самое яркое впечатление субботней прогулки …


Рецензии