Красные клены
МОМИДЗИГАРИ (или просто момидзи), то есть смотрение на клены, известно давно и прочно входит в национальные традиции Страны Восходящего Солнца. Подобные традиции, связанные с природой, зародились когда-то в сельской среде, но затем были переняты изысканной знатью.
В «ПОВЕСТИ О ГЭНДЗИ» (а это, на минуточку, рубеж X-XI веков) упомянуты соответствующие дворцовые празднества, в том числе ПРАЗДНИК АЛЫХ ЛИСТЬЕВ (одноименная глава): «Под сенью высоких дерев, убранных багряными листьями, собралось сорок музыкантов, невыразимо сладостно пели флейты, им вторил ветер в соснах, он гулял над землей, будто настоящий вихрь, прилетевший с далеких гор, срывая и увлекая за собой листы…» Далее рассказывается, как «в их багряном кружении» юный прекрасный принц танцевал перед собранием двора.
Кроме того, праздник красных кленов связан с легендой, оформленной в театральную ПЬЕСУ (автор Кандзэ Нобумицу, начало XVI века), многократно сыгранную на разные лады, ставшую национальным достоянием. Название пьесы повторяет название праздника – Момидзигари. Речь там идет об ОБОРОТНЕ-ДЕМОНЕ, который превратился в красавицу, любовавшуюся красными кленами, чтобы завлечь и погубить побольше чувствительных кавалеров. Но одному из них на помощь пришли высшие силы, в результате чего рассекреченный демон был убит. Причем, если воин имел в руке ВОЛШЕБНЫЙ МЕЧ, то демон оборонялся кленовой веткой. Видимо, таким образом были уравновешены возможности сторон. К тому же божественная справедливость – дело в любом случае непререкаемое, а парень и так едва справился.
История сделалась настолько популярной, что меч, которым сражался победитель демона, однажды был найден в совершенно материальном виде в одном старом храме и оттуда поступил в императорский дворец. Говорят, меч в самом деле старинный, но выкован позднее написания пьесы - в VIII веке, зато будто бы самим Амакуни Ясуцуна, знаменитым кузнецом из Ямато.
Любопытно, что автор пьесы сделал своего героя членом рода ТАЙРА, хотя и дал ему вымышленное имя. Тайра – это вообще отдельная тема, поскольку с этой фамилией связана междоусобная война, национальный эпос и разные страшные истории-КАЙДАНЫ, которые не так страшны, как историческая быль. И об этом стоит поговорить отдельно. А пока вернемся к алым кленам.
РИСУНОК, который предваряет эту заметку, посвященную осени, был сделан мной в связи с красотой фотографии, которая как-то попалась мне на глаза. Он выполнен гуашью и далеко уступает гравюре на золотом фоне, созданной в качестве иллюстрации к «Повести о Гэндзи» художником XX века Хироаки Мияяма. Но все-таки и мне довелось внести свой небольшой вклад в Праздник алых листьев.
(25.09.2025)
Свидетельство о публикации №225101100763
