Историческое музыковедение

У российского исторического образования есть пробел: студены не знают историческую музыку, которую им не преподают. Отчасти проблему решают музыкальные школы, но музыкальное образование среди студентов-историков - большая редкость.

Историческую музыку можно разделить на два вида:

1) музыка - исторический памятник/источник ("Варшавянка", "Марсельеза", "Белла чао", "Гимн народовольцев", "Песня Единого фронта", "Бандиера росса", "На сопках Маньчжурии" и др.);

2) музыка - историческая иллюстрация ("Саламбо", "Спартак", "Аида", "Князь Игорь", "Иван Сусанин", "Борис Годунов", "Орлеанская дева" и др.).

Разумеется, преподавать надо оба аспекта, попутно уделяя внимание инструментоведению, развитию музыкальной жизни обществ, биографиям композиторов и др.

Целенаправленное преподавание исторического музыковедения на исторических факультетах будет не только развивать историческую эрудицию будущих историков, но и будет способствовать их погружению в ту или иную эпоху, возникновению музыкальных ассоциаций с той или иной эпохой или исторической личностью, развитию их эстетического вкуса и в целом повышению их общего культурного уровня.


Рецензии
Занятия музыкой вообще интеллектуально развивают, память, мелкая моторика, формирование нейронных связей, и т.д. Музыка должна быть обязательным предметом для всех, включая военных.
А то,о чём Вы пишете, называется муз.литература, и её очень не любят студенты муз. училищ. А я жалею, что в своё время пошёл на оркестровое отделение, а не на муз.литературу, она мне до сих пор интересна, это та же история с другого ракурса.

Вячеслав Горелов   11.10.2025 15:59     Заявить о нарушении
"Музыкальная литература" - это название предмета в музыкальных учебных заведениях. На исторических факультетах этот предмет должен называться "Историческое музыковедение".

Павел Густерин   11.10.2025 18:48   Заявить о нарушении