Осенним вечером

По выходе из офиса Марк Платонович случайно наткнулся на спешащую навстречу Анджелу Власьевну.

– Ой, простите! – пропела Анджела, хотя до столкновения не хватало целых полметра. – Марк Платонович, я как раз к вам…

– Что-то случилось? – немного нахмурился, но тут же смягчился Марк Платонович. – Анджела Власьевна, сегодня прием уже законче…

– Я просто хотела спросить… – Анджела порывисто убрала шелковистый локон со лба. – Давайте отойдём? – и не дожидаясь ответа, потянула доктора за рукав.

Нехотя подчинившись, Марк Платонович последовал за ней. При биполярных расстройствах снисходительность к наблюдаемым пациентам никогда не бывает излишней.

– Вот вы говорите, – произнесла Анджела, присев на скамейке и ожидая, когда собеседник последует ее примеру, – что время всё лечит, что активная деятельность, общение помогут пережить утрату… Но все живут в обществе, знакомятся и общаются, но при этом говорят, что каждый умирает в одиночку. Что вы думаете?

«…И рождается тоже», – подумал Марк Платонович, вслух же сказал:

– Анджела Власьевна, честное слово… Может, в другой раз? – уловив тень безысходности во взгляде женщины, он быстро продолжил: – Знаете, что я думаю? По-моему, полная чушь! По одиночке никто не умирает, разве что путник в пустыне. Откуда вы это взяли?

– Ну, есть такая расхожая фраза, даже какой-то немец книгу написал… Я, правда, не читала. Зато в «Смерти Ивана Ильича» у Толстого сказано, что… это просто ужасно!

– Понятно, начитались всякой всячины. Читайте-ка лучше комедии да женские романы, на худой конец – детективы. С вашей тревожностью это больше подойдет. Договорились?

– Но многие старики умирают дома, и им даже некому подать стакан воды и вызвать помощь! Собака прячется от всех под крыльцо, чтобы умереть! – Анджела, зажав в руках сумочку, с широко распахнутыми глазами чуть не кричала.

– Успокойтесь, пожалуйста, любезная Анджела Власьевна. Собаки – неразумные создания. Про стариков что сказать? Есть учреждения, где за ними присматривают…

– Дома престарелых! – фыркнула Анджела, поёжившись.

– И что? Общество заботится о них, помня об их прежних заслугах. Есть госпитали, медицинские центры. У многих есть родственники, которые о них пекутся, когда они при смерти, не покладая рук и даже забывая о своем здоровье, – тут Марк Платонович осторожно намекнул на относительно недавнюю смерть после долгой болезни мужа Анджелы Власьевны. – Кстати, как ваша дочь?

– А у вас есть родственники?.. Ах, дочь. Дочь хорошо, последний курс остался, сейчас с подружками гуляет. Всё-таки, почему же так говорят? Ну, об одиночестве и смерти? – Анджела принялась теребить кожаную розочку на сумке.

– Да кто же их знает? Люди погибают на войне и в катастрофах, – если можно так сказать, в компании себе подобных. Многие умирают за идею или выполняя своё призвание в этом мире. Их трудно назвать одинокими. О них помнят, их любят. Как вы любите… любили своего Виктора.

– Но у него был иногда такой тусклый взгляд, будто даже не узнавал никого... когда уже…

– Может, его мысли были заняты другим? – Марк Платонович внимательно посмотрел на собеседницу. – Знаете, хоть это и не совсем научно, но в определенных кругах принято считать, что смерть – это еще не конец, а только разлучение души с телом. Некоторые даже с радостью покидают этот мир. И покидают далеко не в одиночестве. Кому-то являются умершие родные, а кому-то… другие существа.

Рядом приземлилась и стала важно прохаживаться чёрная ворона, видимо, ожидая от беседующей парочки чего-нибудь съестного.

– Ангелы и демоны? Да-да, я читала, – с расстановкой проговорила женщина, продолжая теребить цветочек на сумке. – Но всё-таки плохо, когда человек один умирает. Ему может быть так больно и одиноко, что и думать ни о чём невозможно. Вдруг он не сможет настроить себя на нужный лад? И тогда…

– Мы слишком, наверное, далеко зашли. Тут лучше поговорить с представителем… духовного профиля. Но в любом случае, уверяю вас, эти опасения напрасны.

– А если никто даже не узнает, что человек при смерти? Кто за него будет молить?! Ведь тогда эти существа могут!!!..

Тут Анджела вскрикнула, так как в этот момент розочка от сумочки оторвалась и оказалась у нее в руках. Одновременно ворона, то ли испугавшись, то ли поняв, что больше здесь ловить нечего, размашисто вспорхнула к зданию.

– Дайте посмотреть. – Марк Платонович, поправив очки, аккуратно взял одной рукой сумку, другой – цветочек у растерянной женщины. После нескольких неудачных попыток, цветочек удалось пристроить на прежнее место. – Вам вредно так волноваться, Анджела Власьевна. Магний B6 пьете?

– Ах, да. Кажется.

– Приходите завтра, у меня будет окно после двух, – произнес доктор, подавая руку пациентке. – А сейчас, разрешите вас немного проводить. И хватит уже думать на тему смерти. Для нас, надеюсь, это пока неактуально…

Несколько пожелтевших листьев, гонимых осенним ветром, последовали за удаляющейся парой.


Рецензии
Помни о смерти! Так еще древние говорили. Человек, который помнит о смерти, по настоящему дорого ценит каждую минуту жизни. Но это в теории. На самом деле думать о смерти совсем не хочется. Поэтому смерть всегда неожиданна! Даже если она ожидаема!Хорошо написали. И тема актуальная!!

Яша Цариценко   12.10.2025 12:30     Заявить о нарушении
Безусловно, вы правы, Яков! Спасибо за отзыв и комментарий!

Михаил Владимирович Бочаров   10.11.2025 17:29   Заявить о нарушении