Вениамин 1785, митрополит Казанский и Свияжский

Митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович): Жизнь и служение благочестивого пастыря

Вениамин (в миру Пуцек-Григорович Василий Григорьевич) родился в начале XVIII века в тихом уголке Полтавской губернии. Происходя из семьи значковского товарища малороссийского Лубенского полка, он с ранних лет проявлял склонность к духовным делам, что привело его в Киевскую духовную академию. Окончив академию, молодой человек вступил на путь служения Богу и людям, предначертанный ему судьбой.

В 1733 году Вениамин был назначен учителем Казанской семинарии, с большим рвением и усердием обучая будущих пастырей. Лишь через семь лет, в 1740 году, он принимает монашеский постриг и начинает углублённо уделять внимание своей духовной жизни. С 1741 года Вениамин становится префектом семинарии, а в 1744 году - архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря и ректором Казанской семинарии.

Одной из главных черт характера Вениамина стала его способность к проповедническому служению. Он с самоотверженностью отправлялся на миссии к магометанам и язычникам, успешно обращая их в христианство. Его труды в области просвещения народов, таких как татары, черемисы, мордва и вотяки, остались в памяти, как свидетельство глубокого заботливого отношения к душам своих прихожан.

В 1748 году Вениамин был хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского и вскоре переведен на Тверскую кафедру, а затем на Псковскую. Его карьера продолжала развиваться, и в 1761 году он становится архиепископом Санкт-Петербургским, что свидетельствовало о его высокой репутации в церковных кругах.

Однако, с началом правления Екатерины II, Вениамину пришлось столкнуться с новыми вызовами. Система назначения на высшие иерархические посты начала меняться, и в результате Вениамин был переведен в Казань в 1762 году, где многие считали его неугодным. Находясь на этой кафедре, он демонстрировал свою добродетель и благочестие, считая каждое место служения даром Божиим.

Учитывая тяжелые испытания, выпавшие на долю Вениамина, можно выделить его стойкость во время моровой язвы в 1771 году, когда он пригласил уникальную чудотворную икону для обретения защиты города. Его осуждение пугачевского восстания и недопущение к участию в смуте стали заметными в истории его служения. Однако в результате ложного доноса, он был арестован, но вскоре его невиновность была доказана.

С освобождением в 1775 году императрица Екатерина II постаралась компенсировать Вениамину моральный и материальный ущерб, предоставив ему сан митрополита и средства на восстановление Казанской семинарии и архиерейского дома.

В 1782 году Вениамин был уволен на покой с правом управления Казанской Седмиозерной пустынью, где и завершил свою земную жизнь 21 июня 1785 года. Его мощи покоятся в соборном храме Казанской Седмиозерной Богородицкой пустыни, сохраняя свою нетленность и память о жизни этого выдающегося человека.

Вениамин запомнился как мудрый архиерей, искренний пастырь и патриот своей епархии, оставивший заметный след в истории Русской православной церкви и в сердцах тех, кто его знал. Его жизнь является ярким примером служения Богу и людям через служение и самоотверженность, вдохновляя будущие поколения духовенства и верующих.
По отзыву Спасского архим. Платона (Любарского), который близко знал митр. Вениамина, он был:

"нравом чистосердечен, незлобив, правдолюбив, строг с милостию, благочестив, к трудам звания своего охотен, щедр, наук и ученых людей любитель, в защищении своих подчиненных и прочих бедных старателен, обходителен, гостеприимен, во всем подлости нетерпящий, - словом, всеми приличными сану его свойствами одарен".
Труды
Воззвание к народу во время пугачевского бунта. // Казанские губернские ведомости. 1844. № 36, 37.
Слово на 25 день мая. М., 1704.
Увещательное послание к пастве. // Православный собеседник. 1859. II. с. 205-210.
Слово в публич. собор. Казанской гимназии 1775 г. М., 1775.
Письма Вениамина, архиеп. Казанского к архим. Платону Любарскому. // Русский архив. 1871. № 1. с. 237-240.
Литература
Никанор (Каменский), архиеп. Собрание сочинений. Казань, 1909. с. 481.
Поселянин Е. На молитве. Пг., 1916. с. 470.
Рункевич С.Г. Александро-Невская Лавра 1713-1913. СПб., 1913.
Благовещенский А. История Казанской духовной семинарии. Казань, 1871. с. 37.
Опатович, свящ. История С.-Петербургской епархии. // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. т. VI. с. 92-94.
Макарий, архим. История Нижегородской иерархии (1672-1850). СПб., 1857. с. 127-133.
Булгаков. с. 1401, 1406, 1410, 1411, 1414.
Толстой Ю. № 82.
Денисов. с. 235, 242.
Строев. стб. 265, 289, 294, 381, 444, 605.
Исторические сведения о г. Арзамасе. 1911. с. 99.
Труды КДА. 1874. март. с. 4.
Известия Казанской епархии. 1885. № 18. с. 599-600.
-"- -"- 1907. № 8. с. 242.
Симбирские епархиальные ведомости. 1898. № 12. с. 90.
Исторический вестник. 1885. февр. с. 467.
-"- -"- 1888. авг. с. 414, 415.
Православный собеседник. 1858. авг. с. 583.
-"- -"- 1859. июнь. с. 203-210.
-"- -"- 1866. июль. с. 247.
-"- -"- 1867. янв. с. 60, 64.
-"- -"- 1874. июнь. с. 91, 95.
-"- -"- 1901. янв. с. 24-25.
-"- -"- 1905, июль-авг. с. 481.
-"- -"- 1907. окт. с. 450.
-"- -"- 1909. нояб. с. 598.
Русская старина. 1870. т. 2. с. 505, 506.
-"- -"- 1875. май. с. 122, п/с.
-"- -"- 1876. апр. с. 738.
-"- -"- 1879. авг. с. 592; окт. с. 197.
-"- -"- 1883. нояб. с. 364, 366 п/с.
Русский архив. кн. 3. № 11. с. 506.
ЖМП. 1958. № 9. с. 15.
БЭС. т. II. с. 1138, 1633, 1936, 2108, 2149.
БЭЛ. т. VII. с. 711-712.
БЭЮ. т. IV. с. 642.
ЭС. т. V-а. с. 920.
Использованные материалы
Биография на сайте "Русское Православие":
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2763
"Исторический очерк о Казанской духовной семинарии" // Страница официального сайта Казанской семинарии:


Рецензии